Личностная и пространственно-временная картина мира в первобытном искусстве

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Периодизация первобытного общества представляет сложную и ещё не решенную до конца научную проблему. Ещё в 70-е годы ХХ века учёные утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. В ХХI веке найдены останки человека, которые датируются 5 млн. лет.

Каменный век

Палеолит – 2,5 млн. – 10 тыс. лет до н.э.

нижний или ранний

средний

поздний или верхний

мезолит – 10 – 8 тыс. лет до н.э.

неолит – 8 – 4 тыс. лет до н.э.

Бронзовый век - 4 – 3 тыс. лет до н.э.

Железный век - нач. 1 тыс. до н.э.

Главной особенностью первобытной культуры является синкретизм – нерасчлененность духовной жизни человека, изначальное единство того, что впоследствии распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, мораль, искусство, философию.

Духовная жизнь первобытного человека неразрывно связана с мифами – коллективной памятью человечества, в которой даётся эмоционально-образная картина мира.

Для мифотворчества характерно то, что:

Человек воспринимает мир как единое целое, в которое органически входит и он сам.

Человек переносит на природу свои ощущения и качества, а на себя – часть её характеристик.

Одушевляя природу человек переносит на неё и человеческие отношения.

При этом природа и весь мир начинают восприниматься как универсальная родовая община.

Поскольку в общине преобладает «коллективная личность», то ранние религии неизбежно приобретают форму политеизма с разветвленным пантеоном богов, объединенных кровнородственными связями.

Самыми древним формам религий являются:

АНИМИЗМ – одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ – мистическая связь членов племени с умершими предками.

ТОТЕМИЗМ – вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.

ФЕТИШИЗМ – наделение магической силой неодушевленных предметов

Древние верили, что природные стихии наделены духами. Дух для первобытного человека – это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого. Шаманы, жрецы, колдуны владели методами общения с духами. Шаманизм как практика общения с духами был распространён повсеместно.

Способами общения с духами были специальные обряды:

МАГИЯ - воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей.

МАНТИКА – различные виды гаданий с целью узнать будущее.

Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).

С позднего палеолита широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – так называемые «венеры», связанные с культом матери-прародительницы.

Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (бизонов, оленей, косуль, лошадей). Наиболее интересные образцы наскальных росписей связаны с пещерами Альтамира (Испания), Ляско, Нью, Фон-де-Гом (Франция).

«Сикстинской капеллой древности» называют учёные пещеру Альтамира, открытую в 1879 году испанским археологом

М. Саутуола.

Изображения животных встречаются повсеместно и в России. Наскальные рисунки обнаружены на Урале, Алтае. На территории Сибири. Наскальные изображения найдены в пещерах Улалинка, Малая Сыя, Мальта, Афонтово.

Изображения людей появляются значительно позже и отличаются предельным схематизмом.

Особую область первобытного искусства составляет орнамент, воплощающий в абстрактной форме бесконечно повторяющийся пространственно-временной ритм. Одновременно орнамент служил украшением предметов.

Наши рекомендации