Специфика работы с искусственным светом при портретировании модели в темной и светлой тональности
«Расположение источников освещения в таком порядке, когда полностью отсутствует передний или передне-боковой свет, а к объективу обращена неосвещенная часть лица, составляет основу схемы освещения портрета в темной тональности». [33, с. 84]. Некоторые фотографы считают, что теневой полуоборот в методе освещения одним источником света и есть портрет в темной тональности. В принципе это так, однако, при теневом полуобороте резко-боковой рисующий свет создает примерно одинаковую светлоту на освещаемой части лица, контуре носа и пятне под глазом в теневой части лица. Одинаковая степень освещения на разных участках лица влечет за собой слияние контурной формы носа с одинаково освещенной частью лица.
«Пластика освещения, постепенное понижение яркости освещенных участков и переход их в полутон, а затем в тень, нарушается тем, что яркость освещенных участков, уходящих вглубь объемной формы лица, понижается недостаточно. Это заставляет нас подумать о такой градации светотени, при которой был бы достигнут спад яркости светлого тона по мере его удаления от источника света. Исходя из этого, при создании портрета в темной тональности прибор рисующего света устанавливают в задне-диагональном положении. В сторону этого света поворачивают модель до положения критического полуоборота» [33 с. 89].
Задне-диагональный свет освещает уходящую от объектива узкую часть лица, не прописывая пятна в теневой части. Желательность критического полуоборота объясняется тем, что при меньшем повороте будет расширяться освещенная часть лица и тем самым сократится преобладание темного тона в портрете, что нарушит саму идею портрета в темной тональности. В боковом положении устанавливают второй прибор направленного света. Сила света этого источника должна быть не менее чем в два раза меньшей по сравнению с рисующим светом. Его световой поток вторично освещает узкую часть лица, усиливая ее яркость, и пересекает линию носа, самостоятельно вписывает пятно под глазом в неосвещенной части лица. Это пятно намного уступает в яркости общей освещенной части лица. Светотень здесь четко выполняет свою изобразительную функцию, так как на отдельных освещенных участках формы наблюдается спад яркости по мере отдаления от источника рисующего света.
Теперь остается решить вопрос о понижении общего контраста освещения. Понизить контраст можно при помощи экрана-отражателя или прибора заполняющего света малой интенсивности. Для разграничения темных тонов фигуры и фона применяется легкая контурная отработка. Эту модуляцию выполняет прибор бликующего освещения, устанавливаемый с теневой стороны. Для светового моделирования прически применяют осветительный прибор верхнего света. Сила этого прибора не должна превышать 100 Вт. При работе с ним надо внимательно следить за тем, чтобы свет от него не падал на лицо.
«Красивый эффект дает едва заметный подсвет скульной части лица с теневой стороны — «пражский эффект». Он достигается прибором моделирующего света с узким выходным отверстием, в котором лампа накаливания имеет не более 50 Вт. Его устанавливают близко, не давая расшириться световому потоку, так как световой контур, который он вписывает, проходит на 3 - 4 см ниже по скульной линии щеки» [33 с. 92].
Темный тон — это не формальная прихоть фотографа. Символика темного тона подчеркивает известные свойства личности, ее сложный внутренний мир или душевное состояние человека (см. приложение 4). Но характер переживаний может быть отражен не только на крупном плане, но и в жанровой фотографии, где темная тональность подчеркивает драматизм действия (см. приложение 5).
Вот почему не всякая модель подходит для портретирования в темной тональности. В плане эмоционального решения портрета он также чаще всего ограничен выражениями раздумий, грусти, глубокими переживаниями портретируемых. Общий темный тон портрета не должен нарушаться светлым тоном фона.
Необходим черный или темный фон с небольшим световым пятном, размеры которого незначительно больше проецируемых на его фоне головы и плеч модели. На границах формы модели должна быть видна узкая полоска полутона. Важно не допустить возникновения на изображении обилия светлых тонов, нарушающих гармонию изображения.