Немецкая эстетика романтизма
Эпоха Романтизма приходится на исторический период между великой французской революцией 1789 г. и европейскими буржуазно-демократическими революциями 1848 г. Происходило духовное обновление общества.
Романтизм явился поворотным пунктом в истории европейской художественной культуры и эстетической мысли. Понятие Романтизма связано прежде всего с художественным направлением, возникшим в Германии в последнее пятилетие XVIII в. Романтизм охватил собой всю сферу культуры. Романтические направления и школы возникли не только в литературе и искусстве (живописи, музыке), но и в историографии, филологии, политэкономии, социологии, в науке о государстве и праве, в естествознании. При всей своей разнородности эти направления были связаны элементами общего романтического мировоззрения, отражавшего в себе новые тенденции исторического развития. В период с 1806 по 1830 год романтическое мировоззрение занимало господствующие позиции в европейской идеологии. Исторически Романтизм пришел на смену Просвещению.
Немецкий романтизм представляет собой лишь одно из национальных течений широкого потока общеевропейского романтического движения. На рубеже XVIII — XIX веков романтизм возник в Англии, во Франции, несколько позднее он сложился в других странах Европы.
Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран. История немецкого романтизма распадается на несколько периодов. У истоков немецкого романтизма стоят писатели и теоретики йенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик). В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга ("Система трансцендентального идеализма") концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Представителям йенской школы принадлежат первые произведения романтического направления: сатиры-сказки Л.Тика "Кот в сапогах" и "Синяя Борода"(1797), лирический цикл "Гимны к ночи"(1800) и роман "Генрих фон Офтердинген"(1802) Новалиса. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин (поэма "Гиперион, или Отшельник в Греции"), не входивший в йенскую школу.
Гейдельбергская школа - второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен "Волшебный рог мальчика", составленного Л.Арнимом и Ф.Брентано, а также "Детских и семейных сказок"(1812-1814) братьев Я. и В.Гримм.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень. Неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление романтизма.
К выдающимся представителям романтизма в немецкой живописи относятся Филипп Отто Рунге (1777-1810) («Мы втроем») и Каспар Давид Фридрих (1774-1840) (сепия «Вид Арконы при свете луны»).
Музыкальный романтизм воспринял такие важнейшие общие тенденции романтизма, как антирационализм, сосредоточенность на внутреннем мире человека, бесконечности его чувств и настроений. Отсюда особая роль лирического начала, эмоциональная непосредственность, свобода выражения. Как и романтическим писателям, музыкальным романтикам присущ интерес к прошлому, к далёким экзотическим странам, любовь к природе, преклонение перед народным искусством. В их сочинениях были претворены многочисленные народные сказания, легенды, поверья. Народную песню они рассматривали как праоснову профессионального музыкального искусства. Фольклор был для них подлинным носителем национального колорита, вне которого они не мыслили искусства.
кладывается и достигает расцвета жанр песенного цикла ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" Ф.Шуберта,"Любовь и жизнь женщины" и "Любовь поэта" Р.Шумана и др.).