Современный танец. Пути развития

План ответа

* возникновение и развитие танца модерн;

* формирование джазового танца;

* в чем отличие джазового танца от танца джаз - модерн;

* современный Американский театр балета Элвина Эйли

Ответ:

1) В словаре английского языка, и modern и contemporary переводятся как "современный”. Тем не менее, в контексте исторического развития определилась разница в этих видах танца. Модерном в мировом танцевальном искусстве принято называть сложившуюся систему современного танца Америки. В частности канонизированную, подобно классическому танцу, четко структурированную систему движений Марты Грэхем. Contemporary dance – это актуальный танец, не имеющий явной структуры, постоянно видоизменяющийся в зависимости от носителя стиля, вбирающий в себя все новые тенденции и течения современного искусства и создающий свои.

Говоря о современном танце вообще, первое имя, с которым будет связан ответ - имя американской танцовщицы Айседоры Дункан.Танцевать Айседора Дункан начала в крайне юном возрасте, Путешествуя по стране, Дункан пропагандирует "естественный” танец, исключающий элементы акробатики, прыжки, фуэте и танец на пуантах. Дункан ценит в танце изначальную экспрессию человеческого тела, выражающуюся во взаиморасположении различных его частей — отсюда эпитет пластический. Дункан реформировала искусство танца, что заключалось в гармоничном слиянии всех его компонентов — музыки, пластики, костюма. Она разработала многие идеи и приемы танца, лучшие из которых вошли в сокровищницу мирового хореографического искусства. В 1915 году Рут Сен Дени и Тед Шон создают свою школу "Денишон”, основной концепцией которой становится эклектика. Предмет изучения – весь комплекс человеческих движений вне зависимости от национальной принадлежности. Среди учеников школы появляются Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон,ставшие впоследствии центром притяжения как американского, так и мирового современного танца. Марта Грэхемвошла в историю мирового танцевального искусства как хореограф, сумевший сделать то, что не удалось Айседоре Дункан – создать школу танца модерн, приемами и техникой которой пользуется теперь весь мир.

2). Тридцатые годы XX века Америки знаменуются мощным расцветом джазовой музыки и негритянского джазового танца. До середины 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из Афро-американского коренного танца конца 19 века — середины 20 века. Джазовый танец часто относили к чечетке, потому что чечетка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие танцевальных стилей, н-р, Charleston, Boogie Woogie, swing. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все еще популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.

3). После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данхем превратили джазовый танец в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее Broadway в новый пластичный стиль который преподается сегодня и известен как джаз-модерн. Театральный стиль джазового танца был популяризирован работах Боба Фосса,что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра».

Модерн-джаз часто испытывает влияние других танцевальных стилей таких как акробатический танец, балет, современный танец, лирический танец, хип-хоп. В свою очередь многие танцевальные стили испытывают влияние джаза.

Отцом техники джазового танца считается Джек Коул. Как и в большинстве видов танца техника является основой всех движений в джазовом танце. В частности танцоры джаза извлекают пользу из знания балетной техники и поэтому в учебную программу джазового танца обычно включают балетные тренировки. Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла.

4). Ярким представителем американского современного танца становится Элвин Эйли– первый негритянский хореограф, вышедший на мировую танцевальную сцену и соединивший в своем творчестве элементы классического танца с негритянским фольклором. В 1958 открылся Американский театр танцапод руководством Элвина Эйли — первая некоммерческая труппа танца модерн, включавшая в репертуар произведения разных балетмейстеров. В собственных постановках Эйли стремится слить в единое целое танец и музыку с принципами драматического искусства. Среди его лучших работ — "Оплакивание утра" на музыку Эллингтона, «Откровение» на музыку спиричуэлс(духовные песни афроамериканцев), где танцу была возвращена его изначальная ритуальность, «Ручьи» на музыку Кабелача. Хореография спектаклей труппы сочетает элементы классического балета, модерна, джаза и техник африканского танца. Также коллектив славится оригинальными костюмами, гримом, сценическим светом.

Творческая программа Эйли произвела переворот в современном американском танце. Сегодня в репертуар театра танца Элвина Эйли входят постановки почти сотни хореографов из разных стран мира.

После смерти основателя труппы Элвина Эйли его дело продолжила Джудит Джеймисон - когда-то ведущая артистка компании, а затем балетмейстер и организатор. С 1 июля 2011 года худруком театра становится Роберт Баттл.

Сегодня Американский Театр Танца Элвина Эйли – это огромный современный танцевальный центр, располагающийся в одном из самых больших зданий Манхеттена. Компания объединяет две большие труппы, собственную школу, проводит многочисленные мастер-классы для детей и взрослых и гастролирует как по Америке, так и по всему миру.

В нашей стране Американский театр танца Элвина Эйли впервые выступил в 1970 году, став одним из первых посланцев американского современного танца. В 2011 году участвовал в рамках "Американских сезонов" в Москве - в память о "Русских сезонах" Дягилева.

3. Дополнительные вопросы

[1] Симфонизм в балете является универсальным способом наиболее полного раскрытия художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство, развитие, скрещение и преобразование тем и тематических элементов.

Наши рекомендации