Тема: Менеджмент в изобразительном искусстве

В России рынок изобразительного искусства существует не более 10-15 лет, в настоящее время находится на начальном периоде роста.

Объем российского арт-рынка в сотни раз меньше западного. Это обусловлено тем, что в советское время предметы искусства практически не продавались и не окупались. Существовала такая практика, когда государство через учреждения культуры выступало заказчиком и само приобретало предметы искусства через государственную систему закупок, у большинства обычных людей практически отсутствовала не только возможность, но и желание картины, скульптуры и другие предметы ИЗО. В данный период нарушалась исторически-сложившаяся в течение многих веков логика воспитания, культура быта – формирование вкуса через приобретение, коллекционирование предметов искусства, что и превратило эту область в элитарную.

В таких условиях в начале 90-х в нашей стране произошло возрождение бизнеса в ИЗО. Систему рынка изобразительного искусства составляют художественные галереи. Первой из таких галерей в конце 80-х было зарегистрирована галерея масок, регистрация произошла как рекламно-художественного кооператива. В какое-то время этот кооператив был единственным в своем роде, но вскоре на западе возникла мода на все русские, советское.

Западные коллекционеры покупали картины русских художников за огромные деньги, целые коллекции скупались без всякой экспертной оценки. Это привело к наполнению рынка подделками и картинами малоизвестных и зачастую не очень талантливых художников.

Со временем на российском арт-рынке ужесточилась конкуренция, повсюду открывались сотни галерей, а бизнесом стали заниматься предприниматели, зачастую они приобретали предметы ИЗО как средство сохранения и преумножения капитала. Художники, почувствовав большие деньги, почти перестали создавать настоящие произведения искусства. В этих условиях рынок развивался и в обществе наступила значительная стабильность, равновесие.

Однако, в середине 90-х ситуация резко изменилась, произошел незримый перелом в благосостоянии людей и следование о том, как тратить деньги. Этот перелом негативно сказался на покупаемости предметов искусства. Случился первый крах еще только зарождавшегося арт-рынка. Возросла мгновенная плата, цены поднялись, рынок перестал развиваться. Арт-бизнес в любом обществе очень чувствителен к любым политическим и экономическим изменениям. Он первым принимает на себя удар, но возрождается последним. Поэтому кризис 1998 года в России кардинально изменил структуру российского арт-рынка. Ушло в небытие большое количество спонсоров, а в след за ними галерей и художников, живших на их деньги. Отпали дилетанты и случайные люди.

Таким образом, сложилась существующая сейчас в арт-бизнесе жесткая профессиональная среда. Методы и способы зарабатывания денег у галерей достаточно разнообразные, но обычно их всего два: во-первых, средства полученные за счет результатов собственной деятельности и, во-вторых, средства полученные от спонсоров. Большинству галерей приходится зарабатывать самостоятельно, привлекая спонсоров лишь на отдельные крупные проекты. И благодаря этому какое-то время могли существовать, даже не продавая в картины, а вкладывая в художников и скульпторов. Достаточно популярны мастерские, как сопутствующий вид деятельности. Тем не менее, многие существуют исключительно за счет средств, получаемых от продажи предметов ИЗО.

Д/З: найти галереи (10 зарубежных, 10 русских), коллекционеров (5 челов), словесный портрет коллекционера.

Художественные галереи регистрируются как структуры, в ходе своей деятельности имеют следующие расходы: аренда, коммунальные платежи, налоги. В совокупности эти расходы составляют порядка 70% от всех расходов галереи. Следующая значительная часть расходов – это проведение выставок. Организация небольшой выставки в Москве обойдется устроителям от 4 до 10 тысяч долларов. Выставочное пространство должно быть идеально: освещение, влажность и т.д. Стоимость хорошей экспозиционной работы начинается от 1500 тысяч рублей. Если же выставляется фотография, то галерея обычно участвует в ее производстве и себестоимость такой сделки доходит до 6 тысяч рублей. Дополнительно к этому идут каталоги выставки, которые должны быть напечатаны на хорошей бумаге высокого качества. Если выставка проходит за рубежом, то включается стоимость доставки, страховки, переезда сотрудников. Стоимость самой картины, конечно, зависит от имени художника. Молодые мастера обычно оценивают свои работы примерно в 3 тысячи рублей. Известные и титулованные живописцы остановили свою планку от 250,000 до 600,000 тысяч рублей. В случае смерти художника цена неоднократно возрастает. За рубежом знаменитые мастера продают от 100, 150 тысяч долларов и выше.

Взаимоотношение участников арт-рынков: (3 субъекта)

Наши рекомендации