Вопрос 43. Основы академической скульптуры и пластического моделирования

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре -портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф(объемные изображения располагаются на плоскости).
В окружающей нас жизни скульптура находит широкое применение. Во всех крупных городах существуют памятники, посвященные важнейшим историческим событиям, выдающимся политиче­ским деятелям, деятелям науки, искусства и литера­туры. Многие здания украшены скульптурой, в пар­ках, садах и скверах устанавливаются фонтаны, декоративные вазы, статуи. Внутренние помещения дворцов, клубов, учреждений также часто украша­ются скульптурными изображениями.

Лепкой называется техника выполнения скуль­птуры из мягких материалов. Она принципиально отличается от обработки твердых материалов. При высекании скульптуры из камня, резьбе по кости или по дереву скульптор, постепенно удаляя, скалывая, срезая материал, как бы «освобождает» заключенную в нем форму. Работая в глине, пластилине или воске, скуль­птор не режет, не высекает из этих мягких материа­лов, а лепит из "них, то есть путем постепенного накладывания, наращивания материала достигает желаемого объема и формы своего произведения. В процессе лепки скульптор может не только накла­дывать глину, но и срезать ее, если в этом есть необ­ходимость.

С древнейших времен люди стремились запечат­леть окружающий их мир, передать в художествен­ных образах свои мысли и чувства. До наших дней дошли замечательные произведения скульптуры различных эпох и народов. Первобытный человек рисовал и высекал на ска­лах поражающие нас до сих пор своей жизненно­стью изображения зверей, птиц, охотничьи сцены. В Египте много тысяч лет назад сооружались пирамиды и храмы, воздвигались колоссальные статуи фараонов и сфинксов, в камне высека­лись рельефы, повествующие о жизни и быте народа.

В древних храмах и пещерных монастырях Китая и Индии сохранилось очень много скульптурных изображений Будды, буддийских святых и монахов. На стенах этих храмов и пещер можно видеть высе­ченные на камне или вылепленные из глины рельефы с различными сценами религиозного и бытового характера. Им, как правило, свойственно необычайное разнообразие в передаче человеческих типов, характеров, настроений.

Широко известны прекрасные статуи Фидия, Поликлета (ил. 47), Мирона (ил. 48) и других выда­ющихся скульпторов античной Греции. Непревзой­денными образцами являются портреты, созданные мастерами Древнего Рима.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) в Италии создавали бессмертные произведения такие замеча­тельные художники, как Донателло (ил. 50), Гибер-ти, Верроккьо, Микеланджело (ил. 51).

На рубеже XVIII—XIX веков в России были созданы выдающиеся произведения монументаль­ной, декоративной и портретной скульптуры. Их авторами были Ф. И. Шубин (ил. 52), М. И. Козлов­ский (ил. IX), В. И. Демут-Малиновский (ил. X), И. П. Мартос (ил. 53), Ф. Ф. Щедрин, Б. И. Ор­ловский

Виды скульптуры: Круглая скульптура.Обход - одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления. Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.

Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

С середины прошлого века в городской архитектуре появляется новое направление – дизайн городской среды. Под этим направлением понимают комплексное формирование общественного пространства города, расположенного на уровне первого этажа городской застройки и обеспечивающего жизнедеятельность городского сообщества.

Монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой и природным ландшафтом. Она служит для оформлением фасадов и интерьеров зданий, включается в садово-парковый ансамбль.

Монументально-декоративная скульптура служит опорой в архитектурной конструкции:

o Атлант - колонна в виде мужской, скульптурной фигуры, поддерживающей карниз, балкон и т.л.

o Кариатида - скульптурное изображение стоящей женской фигуры, служащее опорой балки в здании. Обычно кариатиды прислонены к стене или выступают из нее.

o Капитель - венчающая часть колонны или пилястры

o Фриз - средняя часть горизонтального перекрытия, между балкой-архитравом и карнизом

o Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания.

Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык.
Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

Скульптура малых форм - небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Рельеф.Рельеф (от итал. rilievo - выступ, выпуклость, подъем) - скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру. Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.

Барельеф(от фр. bas-relief - низкий рельеф) - низкий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали и т.д.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон (пейзаж или архитектура) намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана.

Горельеф (от фр. haut-relief - высокий рельеф) высокий рельеф, разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение выступают над плоскостью фона более чем на половину объема. В горельефе фигуры могут восприниматься круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью.

Контррельеф (от лат. cotra - против и рельеф) - вид углубленного рельефа, представляющий собой своего рода негатив барельефа. В контррельефе изображение не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь.

Койланаглиф - вид углубленного рельефа с углубленным контуром и выпуклой моделировкой, само изображение обычно находится на уровне фона.

Наши рекомендации