Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару)

23. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Строя своё рассуждение, академик Б. Бим-Бад делает глубокие обобщения, привлекая мнение авторитетного специалиста и ис­пользуя при этом приём (А) ____ (предложения 7—13). Ха­рактеризуя отношение к жизни людей, чьё мнение он приводит в начале текста, автор употребляет лексическое средство (Б)______________ («существователи» в предложении 14). Раз­мышляя об истине и отношении к ней, автор использует такой троп, как (В)_________________ (в предложении 33), и приём — (Г)________________ (предложения 28, 29—30, 31)».

Список терминов:

1) литота

2) метафора

3) фразеологизм

4) сравнительный оборот

5) индивидуально-авторский неологизм

6) диалог

7) ряд однородных членов

8) цитирование

9) противопоставление

Определите тему, проблемы текста, подберите аргументы.

Тема(о чем текст?) Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. Позиция автора –что думает сам автор по данному вопросу Аргументы
         

ПОВТОРЕНИЕ.

1.(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

(7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волную его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу: это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечные стремления к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

Тон размышления автора задает _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьезном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит ______ («духоподъемно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор использует такие приёмы, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложение 18, 19).

1) литота 2) сравнение 3) ирония 4) синтаксический параллелизм 5) эпитеты 6) цитирование 7) индивидуально-авторское слово 8) вопросно-ответная форма изложения 9) противопоставление

2. ( (10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и глубоким ощущением Родины, России.
(16) И пуская ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.
(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.
(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ил у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением Родины…

Скворцы пробуди в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для выражения которых В. Конецкий использует такие выразительные средства, как _____ («деревья проснулись»), _____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов…» в предложении 11) и _____ («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 17-18).

1) лексический повтор 2) олицетворение 3) синтаксический параллелизм 4) парцелляция 5) эпитет 6) литота
7) просторечное слово 8) ряды однородных членов 9) сравнительный оборот

3. (7) Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. (8) Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9) Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10) Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11) Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12) Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжёлое.
(13) Модная певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14) Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15) Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16) Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17) На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.
(18) Варианты Zемфира (равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19) Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21) Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

______ («выпендрёж», «раскрутка»), _____ (предложение 8), а также _____ («обогащается – портится» в предложении 7) воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. (Такое синтаксическое средство, как _____ («поверхностным, примитивным, … банальным» в предложении 17), помогает более полно выразить позицию автора текста.

1) развёрнутая метафора 2) гипербола 3) парцелляция 4) ряд однородных членов 5) сравнительный оборот
6) контекстные антонимы 7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения 9) риторический вопрос

Наши рекомендации