Эстрадный, академический, народный вокал.
Лекция 1. Жанры и направления сценических номеров
Своими корнями сценическое искусство уходит в далёкое прошлое, прослеживающееся в искусстве Египта, Греции, Рима; её элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглёров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т.д.
Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений.
Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, весёлых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, впоследствии явились предшественниками конферанса. Всё это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей.
В России истоки сценических жанров проявились в скоморошьих забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляньях. Их представителями являются раусные деды-балагуры с непременной бородой, веселившие и зазывавшие публику с верхней площадки балагана-рауса, петрушечники, раешники, вожаки "учёных" медведей, актёры- скоморохи, разыгрывающие "скетчи" и "репризы" среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ.
Сценическому искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность.
Музыка
1. Инструментальное исполнение. – это музыка, предназначенная для исполнения на каком-либо инструменте или группе инструментов.
К основным жанрам инструментальной музыки относят танец, сонату и симфонию.
Танцевальная музыка – в широком смысле – музыка для сопровождения танца, а также производная от нее категория музыкальных произведений, не предназначенных для танцев и имеющих самостоятельную художественную ценность, в узком смысле – легкая музыка, сопровождающая популярные бытовые танцы (вальс, фокстрот, полька, самбо, танго, лезгинка, чардаш и др.).
С древности такой жанр инструментальной музыки как танец был связан с различными сторонами жизни людей. В танцах, сопровождаемых музыкой, выражались эмоциональные состояния человека (радость, печаль, торжество) и события его жизни. Народная танцевальная музыка несложна, она включает одну или две простые мелодии, которые многократно повторяются. Из этих простейших танцевальных наигрышей впоследствии возникли многие жанры танцевальной музыки, предназначенные для концертного исполнения: вальсы, мазурки и полонезы Ф. Шопена, симфонические произведения (“Камаринская” и “Вальс-фантазия” М. Глинки, “Славянские танцы” А. Дворжака), балетная музыка (П. Чайковского, А. Глазунова).
2. Вокально- инструментальные ансамбли,(сокращённо ВИА) – официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1966–1986 годах. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.
Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в СССР стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами (разумеется, с поправкой на идеологию) западных рок-групп. Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.
Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.
ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.
На внешний вид артистов ВИА и манеру поведения на сцене накладывался целый набор ограничений, диктуемых идеологическими соображениями. Типичной концертной одеждой были обычные пиджачные костюмы, а у ВИА, специализирующихся на народной тематике – различные варианты одежды в «народном стиле», на исполнение песен военно-патриотической тематики ансамбль мог выйти в военной форме.
Репертуар ВИА в основном составляли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами. Исполнялись также песни, написанные членами группы, основным композитором мог быть и художественный руководитель коллектива. Программа ансамбля официально утверждалась худсоветом, это было непременным условием для исполнения её на публике.
Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и синти-поп. Звучание ВИА рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке. Следует отметить, что именно ВИА сформировали и подготовили музыкальный пласт развития биг-бита и поп-музыки, сформировали зрительскую аудиторию для следующего музыкального направления в СССР – рок-музыки. Однако в исполнении музыки ярко выраженные рок-моменты будь то соло электрогитары или слишком громкий голос артистов не рекомендовался. Не приветствовались современные ритмы и новейшие направления, будь новая волна и пр. Потому песни у ВИА были как правило незамысловатые, не длящиеся более 3-4 минут и без серьёзной импровизации.
В текстах песен ВИА звучали патриотические и военно-патриотические мотивы, любовная лирика (в крайне «платонизированном» варианте), чисто советские мотивы романтики труда, встречались песни-шутки, романсы, народные песни, песни на актуальные темы. В основном песни несли выраженно позитивный заряд, прославляли советский образ жизни, говорили о счастье, радости, трудовых свершениях и боевых подвигах. Критика, протест, тема конфликта человека и общества допускались только в «обличительных» песнях о проблемах капиталистического мира. Не поощрялось и заострение проблем молодёжи.
3. Авторская и бардовская песни– песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме.
Чаще всего (хотя и не всегда) исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки – отсюда и название.
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.
Первый этап – романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х годов. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» – пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» – в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.
С начала 1990-х годов развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении.
Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры. Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. Везде авторы-исполнители (Liedermacher – в ГДР и ФРГ, cantautor – в Италии и Латинской Америке, auteur-compositeur-interprète – во Франции, singer-songwriter – в США) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни содержали критику общества и государства – неважно, социалистического или капиталистического, представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали колоссальной способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего молодёжные).
Эстрадный, академический, народный вокал.
Народный вокал. В его основе – вокальные традиции конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую "разговорную" манеру пения и горловой, "плоский" звук. Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной.
Академический вокал. Иначе называется классическим или оперным. Классический вокал можно услышать в опере, капелле, он звучит в сопровождении симфонического оркестра. Основным отличительным признаком академической вокальной школы является строго классическая позиция.
Исполнители, работающие в классической манере, руководствуются многолетними наработками и опытом. Академический вокал строится лишь на вокальных данных самого певца, никакие усилители голоса не используются. При этом данная вокальная техника характеризуется жесткими рамками, затрудняющими освоение исполнителем иных музыкальных направлений. Так, певец развивает вокальную позицию, в которой голос приобретает ярко выраженную силу и объем, не вписывающиеся в рамки эстрадной песни.
Эстрадный вокал. Наиболее многогранное направление, объединяющее в себе бесчисленное множество музыкальных направлений и течений. Под эстрадным вокалом зачастую подразумевается легкая музыка, ориентированная на массового слушателя. Данное направление проще для понимания, звук получается более естественным и открытым. Однако добиться действительно грамотного эстрадного вокала ничуть не проще, чем работать в академической манере. Здесь также необходимо выработать правильную вокальную позицию и опору звука. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru используется современная методика преподавания эстрадного вокала, позволяющая ученику быстро прогрессировать в выбранном направлении при сохранении неизменно высокого интереса к проводимым занятиям.
Хореография
Хореография, хореографическое искусство – искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение – искусство записи танца балетмейстером.
1. Эстрадный танец –это направление, которое объединило в себе элементы самых различных стилей. В эстрадном танце могут присутствовать элементы хип-хопа, фанка, классического балета или джаз-танца. Истоки эстрадного танца кроются в народном творчестве – выступлениях плясунов цыганских и русских хоров на народных гуляниях.
На эстраде важную роль играет не только индивидуальность танцора, но и актерское мастерство. Дело в том, что эстрадные танцы – это не просто заученные движения, а небольшая театральная постановка. И именно поэтому танцор должен обладать не только пластикой, но и актерским мастерством. Эстрадный танец основывается на импровизации. Танцор должен суметь выразить себя, свое «я» посредством танца, и просто заученные механические движения в данном случае не уместны.
Трудно провести четкую черту между эстрадным танцем и клубным. Можно даже говорить, что в этих двух направлениях больше схожего, чем различного. Но все же, основное отличие между ними заключается в индивидуальности и личности танцора. Именно импровизация играет главную роль в эстрадном танце, ведь любые эстрадные танцы – своеобразные театральные выступления.
Занятия эстрадными танцами позволяют развить не только чувство ритма, но и раскрыть индивидуальность каждого танцора, его уникальность. На занятиях, кроме хореографии, можно также ознакомиться с основами актерского мастерства. Вместе с отработкой техники движений, неотъемлемой частью занятий является постановка эстрадных номеров.
2. Народный и фольклорный танецисполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом – для зрителя (общества, группы).
Поскольку в основе понятия «фольклорный танец» стоят слова, означающие народное творчество и танец, то, казалось бы, исчерпывается и само понятие – народный танец. Но в практике оно употребляется несколько уже: народный танец или танец с народной первоосновой.
Фольклорный танец исполнялся в быту, то есть в некой жизненной ситуации. Поводом для танца мог быть любой обряд – трудовой, семейный, календарный или народные посиделки, вечерки, гулянья, устраиваемые на улице, на поляне в лесу, в чьей-либо избе.
Именно в народной хореографии и заложены основы сценического народного танца. Часто считают, что отличительная особенности сценического танца в том, что он рассчитан на зрителя. Это и верно и нет. Верно в том плане, что без зрителя сценическое искусство теряет всякий смысл, но и в бытовой ситуации исполнитель имеет своих зрителей.
3. Спортивный танец– направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку. Спортивные танцы очень популярны, и всё благодаря их красоте, чувственности и оригинальности. В связи с популярностью спортивных танцев их направлений существует много.
Латинские виды спортивных танцев. К этой группе спортивных танцев можно отнести и самбу, и румбу, и пасодобль. Примечательно, что все эти танцы разительно отличаются друг от друга. Например, для самбы характерна быстрая смена положений обоих партнёров, а также экспрессия, страсть, активность бёдер. Самба является обязательным танцем в латиноамериканской программе.
Для румбы характерен более драматичный характер подбора музыки, такая же активность, движение бёдрами и некая эротичность движений. При этом изначально сама рубма подразумевалась как кубинский танец для кабаре и злачных заведений. После румба перекочевала в раздел спортивных танцев, став частью латиноамериканской программы.
Ча-ча-ча – также спортивный танец, использующий активное движение бёдер, ног, спины. Некоторые элементы не просты в исполнении, поэтому ча-ча-ча специалисты признают одним из самых сложных видов латиноамериканского направления. Движение в данном танце быстрое, музыкальный размер 4/4, темп составляет 30 (120 ударов) тактов в минуту.
Современные виды спортивных танцев. Виды спортивных танцев постоянно изменяются и преображаются в соответствии с зарождением новых музыкальных направлений, ритмов и движений. Именно поэтому, сейчас большей популярностью пользуются не классические бальные танцы, такие как румба или вальс, а современные танцы, основанные на использовании новой, яркой мелодики, такие как стрип-денс, тектоник, брейк-данс. Стрип-денс – это смешение танцевальных движений у шеста и приватного танца со спортивными элементами и классическими движениями.
Кстати, сейчас все больше популярностью пользуется танец go-go, так распространенный в клубах. Go-go – это зажигательные ритмы в сочетании со сложными движениями и активной работой бедер.
Брейк-данс – совершенно иное направление танца со сложными трюками, которые выполняются как в положении стоя, так и в положении лежа. Эти виды спортивных танцев получили распространение за счет продвижение в массу реп-культуры. Брейк-данс включает сложные, иногда даже акробатические движения в сочетании со стандартной танцевальной пластикой и ритмикой.
Каждый вид спортивных танцев уникален и неподражаем, но каждый из них по-настоящему даёт прочувствовать, как ритм движений влияет на современную жизнь человека.
4. Современный танец– это отличный способ не только проявить и показать себя на танцполе, но также возможность лучше узнать самого себя, погрузиться в глубины самосознания. Современный танец – это передача понимания окружающего мира через призму современности – поп-музыку, мейнстрим, стиль одежды, раскованность.
Этот вид танца создан для тех, кто увлекается современными направлениями в музыке, кто любит тусовки и клубы, для тех, кто не стесняется своего тела. Современный танец на то и современный, чтобы идти в ногу со временем, видоизменяясь под стать моде, веяниям поп-культуры, массовым запросам.
Существует две большие группы танца современности со своими подкатегориями:
· Клубные танцы (джаз-фанк, индастриал, хаус, стрип-данс, шафл, хакка, джампстайл, гоу-гоу, вог и другие);
· Уличные стили (хип-хоп, локинг, попинг, дабстеп, электро дэенс, драмнбасс, крамп и т.д.)
Какой бы стиль вы ни выбрали, он поможет любому, даже самому застенчивому человеку раскрыться навстречу окружающим, проявить свою личность через движения под модные современные биты. Не стоит, однако, забывать, что корни современных стилей уходят в старую добрую классику. Все дабстепы, хип-хопы и гоу-гоу родились на основе традиций балета, бальных и народных танцев. Боль, радость, страх и счастье – все эти эмоции передавались через движения корпуса и ног многие века. И сегодня мы имеем возможность видеть эти потрясающие связки, ломаные движения корпуса, завораживающие па и повороты только благодаря традициям, пришедшим из далеких давно минувших эпох.
Феерия стиля, разнообразие поз, новые знакомства и дух молодости – вот что такое современный танец.
5. Фристайл –это комбинация энергичных движений хип-хопа и брейк-данса. Строгие правила отсутствуют, вы двигаетесь свободно, освобождаясь от всего негативного.
Фристайл – это такой спорт, в котором нет регламентированных правил. Танец здесь помогает сбросить отрицательную энергию и передать состояние своей души.
6. Уличные танцы(street dance) объединяют различные танцевальные стили, исполняемые за пределами специализированных хореографических студий: на улицах, во дворах, в клубах, на дискотеках.
Такое название закрепилось за танцевальным направлением именно благодаря своему уличному происхождению, датируемому 70-ми годами прошлого века в США. Молодые танцоры, владеющие необыкновенным миксом движений, выходили на улицы больших городов и устраивали танцевальные баттлы, за которыми с восхищением наблюдали случайные прохожие. Тогда такие выступления носили импровизационный характер, который постепенно перерос в отлаженные готовые номера.
К уличным танцам можно отнести множество стилей: из них - хип-хоп, брейк-данс и поппинг являются наиболее популярными. Хип-хоп - это своеобразная "визитная карточка" street dance, отличающаяся динамичной, ритмичной и несколько прыжковой техникой движений. Брейк-данс - "великий король" уличных танцев, властвующий во многих странах мира. Поппинг - "электронный заряд" street dance, особенный танец, имеющий характерную манеру исполнения.
Способом самовыражения исполнителей уличных танцев являются не только своеобразные движения, а и манера одеваться. Стиль одежды - это удобство и яркость. Одежда для уличных танцев должна быть спортивной, плюс дополненной декоративными элементами, практичной и в тоже время способной привлечь внимание. Таким образом, выделить уличного танцора из толпы достаточно легко.
Уличный танец - это самое модное танцевальное направление, изучить технику которого может практически каждый желающий, причем самостоятельно. Для этого необходимо лишь упорство, терпение и стремление. Имея в "арсенале" такие качества, научится уличным танцам, будет несложно.
7. Бальные танцы– это не просто танцы, это целое искусство, и одновременно наука, спорт, страсть, одним словом – целая жизнь, воплощённая в движении. Также бальные танцы совершенно не напрасно называют спортивными – это колоссальная тренировка для всех мышц тела, а также правильная и здоровая кардиологическая нагрузка.
Во время танца пара общается друг с другом и с залом языком тела, который может выражать как огромный посыл позитивной энергии, так и нежное, умиротворённое, возможно даже тоскливое настроение – надрыв души, и это зависит от вида бального танца. На данный момент к видам бального танца часто причисляют такие направления, как, например, бачата или сольная латина для девушек, но это не совсем правильно. В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют «стандарт») и латино-американское («латина»).
Вальс. Самый благородный и торжественный танец классической программы – медленный вальс. Зародилось это направление вальса еще в начале прошлого века и с тех пор не претерпевало никаких изменений. Танец имеет очень размеренное движение на три счета, как и все вальсовые виды бальных танцев, и сопровождается лирической музыкой. Есть в стандартной программе и ещё один вальс – венский, который отличается обилием вращений на достаточно высокой скорости и танцуется под быструю мелодию, тем самым создает просто феерические ощущения у зрителей.
Танго – ещё один элемент европейской программы, очень чувственный, сочетающий быстрые и медленные движения. Все виды бальных танцев отводят главенствующую роль партнеру, но именно танго особо акцентирует на этом внимание.
Медленный фокстрот (танцуют на счет до 4), отличается умеренным темпом с некоторыми переходами с замедленному и ускоренному.
Квикстеп – это самый озорной танец из всей программы, основанный на прыжках, быстрых поворотах. Задача танцора соединить эти резкие движения с плавными переходами под очень энергичную музыку.
Румба. Ритм медленный, с акцентом на ещё более медленные доли.
Джайв – невероятно позитивный и очень быстрый, самый современный и постоянно обретающий новые движения.
Ча-ча-ча. Для него характерны движения бёдрами и ногами, которые ни с чем невозможно спутать, и очень интересная манера счета («ча-ча-1-2-3»).
Самба. Базируется на «пружинных» движениях ногами, сочетающихся с плавными движениями бедрами.
Театр и оригинальный жанр
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств –литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.
Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители.
Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, – с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.
Оригинальный жанр – это вид сценического искусства, публичное представление, которое включает в себя театрализованную форму, реквизит, сюжет и интерактив. Артисты, работающие в этом жанре, стремятся вызвать бурю эмоций. Удивление, страх, смех, радость, восторг - все это может испытать зритель на представлении.
1. Эстрадная миниатюра– произведение искусства небольших размеров, малой формы, маленькая история, короткая микропьеса, в которой есть сюжет, конфликт, развязка.
2. Театр малых форм– это содружество артистов, предпочитающих виды малых форм искусства (монолог, куплет, скетч) и выбирающих для репертуара театра небольшие одноактные пьесы и театральные постановки комедийных и сатирических жанров, которым свойственны гротесковые и пародийные направления; а иногда в лирических формах, выраженных в миниатюре.
Появившись одновременно с кинематографом, театры малых форм завоевали огромную популярность. Только в Петербурге и Москве насчитывалось около двухсот пятидесяти таких театров, ежедневно дававших огромное количество представлений.
3. Театр мод– симбиоз театра, режиссуры, сценографии и хореографии с модой, подиумом, нестандартным восприятием и осмыслением тенденций в одежде. Это своеобразное детское или взрослое модельное агентство с яркими театрализованными показами коллекций на определенные темы.
В театре мод знакомятся с основами композиции костюма, постигают азы портновского мастерства и дефиле, развивают эстетический вкус, учатся подбирать свой гардероб с учётом требований моды и собственных возможностей, находят много друзей, совершают вместе с ними увлекательные поездки по разным городам России.
Мода позволяет личности выразить себя, продемонстрировать свою индивидуальность. Показы театра моды — это хореографические номера с демонстрацией роскошных костюмов.
4. Пантомима– вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён.
В начале и середине XX века произошёл очевидный на сегодняшний день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке. В США, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер. В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально, – в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования.
Виды пантомимы:
-танцевальная – произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в плясках многих народов;
- классическая – из зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;
- акробатическая, пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием;
- эксцентрическая, строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита.
Два последних вида пантомимы активно используются в цирке, существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами. Пантомимы со спецэффектами и массовыми сценами – высшее достижение манежного искусства, всегда становятся событием в цирке
Жанры пантомимы: трагедия, драма, новелла, памфлет, сказка, миф, поэма, эстрадная миниатюра.
Это может быть пантомима одного актера или коллектива мимов. Лаконичному, метафоричному искусству пластики доступна та же глубина философского обобщения, то же богатство красок и полутонов, которым обладает искусство драматическое.
5. Пародия– произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия – это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).
Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе:
· Литературные пародии
· Кинопародии
· Сайты-пародии
· Пародии на песни
А. А. Морозов выделяет три основные разновидности жанра литературной пародии:
· юмористическая или шуточная пародия, не лишенная критицизма, но в целом дружественная по отношению к оригиналу; к ней близка комическая стилизация.
· сатирическая пародия, отчетливо направленная против оригинала и наполненная резким критицизмом ко всему идейно-эстетическому комплексу пародируемого произведения.
· «пародийное использование», направленное преимущественно на внелитературные цели, лежащие вне «пародируемого» произведения
Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых:
· нарушение единства стиля и тематики изложения. Типичными примерами являются вышеупомянутые травестия и бурлеск, когда комизм достигается путём изменения традиционно принятого для описываемых тем «высокого» или «низкого» стиля изложения на противоположный. Сюда же можно отнести, например, пародийное исполнение стихов, когда мрачные и/или торжественные тексты, предполагающие серьёзное, прочувствованное прочтение, читаются в манере детских стишков на утреннике.
· гиперболизация. Характерные черты пародируемого произведения или жанра, широко применяемые в нём штампы сильно, до абсурда, акцентируются и многократно повторяются
· «переворачивание» произведения. Характерные черты произведения заменяются в пародии на прямо противоположные
· смещение контекста. Контекст изменяется таким образом, что точно повторённые особенности исходного произведения становятся нелепыми и смешными.
6. Оригинальный номер – включает в себя самые разные, уникальные и неповторимые артистические номера, которые не имеют четко определенной принадлежности к наиболее распространенным номерам.
То есть, как правило, оригинальный номер – это нечто среднее между театральной постановкой, цирковым номером и эстрадным шоу, не замкнутый в какие-либо устоявшиеся рамки.
7. Цирковое выступление– вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.
Основой циркового выступления считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного циркового выступления является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных.
8. Техно - арт –это направление в народном творчестве основанное на изготовлении различных скульптур из ненужных кусков металла, деталей машин и механизмов. Направление техноарт широко развито как в России, так и в других странах.