Глава 3. Развитие дизайна в XX в


Литература




Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru ле такого осознания развивается финский дизайн: специалисты счи­тают, что «финский стиль» в современном промышленном производ­стве сохраняется и моделируется прежде всего на почве традицион­ных ремесел.

Теоретики японского дизайна вообще не различают дизайн и тради­ционное ремесло, для них это почти синонимы. Производство предметов потребления в сознании японского дизайнера неразрывно связано с тра­диционной культурой, с обычаями, верованиями, стилем жизни японс­кой семьи, с ландшафтными и погодными условиями и т. д. Важной опо­рой в поисках этнокультурной идентичности в дизайне является возрож­дение традиционного отношения к природе и материалу. Сравнительно новая экологическая линия в дизайне по сути есть развитие - в совре­менных условиях - традиционного ремесленного подхода к созданию предметного мира.

Традиционно-ученическое отношение к природе подразумевает и тра­диционное отношение к материалу. Дизайнер не должен навязывать свою волю материалу, но должен творить исходя из его структуры, пластики и возможностей, стремясь подчеркнуть присущую ему красоту, раскрыть его свойства. При этом необходимо выбрать наиболее экологичные способы обработки материала. В Японии предпочтение отдается такому направле­нию дизайна, в котором открыто не проявляется человеческое сознание, а подчеркивается красота самого материала. В итальянском дизайне, с его ярко выраженными авангардными тенденциями, сегодня наблюдается по­вышенное внимание к материалам: идет активный поиск новых материа­лов, соответствующих инновационному духу создаваемых вещей. Налицо осознание соответствия неординарных целей и методов формообразова­ния неординарным, необычным по структуре, цвету, свойствам материа­лам. И в этом также видится элемент традиционной рефлексии проектной культуры.

По данным историков культуры, этнографов и фольклористов, од­ним из древних, фундаментальных архетипов сознания является дом. Жилище - традиционный для дизайна объект исследования и проек­тирования. Но если начиная с 1920-х гг. дизайн был восновном ориен­тирован на идею дома как «машины для жилья», то в 60-80-е гг. XX в. происходит пересмотр подобных ориентации. Нацеленный на приро-досообразность, дизайн возвращается к традиционному пониманию идеи дома.

Сегодня уже ясно, что экологические проблемы тесно связаны со всеми важнейшими аспектами стратегии стабильного развития обще­ства: экономическими, политическими, социальными и культурными; промышленными и торговыми; региональными и международными. Глобальный характер экологических проблем объективно требует из­менения модели планирования экономического развития общества: не только производственные, но и воспроизводственные функции полного

экоцикла должны стать предметом профессиональной ответственнос­ти сфер планирования и проектирования. Диктуемые временем пере­мены - переориентация проектирования, вероятно, станет ведущей тенденцией и поворотным моментом в развитии проектной культуры будущего.

Для дизайна тенденция ориентации на решение экологических проблем проектной культуры глубоко органична по ценностям и целям. Однако со­временный дизайн вряд ли готов с полной компетентностью и ответствен­ностью к выполнению роли заказчика на новые, экологичные технологии. Нужна продуманная широкая программа его комплексного развития по всем направлениям: образование, экономика, организация, управление, государственная политика. В плане выработки новой методологии проек­тирования очень важно уже сейчас организовывать и всячески поощрять научно-исследовательскую деятельность по созданию образов среды бу­дущего, направленную на постановку и решение проблем устойчивого эко­номического и социально-культурного развития общества. Не следует ос­танавливаться перед принципиальной, качественной новизной проблем, порожденной их глобальностью и чрезвычайной трудностью.

Очевидно, что экологию нельзя ограничивать только задачами сохра­нения биологической среды. Культурная среда не менее важна, она необ­ходима для духовной, нравственной жизни человека, для его самодисцип­лины и социальной самоидентификации. Как видно, оба подхода к совре­менным проблемам дизайна - проблеме культурной идентичности и эко­логической - глубоко взаимосвязаны и могут быть причислены к сфере экологии культуры.

Литература

1.Аронов В. Р. Лоуи - пионер коммерческого дизайна // Декоративное
искусство СССР - 1973. № з. - С. 35-38.

2.Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на За­
паде. - М.: Искусство, 1970. - 191 с.

3.Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной сре­
ды // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 58. - М: ВНИИТЭ,
1989. - 144 с.

4.Дижур А. Л. Дизайн в капиталистических странах. - М.: Знание,
1968. - 63 с.

5.Дижур А. Ульмская школа художественного конструирования // Тех­
ническая эстетика. - 1964. - № 4.

6.Дижур А., Глазычев В. Дизайн фирмы «Браун» // Художественное
конструирование за рубежом. - 1966. № 5.

7.Дизайн США / Ред. Б. Хорриган - Манила, 1989. - 64 с.

8.Жадова Л. Заметки об итальянском дизайне // Техническая эстети­
ка. - 1966. № 2, № 4.

7 А-311



Глава 3. Развитие дизайна в XX в.



Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru 9. Жадова Л. О японском дизайне и его создателях // Техническая эсте­
тика - 1968. № 4, № 6.

10.Жадова Л. Художественно-конструкторская фирма Р. Лоуи в Пари­
же // Техническая эстетика. - 1965. № 9.

11.Кантор К. М. Красота и польза. Социологические вопросы матери­
ально-художественной культуры. - М.: Искусство, 1967. - 280 с.

12.Кантор К. М. Правда о дизайне. - М.: АНИР, 1996. - 286 с.

13.Подготовка дизайнеров за рубежом // Труды ВНИИТЭ. Сер. Тех­
ническая эстетика; Вып. 50. - М: ВНИИТЭ, 1986. - 109 с.

14.Шатин Ю. В. Рэймонд Лоуи // Техническая эстетика. - 1987. № 3. -
С. 26-30.

Заключение: Некоторые проблемы теории дизайна

История дизайна насчитывает уже более ста лет. С самого начала своего существования дизайн претендовал на возможность охватить самое широкое поле деятельности, и надо признать, что он смог до­биться значительных успехов. В качестве объекта дизайнерского твор­чества теперь выступает вся материальная среда - «от иголки до само­лета», как говорили в 1960-х гг. Международный конгресс дизайнеров в Милане в 1983 г. своим девизом избрал лозунг «От ложки до горо­да». В самом деле, изделия дизайна окружают современного человека повсюду в повседневной жизни. Некоторые дизайнерские работы ста­ли нам настолько привычны, что никому, пожалуй, не приходит в го­лову, что обыкновенная бутылка «Кока-Кола» имеет своего автора -гениального Раймонда Лоуи. Творения многих дизайнеров экспони­руются в музеях современного искусства по всему миру. Даже такое яркое направление современного искусства, как поп-арт, имеет очевид­ные корни именно в дизайне XX в.

Творческие и практические достижения дизайна несомненны, однако до сих пор не выработана его теоретическая основа. Для начала нужно ска­зать, что не определены даже четкие границы дизайнерской деятельности. Сейчас, помимо промышленного (индустриального) дизайна, мы говорим о дизайне интерьера и ландшафтном дизайне, графическом дизайне и ди­зайне экспозиции, самым же популярным и поднятым на уровень истин­ного шоу-бизнеса является дизайн одежды (английский «fashion» или фран­цузский «haute couture»).

В нашем учебном пособии мы рассмотрели историю, можно сказать, «классического» - промышленного - дизайна. Первое определение индус­триального (или промышленного) дизайна было принято на первом конг­рессе И КС ИД (Международного совета обществ по художественному кон­струированию) в 1957 г. в Стокгольме. Согласно этому определению ди­зайнером назывался любой специалист, который на основании получен­ных им знаний, технической подготовки и практического опыта, а также художественного чутья и развитого зрительного восприятия рекомендует производству наиболее подходящие материалы и способы их обработки, определяет форму, цвет и характер отделки промышленных изделий мас­сового производства. Если дизайнер работает в отраслях промышленнос­ти, связанных с прикладным искусством и ремеслами, где разработка изде­лий ведется ручным способом, то он считается дизайнером только в том случае, если созданные по его проектам изделия выпускаются значитель­ным тиражом и не считаются его личной работой. Вообще же дизайнер может ограничить свою деятельность вопросами рекламы, упаковки или же устройством выставок товаров.



Заключение

Заключение




Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Справедливости ради нужно отметить, что авторами этого определения были английские теоретики искусства. В их формулировке сказались креп­кие связи английских дизайнеров с художниками-прикладниками, рабо­тающими в сфере прикладного искусства. Особенно подчеркивалось, что в отличие от последних дизайнеры работают в сфере массового машинного производства. Позже появлялись другие международные определения ди­зайна, и при этом больше внимания уделялось роли дизайнера в современ­ном обществе, подчеркивались его возможности в организации целостной предметной среды.

В отечественном дизайне в 1960-х гг. была предложена теория «тоталь­ного проектирования среды». Ее целью была выработка общих принципов проектирования и выделение его в относительно самостоятельную сферу человеческой социальной практики, которая развивается по своим соб­ственным внутренним законам. В этом случае теория дизайна должна была объединить в себе знания из самых разных наук: философии, социологии, эстетики, экономики, эргономики и т. д. Столь глубинное понимание сущ­ности дизайна его теоретиками, однако, по объективным причинам никак не повлияло на практические успехи дизайна в нашей стране. Крупней­ший отечественный теоретик дизайна О. Генисаретский пишет, что в 1960-е гг. для искусствоведов, историков, философов и методологов дизайн был чем-то вроде Клондайка - землей, где можно было испытать свои силы. Одна­ко практически все крупные работы по методологии, теории и истории ди­зайна, подготовленные в период 60-70-х гг. к печати, не были опубликова­ны. Та же участь постигла многие статьи, затрагивающие принципиальные вопросы дизайна, ибо по давно заведенной советской академической тра­диции «принципиальные вопросы», в частности методологические, объяв­лялись прерогативой «генералов от профессии». Складывались и распада­лись целевые научные группы, приходили и уходили сотрудники. Само слово «дизайн», пока в 1985 г. его не произнес в Куйбышеве Генеральный секретарь ЦК КПСС, вызывало подозрения и подменялось эвфемизмами вроде «технической эстетики», «художественного конструирования», «ху­дожественного проектирования»1.

Американские дизайнеры, напротив, никогда не увлекались выстраи­ванием собственных теорий, зато добились грандиозных успехов на прак­тике. Высокоидейным представлениям 1920-1930-х гг. о «честности» ди­зайна и о «удовлетворении основных человеческих нужд» как главном его назначении американцы противопоставили требования рынка. В 1950-х гг. США не испытывали трудностей, связанных с производством. Проблема состояла не в том, чтобы спроектировать и произвести товар, а в том, что­бы его продать. Теперь потребление не должно было отставать от произ­водства. Учитывая это, Артур Дрекслер, американский дизайнер автомо­билей, предположил, что современному дизайнеру необходим талант пси-

Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru 1 Теоретические и методологические исследования в дизайне - М, 2004. - С. 359.

хоаналитика. Если вы хотите оказывать влияние на потребителя вашей продукции, то вы должны стремиться как можно больше узнать о нем. Ис­следование рынка стало содержанием новой науки - маркетинга. Марке­тинговые исследования проводились дизайнерами при участии психоло­гов и социологов.

Еще одним вкладом американцев в теорию явилась эргономика, или инженерная психология, - наука, с помощью которой изделия дизайна при­спосабливались к человеку. Очевидно, что при массовом производстве не­возможно учесть индивидуальные требования к производимым предметам. Американским дизайнерам пришла в голову идея создать антропометри­ческие таблицы, показывающие человеческое тело в различных положе­ниях. Расширенное и пересмотренное второе издание сборника таблиц «Измерение человека: человеческие факторы в дизайне» вышло в США в 1959 г. Автором этих исследований был американский промышленный дизайнер Генри Дрейфус. Его дизайнерское бюро пять лет проводило ме­дицинские исследования для создания президентского самолета «Джет Стар», на котором летали в начале 60-х гг. Для разработки пассажирского кресла использовались рентгеновские снимки, в офисе была построена эк­спериментальная модель интерьера самолета в натуральную величину, так что команда могла узнать на личном опыте, сколько места нужно ногам и какие помехи могут возникнуть. Молодые западные дизайнеры с энтузи­азмом применяли знания эргономики в своих работах. Например, для вы­яснения идеальных размеров матраца были сделаны тысячи фотографий человека в пижаме, катающегося по кровати во сне.

Данные эргономики обогатили промышленный дизайн дополнитель­ными научными данными и создали научную базу дизайна. Дизайнер те­перь может получить антропометрическую информацию в виде норм и стан­дартов, к примеру средние данные по организму человека, о положении конкретного органа и его функционировании при выполнении тех или иных работ. Для международных концернов, которые поставляют свою продук­цию во все или почти все страны мира, особенно важно учитывать, что раз­меры человека неодинаковы у представителей различных рас. Так, японс­кие фирмы вынуждены были приспосабливать размеры машин к среднему росту европейца, когда стали продавать свои автомобили на европейском рынке и в США.

Основной проблемой теоретического осмысления дизайна до сих пор остается вопрос о природе дизайнерской деятельности и о соотноше­нии ее с другими видами искусства. Очевидно, что промышленные ди­зайнеры работают над формой изделий, выпускаемых серийно, исполь­зуя художественные средства формообразования. Иногда деятельность дизайнера можно сопоставить с работой инженеров и конструкторов, которые изобретают новые материалы и конструкции, значительно вли­яющие на облик предметного мира. Дизайн на первый взгляд также тес­но связан с архитектурой. На этапе становления дизайна как новой про-



Заключение



Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru фессии дизайнеров даже называли «архитекторами изделий промыш­ленного производства» и «архитекторами малых форм». Нередко дизайн сопоставляют с декоративно-прикладным искусством. Это особенно обоснованно, когда речь заходит о единичных авторских дизайнерских работах.

И все же дизайн - это вполне самостоятельная, более того, принципи­ально новая область творчества. Прежде всего, дизайн - феномен XX в. Конечно, люди создавали окружающий их предметный мир на протяже­нии многих веков. Орудия труда, предметы мебели, домашняя утварь, со­зданные в «додизайнерский» период, можно охарактеризовать как образ­цы «стихийного» дизайна. Всем им присущи отдельные черты современ­ного дизайна: они разрабатывались в той или иной степени техническим способом, в их облике наглядно отражалось взаимодействие формы, кон­струкции и функции, они тиражировались, по крайней мере, во времени. И даже если не все они являются произведениями декоративно-приклад­ного искусства, для нас они - ценнейшие памятники материальной куль­туры, ремесел, истории техники.

При этом главное отличие «стихийного» дизайна от профессионально­го состоит в том, что в нем отсутствует предварительное изучение, специ­альное моделирование функционирования создаваемой вещи. Лучшие его образцы рождались медленно, этот процесс шел путем проб и ошибок, а введение даже незначительного новшества растягивалось иногда на не­сколько столетий. С начала XX в. значительно ускорился сам темп разви­тия, смена образа жизни людей и предметного мира. В результате научно-технического прогресса в повседневный обиход вошло огромное количе­ство технических новинок: бытовые электрические приборы, средства транспорта и связи, электронно-вычислительная техника. Весьма непрос­тые задачи пришлось решать первым дизайнерам, когда они столкнулись с необходимостью создавать принципиально новые вещи, не имеющие ана­логов в прошлом. Художественного вкуса и элементарного опыта оказа­лось недостаточно. Необходимо было обладать одновременно развитым художественным мышлением, присущим представителям сферы искусст­ва, и рациональным проектным мышлением, изучать закономерности пред­метного формообразования, вдаваясь в область инженерной и конструк­торской деятельности.

Дизайн с самого начала своего существования ставил пред собой зада­чу связать в единое целое красоту и целесообразность, техническое и эсте­тическое начала, создания новых видов и типов изделий, организации це­лостного предметного мира, соответствующего уровню развития матери­альной и духовной культуры современного общества. Задача эта грандиоз­на, но можно надеяться, что дизайн справиться с ней, неуклонно расширяя сферу своей деятельности, накапливая практический опыт и вырабатывая свои собственные, научно обоснованные теоретические и методологичес­кие принципы.

Вопросы к экзамену

1. Дизайн как составной элемент культуры.

2. Различные подходы к определению истории дизайна.

3. Материальная культура Древнего Египта.

4. Ремесло в эпоху Средневековья.

5. Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.

6. Стили в европейском искусстве XVIII в. Барокко и рококо.

7. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России
X-XVIII вв.

8. Специфика художественного проектирования в условиях мануфак­
турного производства.

9. Начало технической революции. Зарождение промышленного про­
изводства и проблемы формообразования.

10. Первые российские промышленные выставки. Участие России в
международных промышленных выставках.

11. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

12. Художественно-промышленные училища в России. Строгановское
училище.

13. Проблемы формообразования в предметно-пространственной сре­
де на рубеже XIX-XX вв.

14. Теория и практика в творчестве У. Морриса.

15. Стиль модерн.

16. Конструктивизм и функционализм.

17. Школы промышленного конструирования в начале XX в.

18. Немецкий Веркбунд.

19. Баухауз: разработка принципов формообразования промышленной
продукции.

20. Создание ВХУТЕМ АСа, его роль в разработке принципов промыш­
ленного искусства в СССР в 1920-1930-е гг.

21. Пионеры советского дизайна.

22. Предпосылки возникновения промышленного дизайна в США.

23. Развитие дизайна в США после Второй мировой войны.

24. Основные принципы коммерческого дизайна.

25. Р. Лоуи - пионер коммерческого дизайна.

26. Высшая школа формообразования в Ульме: новая концепция ди­
зайн-образования.

27. Особенности развития дизайна в Германии после Второй мировой
войны.

28. Особенности развития дизайна во Франции после Второй мировой
войны.

29. Особенности развития дизайна в Англии после Второй мировой войны.

30. Особенности развития дизайна в Италии после Второй мировой
войны.



Вопросы к экзамену



31. Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Глава 3. Развитие дизайна в XX в - student2.ru Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.

32. Особенности развития дизайна в СССР в 1960-1980-е гг.

33. Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии
в дизайне.

34. Концепция производственного искусства. Теория и практика.

35. Теоретические взгляды Рёскина, Морриса, Земпера, Рёло и их вклад
в развитие теории дизайна.

36. Искусство XX в. и дизайн.

Наши рекомендации