В городе Мюльхейм-Рур. 1976-1977
лища производят потрясающее впечатление и заставляют зрителей активно принимать участие в них. Разрабатывая сначала сценарий, а затем концепцию действа, авторы создают определенный художественный образ, действующий во времени и пространстве. Средства, которые применяют художники этого вида композиции, те же. Это форма, цвет, фактура, освещение. Также часто используются звук, запах в качестве композиционных средств.
Помимо временных глубинно-пространственных композиций, о которых уже говорилось, существуют и стационарные. В первую очередь к ним относятся различные архитектурные композиции, начиная с композиции города и кончая композицией сооружения, естественно находящегося в пространстве. Сюда, расширяя круг применения глубинно-пространственной композиции, можно добавить и садово-парковые решения, мемориальные комплексы, сложные развязки дорог, мосты, метрополитен, решение набережных с огромным количеством необходимых сопутствующих элементов и т. д. Это примеры открытого пространства, то есть экстерьеры. Но глубинно-пространственная композиция решает задачи и интерьера, внутреннего пространства. Решение интерьеров жилых, общественных и промышленных сооружений, организация выставок, музейных экспозиций, театрально-зрелищных представлений, рекламы и информации — все это является глубинно-пространственной композицией.
Восприятие такой композиции складывается из совокупности впечатлений во времени. Как и объемная композиция, она требует обозрения с различных точек. Многие композиции рассчитаны и на
__________________________________________________________ виды композиции
прочтение их с высоты. Так проектировались города, расположенные в долинах гор, так задумывалась композиция в Петергофе. Здесь от дворца открывается необыкновенно глубокая перспектива, наполненная уходящими лестницами, скульптурами, водными каналами, фонтанами, купами деревьев и газонами с разнообразной фактурой зелени. Именно вид сверху создает неповторимое впечатление, которое постоянно обогащается по мере продвижения в пространстве и зависит от освещения и времени года. Если вы будете смотреть эту композицию с залива от каменного сооружения Монплезир, то получите совсем другое впечатление от пространства. Композиция из зеленых насаждений, перемежаясь со скульптурами, мостиками, фонтанами и другими малыми архитектурными формами, поведет вас к ее центру, доминанте — дворцу. Она будет постепенно расширяться, увеличиваться в количестве и разнообразии форм, укрупняться в масштабе, переходить от природных форм к архитектурным. Восприятие глубинно-пространственной композиции Петергофа от центрального въезда другое. Здесь превалируют парад-
виды композиции__________________________________________________________
Е. Яновская. Декоративная композиция «Русь». 1976
ность, значимость. Однако разнообразие эмоциональных впечатлений не разрушает композиционного единства, а обогащает его. Так, композиционный центр, сгруппированный из разных по функциональному назначению зданий, своим пластическим решением объемов, системой пропорций и масштаба, заданным ритмом форм, их контрастом и нюансом оправдывает свое назначение. Другие архитектурные сооружения, составляющие композицию, находятся на определенных расстояниях от центра, имеют соответственные масштабные соотношения, развивают общую стилевую, цветовую и фактурную идею композиции. Для создания глубинно-пространственной композиции Петергофа, отвечающей гармонии, были выполнены ее законы (целостности, уравновешенности) и применены все средства гармонизации.
Мы рассмотрели огромную по размеру композицию. Это же историческое время нам может предложить примеры небольших композиций: чернильный набор на столе представляет собой композицию глубинно-пространственную, в решении фарфоровых сервизов просматриваются те же задачи.
Все виды композиций претерпевают изменения во времени. Особенно это касается глубинно-пространственной композиции. Автомобиль, самолет дают возможность современному человеку воспринять колоссальные пространства. Вследствие этого происходит изменение в ощущении его, что влияет в свою очередь на количественное (размерное) и качественное отношение к пространству. Также видеотехника передает пространственные ощущения без непосредственного общения с композицией. Обилие такого плана ин-
___________________________________________________________ виды композиции
формации на первом этапе обогащает человека, а затем эмоциональная острота восприятия гаснет. Это происходит по многим причинам. Одна из них — отсутствие «пауз». Так, в классически построенных композициях всегда присутствовали «паузы», дающие психологическую разгрузку и подготавливающие к последующему восприятию.
Подводя итоги данной темы, необходимо подчеркнуть, что независимо от вида композиции для создания ее по законам гармонии (закон равновесия, закон единства и соподчинения) необходимо применять средства гармонии (ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции и масштаб) и использовать изобразительные средства (форма, цвет, фактура, освещение).
Однако глубинно-пространственная композиция имеет свою специфику. Она выражается в методе работы над ней. Если станковая живопись (фронтальная композиция) требует предварительных эскизов (но не обязательно: мы знаем имена многих художников, которые создавали свои произведения и без них), если для создания объемной композиции предварительно делается модель (но опять это не всегда обязательно), то для глубинно-пространственной композиции всегда делается проект, желательно с макетом. Проект выполняется в масштабе, то есть в соотношении к натуральной величине. Выбор масштаба зависит от творческих задач. Они могут быть различны — от М 1:1000 для решения градостроительных ситуаций и поэтажного плана здания в М 1:100 до развертки стены, на которой находится, например, монументальное произведение, в М 1:10 и проработки декоративного элемента композиции в М 1:2 или М 1:4.
Б. Калита.
Сервиз «Пространство». 1989
виды композиции______________________________________________________________
Особое значение для организации глубинно-пространственной композиции имеет работа в макете. Осуществляя рабочее макетирование, можно активнее почувствовать пространственные связи композиции, наработать вариантность подходов в решении, разнообразить объемно-пластические предложения.
В этой главе сконцентрированы все проблемы, связанные с теорией композиции, поэтому, решая пространственные задачи, вам придется применить все знания и умения, полученные раньше. В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.
Основной целью этих заданий является развитие пространственного творческого мышления, овладение изобразительными средствами глубинно-пространственной композиции, а также различными приемами для создания художественных образов. В процессе выполнения заданий должен быть освоен собственный метод работы, что в дальнейшем может стать индивидуальностью автора.
При выполнении заданий необходимо применить модульную сетку на плоскости, что значительно ускорит и творческий процесс.
Система упражнений выполняется посредством макетирования и рисования композиций. В макете используются следующие материалы: бумага белая и цветная, картон разных фактур, пенопласт, оргстекло, различные материалы с ярко выраженной фактурой, металлическая проволока, спицы, шнуры, нитки, клей ПВА, резиновый.
Начинать осваивать приемы построения пространственных композиций нужно с решения простейших задач. Склейте кубики из белой бумаги различных размеров, но в пропорциональных отношениях, например со стороной 6, 4, 2 см, по 10 штук каждого размера. Модульная сетка тогда будет 2x2.
_____________________________________________________________ виды композиции
Упражнение 1
Организуйте глубинно-пространственную композицию, в основе которой лежит симметрия — сначала относительно оси, затем относительно центра.
Упражнение 2
Создайте асимметричную композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Для этого в процессе создания необходимо постоянно просматривать ее со всех сторон. Используйте для работы склеенные вами кубики.
Упражнение 3
Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр группой элементов, выдержите равновесие всей композиции в пространстве.
Упражнение 4
Постройте асимметричную глубинно-пространственную композицию, где композиционный центр решен самым большим по объему элементом. Усложните задачу введением еще одной формы в нескольких размерах — цилиндра. Размеры нужно выдержать в той же системе пропорционирования. Обратите внимание на единство композиции и соподчинение элементов.
Упражнение 5
Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр одним из элементов, но с введением акцента в него. Акцент может быть цветовым, пластическим, графическим. Для работы используйте технику аппликации. Применяйте цветную бумагу, картон, графические знаки, буквы, цифры. Выполните непременные условия композиции.
Упражнение 6
Создайте глубинно-пространственные композиции, где композиционный центр организован вне объемов. Дайте несколько предложений по решению этой задачи.
Упражнение 7
Создайте оригинальную объемно-пространственную композицию, в основе которой лежит ритм. Активно используйте цвет и различные графические решения.
виды композиции______________________________________________________________
Упражнение 8
Поварьируйте с контрастом: сначала сложите композицию, контрастную по величинам, затем — по количеству. Обязательно рисуйте композиции в перспективе, продумывая их масштабное соотношение с человеком.
Упражнение 9
Создайте оригинальную композицию, где объемные элементы, принадлежащие пространственной композиции, подчиняют себе тему «земли». Необходимо предложить несколько вариантов решения. Нарисуйте наиболее удачные объемно-пространственные композиции в перспективах с различных точек зрения. Попробуйте подобрать более выразительный графический способ подачи перспективы. Макет выполняйте в удобном для работы масштабе (1:50, 1:40, 1:25, 1:20 и т. д.).
Упражнение 10
Создайте оригинальную композицию, где объемные элементы подчиняются основной композиционной теме — теме «земли». Требования к выполнению такие же, как и в упражнении 9.
Упражнение 11
Создайте глубинно-пространственные композиции, образно раскрывающие 2-3 из предложенных тем: «Архитектура», «Музыка», «Театр», «Лес», «Ярмарка» и т. д. В работе вам придется проявить не только композиторские способности, но и определенные знания, а также умение использовать достижения мировой культуры. К композициям предъявляется ряд требований: стилевое единство, интересная смысловая нагрузка, оригинальность в раскрытии темы. Композицию составляйте из необходимых для решения форм, применяя соответствующие колорит и фактуру. Возможно использование освещения. Разрешается введение в композицию вполне конкретных предметов. Выполните макеты и отрисуйте перспективы. В подаче тех и других необходимо выражение темы. Созданные глубинно-пространственные композиции должны представлять собой цельные уравновешенные композиции, профессионально выполненные.
Упражнение 12
Создайте глубинно-пространственную композицию, используя конкретный предмет (очки, яблоко или часы). Один из пред-
_____________________________________________________________ виды композиции
метов необходимо ввести в композиционное решение, выразив свою собственную тему. Задание носит чисто творческий характер, поэтому средства выражения и форму подачи выбирайте самостоятельно.
Упражнение 13
Это задание выполняют не менее двух человек или две команды. Работа проводится в форме игры, в основе которой лежит знание законов композиции, умение применять средства гармонизации, а также наличие творческой активности.
Возьмите лист бумаги и условно разделите его на две части. На одной нарисуйте маленького человека, на другой — большого (но тонкой линией, едва заметно). В исходных данных уже заранее нарушено равновесие: большое изображение, естественно, привлекает и большее внимание. Команда, которая вытянула поле с маленьким человеком, начинает ход. Используя только один раз каждое изобразительное средство и средство гармонизации (точка, линия, пятно, цвет, тон, фактура, ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб и т. д.), участник или команда должны добиться концентрации внимания на своем поле. Кто выполнил эту задачу последним (то есть применил больше средств), тот и выиграл.
1. упражнение 1 2. упражнение 2 3. Упражнение 3 4. Упражнение 7 5. упражнение 11, «Архитектура» 6. Упражнение 11, «Театр» 7. Упражнение 1, 7 8. Упражнение 1, 7 |
9. упражнение 11, «Вражда»
10. упражнение 11, «Полет»
11. упражнение 11, «Время»
12. упражнение 10, «Время»
Модульная композиция
Упражнение 11,
«Индустриальные ритмы»
15. упражнение 11, эскиз к экспозиции «Железнодорожный транспорт»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________
Вот и позади наше общение с вами.
Надеюсь, что те часы, которые мы провели вместе, не пройдут напрасно. Этого просто не может случиться, так как даже легкое прикосновение к проблемам гармонии всегда дает положительный эффект. Или вы захотите еще раз увидеть знакомые произведения искусства, или обернетесь на улице и акцентируете свое внимание на архитектуре, женщине в красивой одежде, автобусе с активной рекламой. Даже если просто обернетесь — уже хорошо: значит, ваша душа открыта и готова принять прекрасное. Если же зададитесь вопросом: «А каким это образом получилось?» — считайте, что вы уже готовы для творчества.
«Творить», «созидать» — какие прекрасные слова! Они несут в себе добро, мир. Это, наверное, и есть счастье. Так будьте же счастливы!
_____ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982.
Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1976, 1981.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987.
Базазьянц С. Б. Художник, пространство и среда. М., 1983.
Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: В 3 т. М. — Л., 1935-1937.
Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935.
Буров А. К. Об архитектуре. М., 1960.
Васютинский Н. А. Золотая пропорция. М., 1990.
Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1985.
Волкотруб И. Т. Основы комбинаторики. Киев., 1986.
Волошин А. В. Математика и искусство. М., 1992.
Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции // Техническая эстетика, 1969, №4.
Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936. Горощенко Г. Т. Основы композиции. — М., 1935.
Гримм Г. Д. Пропорциональность в архитектуре. М. — Л., 1935. Ефимов А. В. Колористика города. М., 1990.
Ефимов А. В. Цвет в японской школе // Техническая эстетика, 1978, №4.
Ефимов А. В. Изучение формообразующего действия цветов в макетах // Архитектура СССР, 1972, №8.
Елыневская Г. В. Модель и образ. М., 1984.
Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. М., 1986.
Зернов В. А. Цветоведение. М., 1972.
Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
Кириллова Л. И. Масштабность в архитектуре. М., 1961.
Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА________
Костин В. И., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М., 1978. Кринский В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., 1968.
Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости // Техническая эстетика, 1969; №8.
Лаврентьев А. А. Пропедевтическая дисциплина «Графика». ВХУТЕМАС 1920-1922 годы // Техническая эстетика, 1984, №7.
Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1970. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.
Малевич К. С. Форма, цвет, ощущение // Современная архитектура, 1928, №5.
Марц Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа: Плоскостно-цветовой концентр // Техническая эстетика, 1968. №12. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972. Мастера искусства об искусстве. М., 1965-1970. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск., 1986.
Михайлова А. А. О художественной условности. М., 1970. О композиции. Сборник статей. М., 1959.
Оствальд В. Цветоведение. М. — Л., 1926. Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960.
Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.
Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 1994. Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. М., 1974.
Рудер Э. Типографика. М., 1982.
Рыбаков Б. А. Мерило новгородского зодчего // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1975.
Сапего И. Г. Предмет и форма. М., 1984.
Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990.
Сомов Ю. С. Композиция в технике. М., 1987.
____ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Тиц А. А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978.
Шевелев И. Ш, Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М., 1990.
Шорохов Е. В. Основы композиции. М., 1979.
Шорохов Е. В. Композиция. М., 1986.
Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966.
Фаворский В. А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966.
Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.
Itten I. Kunst der Farbe. Ravensburg, 1976.
Голубева О. Л. г 62 Основы композиции. - М.: Изобраз. искусство, 2001. -120 с: ил.
ISBN 5-85200-045-0
В книге системно изложены теоретические основы композиции, а также впервые предложена методика практического обучения ее основам.
Издание содержит более 100 иллюстраций.
Книга будет полезна всем, кто занимается творческой деятельностью в области изобразительного искусства, а также тем, кто обучается в различных художественных заведениях.
ББК. 85.1
Ольга Леонидовна Голубева Основы композиции
Учебное пособие
Художественное оформление, макет: Голубева А. А. Редакторы: Бородкина Е. В., Анурова Л. П. Корректоры: Левинская Т. В., Евстратова Ю. А. Техническое обеспечение: Ширяев В. Н. Технический редактор, верстка: Платонова Л. А.
ЛР № 010290 от 10.02.98
Подписано в печать 14.08.2001
Формат 70x90/12
Бумага офсетная.
Гарнитуры: Talisman, Bauhaus
Печать офсетная.
Усл. печ. л. 11,7
Изд. № 2-563
Тираж 3 000
Заказ 8643
ОК-005-93, том 2; 953000.
Издательство «Изобразительное искусство»
129272. Москва, Сущевский вал, 64
Тел. 281-25-52
Отпечатано в ОАО «Иван Федоров»
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, 9-11