Глава 1. Сказка в искусстве

Савченко Дарья Сергеевна

Студентка V курса

Специальность 070802 декоративно – прикладное искусство и народные

промыслы

Выполнение детского комплекта на тему :

«Муха – цокотуха»

Междисциплинарная курсовая работа

по дисциплинам Исполнительское мастерство и Композиция,

Теория и история культуры .

Руководитель :

Турбасов Д.В.

Содержание :

Введение……………………………………………3

Глава 1. Сказка в искусстве………...………....5

1.1 Классификация сказки по жанрам ………..7

Сказка в творчестве

художников-фарфористов….……………….17

Глава 2. Проектирование и создание

художественного изделия на фарфоре………..19

Ход работы над созданием

композиции……………………………………….20

Заключение ……………………………………….21

Список литературы………………………………22

Приложение……………………………………… 23

Введение.

Искусство создания фарфоровых изделий занимает особое место в нашей художественно культуре. Оно несет для нынешних поколений понимание прекрасного, формировавшегося веками.

Среди многих проблем современного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные Они вызывают многолетние споры ,временами переходящие в организованные дискуссии . Однако и сегодня эту тему нельзя считать неисчерпаемой ; скорее наоборот ,чем дальше развивается искусство ,тем большую актуальность она приобретает.

Проблема стиля в декоре фарфора связана с творческим освоением традиций русского фарфорового искусства с сохранением и использованием богатства художественных приёмов, которыми владели предшествующие поколения с утверждением их в современности.

Фарфор – материал, чутко отзывавшийся на любое изменение стиля и моды ,тем не менее ,им не подвластен.

Императорский фарфоровый завод – один из вершин русской национальной культуры.

Фарфор обладает целым рядом удивительных свойств : он может выразить монументальность архитектуры и пластичность скульптуры и может отразить на своей белоснежной поверхности всю красочность живописи.

Сохраняя традиции, обогащенные современными технологиями ,позволяют Императорскому фарфоровому заводу сегодня не только воссоздавать шедевры прошлых веков из эрмитажной коллекции .

Используя этот богатейший опыт ,талантливые современные художники создают новые уникальные произведения которые поддерживают всякое реноме искусства русского художественного фарфора ,позволяют выполнять ответственные заказы на самом высоком уровне.

Предметом является сюжетный, композиционное ,колористическое решение сказочных сюжетов в изделиях декоративно- прикладного искусства .

Объектом является сказочный сюжет в прикладном искусстве.

Цель : на основе изученного материала создать проект росписи фарфоровых изделий и выполнить его в материале.

Задачи: изучение текстового и иллюстративного материала по теме,

раскрыть тему , рассказать о истории данной темы в искусстве, написать текст , составить библиографический список, выполнить эскизы ,описать практическую часть , выполнить работу в материале, подготовить призентацию по теме.

Глава 1. Сказка в искусстве

Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира.

Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).

Волшебные сказки, (чья классификация использована в данном разделе), «выделяются не по признаку волшебности или чудесности… а по совершенно четкой композиции». В основе волшебной сказки (мысль, к которой пришли самые разные исследователи, независимо друг от друга) лежит образ инициации (инициации – разновидность обряда перехода, посвящения юношей в разряд взрослых мужчин) – отсюда «иное царство», куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование «вынесено целиком за пределы реальной жизни». Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму. Остальные сказки выделяются в особые жанры не на основании композиции, которая изучена еще недостаточно, а по иным признакам, в частности, по характеру действующих лиц. Кроме того, в сказках не волшебных, «необычайное» или «чудесное» «не вынесено за пределы реальности, а показано на фоне ее. Этим необычайность приобретает комический характер». Сверхъестественное (чудесные предметы, обстоятельства) здесь отсутствует, а если и встречается, то комически окрашено.

Сказки о животных, растениях (война грибов и т. д.) , о неживой природе (ветер, мороз, солнце) и предметах (лапоть, соломинка, пузырь, уголек) составляют небольшую часть русских и западноевропейских сказок, тогда как у народов Севера, Северной Америки и Африки сказки о животных широко распространены (наиболее популярные герои – ловкие обманщики - трикстеры (шуты) заяц, паук, лиса, койот).

Сказки бытовые (новеллистические) делятся по типам персонажей (о ловких и умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых женах и т. д.).

Небылицы рассказывают «о совершенно невозможных в жизни событиях» (например, о том, как волки, загнав человека на дерево, становятся друг другу на спину, чтобы достать его оттуда).

Докучные сказки, скорее, «прибаутки или потешки», при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки (Про белого бычка).

Разнообразие фольклорных сказок в данной классификации отнюдь не исчерпано, так, например, в славянской традиции можно выделить еще сказки богатырские, солдатские и т.п.

Мифологические и сказочные персонажи стали героями произведений русского искусства, в первую очередь, народного, начиная с древнейших времен. Народное искусство – один из носителей национальной памяти. Именно в нем сохранились образы славянской мифологии. Зачастую эти образы настолько трансформировались со временем, что нам трудно понять, что изображено на том или ином произведении. Но многие персонажи узнаваемы. Это и русалки-фараонки, украшавшие дома в Нижегородской губернии, и образы Матери Сырой Земли в северных красно-белых вышивках, и сказочные птицы Сирин и Алконост, появляющиеся во многих видах народного искусства – вышивке, росписи по дереву, а также в лубочных картинках, и многие другие. В народной игрушке – глиняной (Дымковской и Каргопольской) и деревянной (Богородской) – также изображалось много сказочных персонажей – особенно популярны были и остаются герои пушкинских сказок.

Наши рекомендации