О. Павел Флоренский. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

· Какие приемы характеризуют обратную перспективу?

· Какими фактами опровергается объяснение нарушения перспективности отсутствием мастерства?

· В чем своеобразие использования светотени в иконописи?

· Каково место прямой перспективы в истории культуры?

· Чем Флоренский объясняет отсутствие прямой перспективы в египетском искусстве?

· С какими изменениями в религиозном сознании Флоренский связывает появление прямой перспективы?

· В каком искусстве появляется перспектива, и какое значение Флоренский придает этому факту?

· В чем Флоренский усматривает смысл живописи? Чем задачи живописи отличаются от задач театральной декорации?

· В каких случаях в античном искусстве использовалась линейная перспектива?

· О каком мирочувствии, согласно Флоренскому, свидетельствует использование в театральном искусстве линейной перспективы?

· С каким отношением к культуре и искусству Средневековья полемизирует Флоренский? Какие мировоззренческие посылки стоят за негативным отношением к средневековью?

· В чем Флоренский видит отличительные черты мироощущения человека Средневековья в сравнении с человеком Нового времени? Какое понимание реальности и пространства Флоренский считает истинным?

· Какие два типа культуры разграничивает Флоренский?

· К какой живописи – средневековой или ренессансной – ближе рисунки детей? О чем свидетельствует эта близость?

· Как Флоренский оценивает личность и творчество Джотто?

· С чем связано проникновение линейной перспективы в высокое искусство?

· Является ли линейная перспектива естественным для человеческого глаза способом видения мира?

· В чем своеобразие перспективного построения «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи?

· Что представляют собой произведения Рафаэля, Эль Греко, Рубенса, Микельанджело, Веронезе, Дюрера с точки зрения перспективного построения?

· Как соотносятся перспективность и символизм?

· При каком условии возможно изображение пространства на плоскости?

· Из каких предпосылок исходит художник-перспективист?

· Какое мировоззрение, согласно Флоренскому, скрывается за позицией художника-перспективиста?

О. Павел Флоренский. ИКОНОСТАС

· Каково значение и этимология понятий «лик», «лицо», «личина»?

· Какая связь между злом и личиной?

· Как соотносятся лик-лицо-личина с уровнем духовно-нравственного развития человека?

· Какие символические толкования Храма и алтаря приводит Флоренский?

· Каким с необходимостью должно быть отграничение алтаря от Храма?

· Чем вызвана необходимость иконостаса? Какова его роль?

· Почему истинными иконописцами являются святые отцы?

· Как вы понимаете слова Флоренского «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог»?

· Каково отношение иконы к реальности? Что такое первоявленные иконы?

· На какие разряды могли бы быть подразделены иконы по источнику возникновения?

· Как, согласно Флоренскому, соотносятся канон и творчество? В чем смысл канона?

· О чем говорят поиски художниками моделей при написании священных изображений?

· Какие требования Церковь предъявляет к иконописцам

· Как соотносятся предназначение иконы с приемами иконописи, с ее техникой, применяемыми веществами и фактурой?

· Что, по преимуществу, призвана изображать иконопись в сравнении с масляной краской и гравюрой?

· Почему икона не изображает греховность?

· Что в иконе может быть «случайным» и каково его происхождение?

· В чем смысл использования золота в иконописи?

· Какие специальности иконных мастеров существуют, и в чем смысл специализации при написании икон?

· Каков символический смысл фона иконы?

· Каково символическое значение той последовательности, в которой расписывается икона?

· Почему в иконописи нет места тени?

· В чем разница между живописью и иконописью в отношении к тени?

· Как, в православном понимании, соотносятся свет и реальность?

· В чем Флоренский видит преемственную связь иконы с египетской маской и эллинистическим заупокойным портретом?

Наши рекомендации