Своеобразие скульптуры в России конца XIX — начала ХХ века
Судьба скульптуры теснейшим образом связана с новым ощущением пространства в архитектуре - пространства, переставшего быть пассивным вместилищем предметных форм и наделенного, подобно световоздушной среде в пленэристической живописи, активной способностью к подвижным трансформациям зрительного образа.
Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет.
Академическая школа:
Беклемишев Владимир Александрович (1861— 1919)
Начальное художественное образование В. А. Беклемишев получил в Харькове. В 1878 г. Беклемишев стал вольнослушателем, а через год учеником скульптурного отделения Петербургской АХ.
В 1888 г., посетив Париж, Беклемишев обосновался в Риме, где работал до 1891 г. Наиболее известным произведением итальянского периода стал выполненный в мраморе бюст "Христианка первых веков" (1891). В то же время появились и портретные работы Беклемишева, одни из которых продолжали традиции салонного академизма учителей - фон Бока и Лаверецкого (два "Мальчика", 1890), другие свидетельствовали о несомненном реалистическом даровании скульптора, его умении серьезно и вдумчиво наблюдать натуру.
Вернувшись на родину, Беклемишев показал итальянские работы на выставке 1892 г. и был удостоен за них звания академика. Всеобщее внимание привлекла небольшая бронзовая статуя "Как хороши, как свежи были розы" (1892), сделанная по мотивам стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Литературная повествовательность с оттенком сентиментализма была характерной тенденцией в изобразительном искусстве тех лет.
Беклемишев становится профессором-руководителем скульптурной мастерской Высшего художественного училища при АХ. С искренней теплотой вспоминали Беклемишева даже самые строптивые ученики, отрицавшие, в поисках собственного пути, косность академических доктрин. По словам С. Т. Конёнкова, "добропорядочный, аккуратный, вежливый" Беклемишев "был воплощением старой Академии", однако "интересы искусства он ставил выше личных отношений". Другая его ученица - Голубкина замечает: "Только в одном я с ним согласна, что он вводит в скульптуру психологию". Преподавание не препятствовало плодотворной творческой деятельности скульптора в области станковой, мемориальной и монументальной пластики.
В числе лучших прежде всего следует назвать жанровую композицию "Деревенская любовь" (1896), которую одобрительно приветствовал В. В. Стасов и сразу же приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. |
В большом ряду скульптурных портретов, созданных Беклемишевым, бюсты видных деятелей русской науки и культуры - физика Н. Н. Бекетова (1894), художников А. А. Риццони (1902) и В. Е. Маковского (1906), музыкантов М. Н. Беляева (1903), В. И. Софонова(1910) и др. Среди многочисленных портретных статуэток, мастерски выполненных с натуры, особой пластической выразительностью отличается изображение сидящего в кресле актера В. Н. Давыдова (1916).
Беклемишев довольно часто представлял свои проекты в конкурсах на монументальные произведения. Из них были осуществлены памятники А. С. Грибоедову для русского посольства в Тегеране (1904), Ермаку в Новочеркасске (1904), С. П. Боткину в Петербурге (1908). В 1897 г. в Петербургской консерватории была установлена большая мраморная статуя П. И. Чайковского, высекавшаяся в Италии по модели Беклемишева. Бронзовый отлив другой значительной работы мастера - мраморного бюста А. И. Куинджи (1913) - был поставлен в 1914 г. на надгробии художника в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Гуго Робертович Залеман (1859—1919)— русский скульптор, профессор Академии художеств.
Родился в С.- Петербурге,учился в Академии художеств, где был награждён в 1883 малой золотой медалью за статую «Орест, преследуемый фуриями», а в 1884 — большой золотой медалью за барельеф «Битва титанов с олимпийцами». В следующем году отправился за границу на четыре года в качестве пенсионера Академии, посетил Дрезден и Мюнхен, работал же преимущественно во Флоренции и Риме и выполнил там барельеф «Харон перевозит тела умерших через Стикс». По возвращении в Санкт-Петербург обратил на себя всеобщее внимание прекрасной группой «Кимвры», показанной на академической выставке 1890.
Реализм:
Сергей Михайлович Волнухин (1859 - 1921)
Почти всю свою творческую жизнь скульптор С. М. Волнухин провел в Москве, где родился, жил, работал и был связан с МУЖВЗ, где обучался с 1873 по 1886 г., а с 1894 по 1918 г. преподавал. Занимался Волнухин сначала на архитектурном отделении, затем на живописном у В. Г. Перова, а позднее у скульптора С. И. Иванова. Некоторое время (в 1882 г.), прервав занятия в училище, он совершенствовал свое искусство в стенах Петербургской АХ, где получил малую золотую медаль за скульптурный этюд с натуры "Лошадь" (1882), а в 1886 г. - звание неклассного художника.
Одновременно с самостоятельной творческой работой в области скульптуры Волнухин начал и педагогическую деятельность. Сразу же по окончании МУЖВЗ он преподавал в городских училищах и в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В эти же годы (1887-93) выполнял модели для художественных изделий мелкой пластики и заказы на декоративные лепные украшения.
Позднее определились два основных жанровых направления в работе скульптора: небольшие статуэтки камерно-бытового характера, часто портретные, и портретные бюсты. Среди первых особенно интересны портретные фигуры художников С. В. Иванова (1901), А. М. Корина (1902), писателей Н. В. Гоголя (1901), Т. Г. Шевченко (1913-14), статуэтка "Читающий татарин" (начало 1900-х).
Среди бюстов наиболее известен портрет П. М. Третьякова (1899), выполненный вскоре после кончины основателя знаменитой галереи. |
Но главным образом Волнухин прославился как автор памятника первопечатнику Ивану Федорову (открыт в 1909), ставшего характерной достопримечательностью Москвы. Основатель книгопечатания в России представлен за работой, держащим в руках оттиск листа первой русской напечатанной книги "Апостол". Как и жанровые статуэтки Волнухина, памятник имеет камерно-бытовое звучание, но у него более обобщенные, пластически ясные и ритмически организованные формы. |
В 1910 г. Волнухин получил звание академика. Свыше двадцати лет (1895-1918) он руководил скульптурной мастерской в МУЖВЗ, с 1917 по 1921 г. преподавал в ГСХМ и московском Вхутеине. Он внес значительный вклад в развитие русской пластики как педагог. Среди его учеников такие известные в будущем мастера, как Н. А. Андреев, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Т. Конёнков и др.
Бах Роберт Робертович (1859-1933 гг.) — работал в жанре скульптурного портрета. Вершиной творчества Баха являются памятник «Пушкин – лицеист», установленный в Царском Селе в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта.
Одной из крупных и наиболее известных работ Р. Р. Баха является памятник М. И. Глинке на Театральной площади. К 100-летию со дня рождения композитора Русское музыкальное общество объявило конкурс. Победил проект скульптора Р. Р. Баха. Памятник был открыт в 1906 г.
Параллельно творческой работе проходила и его педагогическая деятельность. С 1896 г. он преподавал в Академии художеств, с 1900 г. был её профессором. Р. Р. Бах воспитал ряд талантливых советских скульпторов.
Как и в живописи, обновление пластического языка скульптуры во многом было связано с имрессионистическим течением. В русском искусстве реформа эта связана с именем Паоло Трубецкого. Основной корпус его произведений составляют портреты. В работах Трубецкого, предпочитавшего лепку ваянию, вся масса скульптурного материала одухотворена и приводится в движение нервным, быстрым, как бы мимолетными прикосновениями пальцев, оставляющих на поверхности формы живописные мазки, которые образуют непрерывный, пульсирующий ритм. Свет, рассыпаясь бликами по «взрыхленной» фактуре бронзовых отливок, активизирует взаимодействие скульптуры с окружающей средой. «Жизнь в ее быстром изяществе» - так сам Трубецкой определял свою задачу.
Импрессионистическая концепция скульптуры обнаруживает возможности символистической интерпретации в произведениях Анны Голубкиной. Окончив Московское училище, она продолжила образованиев Париже, пользуясь, в частности, консультациями Родена. Символическаяассоциативность пронизывает отношение к материалу и сампроцесс творения, лепки скульптуры. Человеческий облик в скульптурах Голубкиной - это как бы непроизвольная вспышка сознания в игре стихийных сил.
Талантливым эклектиком в многообразии стилистических и жанровых форм является замечательно плодовитый Сергей Коненков. Так же, как Голубкина, бывший выпускником Московского училища и некоторое время учившийся в Академии, Коненков в своем творческом становлении минует импрессионистическую стадию. Наряду с классикой его привлекает древнегреческая архаика. Он обращается к полихромной скульптуре, разнообразит фактуру, начинает работать в дереве. Образы античного мифа естественно совмещаются с образами древнеславянского язычества. Приемы фольклорного гротеска сказочной фантастики, почерпнутые в изделиях народного творчества: деревянной резьбе, игрушке, ранее нашедшие воплощение в изделиях абрамцевских и ряда подобных мастерских, в майоликовых скульптурах Врубеля, - эти приемы воссозданы Коненковым в таких работах, как Великосил, Стрибог, Старичок-полевичок, и других.
Свое отдельное место в скульптуре начала XX века занимает Александр Матвеев (1878-1960). Он вышел из стен Московского училища, где учился у Трубецкого. Переняв от учителя метод импрессионистической лепки, он впоследствии сознательно преодолевает импрессионистическую фрагментарность, ищет устойчивой конструктивной формы, возрождая традиции классического ваяния. Искусство Матвеева - пример творческой дисциплины и мудрого самоограничения. Он разрабатывает минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков, естественно складывающихся в цикл, куда входят и станковые скульптуры - Сидящий мальчик (1909), Спящие мальчики (1907), Юноша (1911), - и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму.
Николай Андреевич Андреев (1873, Москва —1932) Член «Товарищества передвижников». Один из идеологов соцреализма. Автор огромного количества портретов В. И. Ленину — «ленинианы» (около 100 скульптурных и 200 графических), а также многих политических деятелей. Ранним произведениям Н. А. Андреева, в основном — жанровой, социальной тематики, свойственны традиционные академические приёмы с элементами получившей уже большое распространение в русской скульптуре импрессионистской манеры, живописной пластической модуляции. В дальнейшем художник обращается к неоклассицисткой стилизации, тяготеет к модерну, модной «дионисийской» направленности (эротизм, образы вакханок и т. п.).