Народное искусство как специфическое явление в сравнении с так назы­ваемым ученым искусством имеет свои особенности

Главная из них за­ключается в коллективной основе творчества. Для изделий каждого из центров народного искусства более важным отличительным признаком является типовой характер местных групп в силу их традиционной общности, хотя это не мешает нам отмечать большую или меньшую удачу решения каждой работы и особенно высокие художественные достоинства, выделяющие отдельные вещи из общего ряда.

Преемственность, характерная для народного искусства, идет из глу­бины веков, показывает существенную связь с художественной культу­рой древней Руси даже во многих предметах, исполненных в самое по­следнее время, не говоря уже о творчестве народных мастеров прошлого.

При рассмотрении конкретных произведений народного творчества, будь то резьба или роспись по дереву, изделия ювелиров, узорное ткачество, гончарная посуда, глиняные игрушки, созданные в традиционных цент­рах художественных промыслов, нас почти в каждой вещи поражает необычайная ясность построения формы, и узора, убедительная образ­ность пластики, гармоническое соотношение цветов, красота пропорций, ритмов, которые выкристаллизовались в результате творческой деятельности и совершенствования профессиональных навыков многих поколе­ний.

Традиционность народного ис­кусства неверно было бы понимать как неподвижность, застойность. Формы изделий и мотивы орнамен­та с очевидностью говорят о том, что народные мастера никогда не ос­тавались безучастными к смене художественных стилей и по-своему от­кликались на них, интерпретируя в своих работах мотивы орнамента и композиционные приемы, характерные для своего времени. Так, в северодвинской росписи по дереву конца XVIII — начала XIX века отра­зились элементы стиля барокко, в холмогорской ажурной резьбе по ко­сти ясно чувствуется влияние рокайльных композиций, а позднее — ампира, в поволжской архитектурной резьбе на крестьянских избах XIX века нередко можно встретить характерный для классицизма мотив листьев аканфа.

Художественное совершенство предметов народного искусства, их не­передаваемая привлекательность в большой степени являются резуль­татом глубокого понимания мастером “души материала”. Нас поражает отточенность профессиональных приемов то тонких и сложных — в юве­лирном искусстве, некоторых видах ткачества, вышивке, кружевоплетении, косторезном деле,— то простых, но остроумных — в резьбе и свободной росписи по дереву, бересте, металлу, в гончарстве, лепной гли­няной игрушке и т. п.

Любо-дорого смотреть, как работает хороший мастер. Какая ловкость, точность, уверенность и свобода в его движениях. Материал “поет” у него в руках. Буквально на глазах невзрачный чурбачок превращается в веселого деловитого медвежонка, из комка глины вырастает “кубастенькая” аппетитная крынка или кувшин, на поверхности токарной посуды-заготовки расцветают изящные и крепко построенные травные узоры с ягодками хохломской росписи.

И сколько бы вы ни смотрели, каждый раз перед вами возникает новое маленькое чудо, потому что в процессе работы мастера материализуются, обретают конкретные формы не только его профес­сиональные навыки, но и его поэтическое чувство прекрасного, его эмоциональное отношение к миру.

Обращаясь к народному искусству прошлого, не случайно мы часто по­ражаемся красоте форм даже самых простых, обыденных предметов кре­стьянского обихода, совсем не претендующих на художественность. Ока­зывается, красота есть уже в форме, хорошо отвечающей своему практи­ческому назначению,— в преодолении инертности материала для выполне­ния полезной вещи есть свое художественное содержание. Что же гово­рить о вещах, которые выполнялись для подарков и имели определенный смысл в праздничных обрядах. Они нарядны и красочны, в них с особой щедростью проявилась живая фантазия и изобретательность мастеров, их природный ум, тонкий вкус, наблюдательность.

В деревне основные праздники были связаны с сельскохозяйственными работами и с семейными событиями, главное из которых — свадьба.

Приданое каждая девушка готовила себе в течение нескольких лет, про­являя фантазию, мастерство в ткачестве, вышивке, плетении кружев, умении красиво соединять разные материалы.

Одна перед другой девушки старались показать себя искусными рукодельницами. Они сравнивали ра­боты — чьи красивее, учились друг у друга, перенимали навыки у старших. Девушка делала себе красивые сарафаны, рубахи, головные уборы, ска­терти, подзоры, полотенца; готовила много нарядных вещей, которые полагалось дарить во время свадьбы жениху и его родне. А жених масте­рил сам или заказывал подарки для невесты: расписную или (в других районах) резную прялку, рубель, валек. Отец приобретал красивые сун­дуки для приданого дочерей.

Один из древних праздников — масленица, праздник русской зимы. В этот праздник катались на тройках в красивых разукрашенных санях с нарядной упряжью и дугой со звонким колокольчиком. Отголоски его сохранились до нашего времени. Конечно, давно отжило представление о блинах как об изображении солнечного диска; забыт обряд, но веселье, удаль праздничных игр сохраняется.

Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки, как и фигурные пря­ники, не были простой детской забавой. Характерные изображения жен­ской фигуры (часто с птицей в руках), коня, птицы, оленя, всадника оли­цетворяли силы природы, за помощью к которым обращался пахарь, что­бы получить хороший урожай.

С течением времени значение их совер­шенно изменилось, однако ряд образов и традиционных особенностей пластики сохранились до наших дней.

Народная игрушка теперь приоб­рела значение декоративной скульптуры.

Благодаря выразительности лаконичной пластики и цвета, меткости ха­рактеристик, лепные глиняные фигурки очень ценят знатоки и любители, коллекционируют, охотно приобретают в качестве подарков и националь­ных сувениров.

Дымковские глиняные игрушки Кировской области и филимоновские — Тульской наиболее популярны, но не менее интересны и оригинальны каргопольские (Архангельская область), семеновские (Горьковская область), орловские, курские, рязанские, смоленские иг­рушки, хотя не все они получили одинаково широкое распространение.

Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена — его неиссякаемый оптимизм. Работы мастеров многих поко­лений несут радость, пожелание благополучия, счастья людям.

Об этом говорят и сами удобные, ладные формы вещей и дарственные надписи на них с выражением любви и добрыми пожеланиями.

Жизнеутверждаю­щие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства. Постоянный мотив традиционного народного орнамента — это изобра­жение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле. Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость. Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде тра­диционного русского народного искусства,— цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни.

Жизнеутверждающее содержание народного искусства на­ходит выражение в основательности, добротности вещей, которые подобно деревянной архитектуре делались прочно и могли служить не одному поколению.

В произведениях искусства каждой исторической эпохи отражается чело­век с его образом жизни и мышлением. Так, замедленный темп жизни, связанный лишь со сменой времен года и разными видами сельскохозяй­ственных работ, нашел выражение в равномерном заполнении поверхно­сти вещи узором, в преобладании спокойных, уравновешенных компози­ций орнамента па предметах русского крестьянского искусства XVIII — XIX веков.

Для русского крестьянского искусства характерна массивность предме­тов, их устойчивость, крепость, что полностью отвечает представлениям народа о красивом человеке, то есть хорошо физически развитом, крепком и здоровом.

В домашнем производстве и в искусстве деревенских и городских ремес­ленников древней Руси формировались те профессиональные навыки и приемы мастерства, которые затем, при более узкой специализации, про­должали развиваться в народных художественных промыслах XIX— XX веков.

Больше всего для своей семьи продолжали работать женщи­ны — пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. Все это делали они вполне профессионально, обогащая опыт многих поколений и отшли­фовывая свое мастерство.

Замечательно смело по цветовым сочетаниям, соединению разных мате­риалов и с тонким художественным вкусом исполнялась народная жен­ская одежда различного назначения (будничная, праздничная, свадеб­ная, траурная) и для разных возрастов (девичья, молодой женщины, для пожилых).

В народной одежде XIX — начала XX века сохранились черты древних племенных отличий, о чем говорит большое разнообразие локальных групп даже в пределах одной губернии. Особенно различалась одежда разных губерний.

При этом существовали два основных типа одежды: сарафанный—в север­ных районах России и поневный — в южных районах. В центральных районах бытовали и тот и другой типы.

В одежде южных районов употреблялись главным образом домотканые льняные и шерстяные ткани, украшенные вышивкой, ткаными узорами, позднее — вставками ситца, лентами.

На Севере наряду с домотканиной (для более простой одежды) и набойкой по холсту широко применялись покупные ткани: парча, красная камка, синяя китайка, узорный атлас для праздничных сарафанов, тонкая белая кисея, из которой шили верх­нюю часть рубахи с пышными рукавами, украшенными белой же изящ­ной вышивкой.

Исключительно нарядны женские головные уборы: венцы, кокошники, девичьи повязки, в одних районах украшенные тонкой сюжетной вышив­кой шелком, в других — золотым шитьем, в третьих — речным жемчугом. По тонкости исполнения и характеру отделки дорогими материалами они близки к ювелирным украшениям.

Серьги, кольца, пуговицы с тонкой сканью, зернью, замечательные ви­сочные, шейные украшения показывают высокие достижения народного ювелирного искусства.

В русском народном декоративном искусстве поэтический вымысел, ска­зочная фантастика живут бок о бок с реальной действительностью: фан­тастические сюжеты, как и в устно-поэтическом народном творчестве, жизненно убедительны, бытовые же — органично сочетаются с ними, бла­годаря декоративной обобщенности изображений, доходящей нередко до орнаментальной условности.

Народное декоративное искусство часто сравнивают с детским изобра­зительным творчеством и находят между ними много общего.

Действитель­но, их роднит, с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой — сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передавать под­меченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую ди­ковинную фантастику.

Но между тем и другим есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве.

Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризуют произведения народных мастеров.

Сохраняя непосредственность, све­жесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в со­здаваемом произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души — в этом своеобразие и сила воздействия народного искусства.

Наши рекомендации