А) Метонимия; б) эпитет; в) градация; г) метафора; д) перифраза
Задание: выполните тестовую работу.
1.(25) Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26) Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:
— (27) Аркадий Петрович, есть! (28) Я достал!
— (29) Где?
— (30) В Марьиной роще!
— (31) Вези сюда. (32) Немедленно.
(33) Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.
(34) Благодарить его было нельзя. (35) Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36) Он считал помощь человеку таким же … делом, как, скажем, приветствие. (37) Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.
(38) Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали тревожные голоса. (39) Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40) Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41) Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.
(42) Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43) Поток воды остановился. (44) По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45) Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.
(46) Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47) Ладонь у него была окровавлена. (48) Но он был очень радостно настроен — не потому, что проверил свою силу, а потому, что ему досталось спасти маленький чудный сад.
(49) Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.
Воспоминания К. Паустовского об Аркадии Гайдаре очень живые, наполненные теплотой и легкой грустью. Автор рисует человека большого обаяния, волевого, решительного. Это подчеркивает такое лексическое средство выразительности, как ____ («большого, доброго, талантливого»), а также ____ (предложение 25). Речь К. Паустовского становится особенно эмоциональной, когда он описывает трудные жизненные ситуации, из которых Гайдар выходил победителем; это подчеркивает ____ («изо всех сил»). Речь Гайдара характеризует его как человека, умеющего быстро принимать решения в критических ситуациях, что передается с помощью такого синтаксического средства выразительности, как ____ (предложения 23-24, 31-32).
1) риторическое обращение 2) сравнительный оборот 3) парцелляция 4) ряды однородных членов
5) эпитеты 6) литота 7) фразеологизм 8) вопросно-ответная форма изложения 9) противопоставление
2. (12) «Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13) Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14) Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15) Твердым шагом я подошел к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16) Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил ее выйти в коридор. (17) Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
— (18) Мне нужно срочно попасть на прием к хирургу. (19) Пожалуйста, устройте!
(20) Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
— (21) Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22) Через минуту она вышла и кивнула мне головой.
— (23) Сейчас вас вызовут!
(24) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки желтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал легкие. (25) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27) Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.
— (29) Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдем!
(30) Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31) Я закрыл глаза. (32) Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
— (33) Никитин, на прием!
Описание очереди к врачу в обычной районной больница является центральным в рассказе К. Акулинина. _____ («лампочка… разбрызгивала пучки желтенького света» в предложении 24), ____ («женщины, …старики, старшеклассницы»), _______(«пушистую головку», «доверчивыми глазами») — все эти средства выразительности не случайны в тексте, как не случайны и _____, которые обусловлены включением в текст диалога.
1) антитеза 2) фразеологизм 3) разговорные синтаксические конструкции 4) эпитет 5) диалектизм
6) гипербола 7) градация 8) ряд однородных членов 9) метафора
Задание: выполните тестовую работу.