Общественная полемика вокруг учебных пособий
Джеральд М. Акерман
Перевод с английского С.С. Брахнов
Шарль Барг «Курс рисунка»
Предисловие
Книга Шарля Барга «Курс рисунка» является выдающимся учебным пособием для художников, она составила основу европейского художественного образования конца девятнадцатого начала двадцатого века, на этой книге выросло несколько поколений прекрасных художников во всем мире. Известно, что Винсент Ван Гог на протяжении своей художественной практики дважды обращался к этому учебнику и дважды полностью проходил весь курс, посвящая многие часы усердному копированию «Курса рисунка», Пабло Пикассо копировал некоторые репродукции из «Курса рисунка» во время своей учебы в художественной академии Барселоны.
Школа западноевропейского рисунка конца девятнадцатого века вобрала в себя огромный опыт предыдущих столетий, но о процессах, которые шли в европейском художественном образовании девятнадцатого века однозначно говорить не приходится.
С одной стороны европейская школа реалистического искусства переживает пик исполнительского мастерства, художественное образование выработало и отточило методики обучения академическому рисунку и живописи. С другой стороны нарастает «усталость стиля» в практике многих художников того времени появляются клише так называемой красивости, заметно усиливается тенденция «понравится». В художественном образовании в силу общей рутины процесса и ориентации на успех в художественных салонах, вырождаются прекрасные традиции академического рисунка и живописи, студентам навязываются или же студенты сами сознательно подражают второсортным образцам. Таким образом, постепенно ослабляется изучение натуры в изначальном понятии этого слова, художественное образование превращается в бездумное тиражирование плохого вкуса.
История курса рисунка
Опубликованная здесь в полном объеме книга «Курс рисунка» Барга-Жерома представляет собой широко известное легендарное издание конца XIX века. Курс из трех частей включает 197 отпечатанных литографским способом листов, на которых даются точные рисунки по гипсовым слепкам, копии рисунков великих мастеров и рисунки с натуры., сложность которых идет по возрастающей. Целью курса было подготовить начинающих путем копирования к рисованию с натуры. Книга разделяла идеалы Школы изящных искусств в Париже, курс которой готовил к рисованию с натуры, по выбору, в реалистическом или романтическом ключе. «Курс рисунка» был опубликован в конце шестидесятых годов XIX века, когда считалось, что основной задачей художника является копирование природы, и, главное, - изображение человеческого тела. Экспрессия изображаемого еще не заменялась самовыражением.
Сегодня «Курс рисунка» Барга-Жерома редкое и загадочное издание, но это один из важнейших документов последнего великого расцвета живописи западного искусства, который приходится на конец XIX столетия. Наше новое полное издание поможет современным студентам научиться рисовать. Оно представляет большой интерес для историков, коллекционеров, аматеров, всех интересующихся искусством.
Листы «Курса рисунка» - это модели, что в переводе означает «хорошие образцы для копирования». Материал курса излагается в традиционной для художественных школ девятнадцатого века последовательности. Сначала рисуют гипсовые слепки, потом рисунки мастеров, и, наконец, рисунки сделанные с обнаженных натурщиков («академии»). Поскольку учебные программы того времени традиционно состояли из трех частей, листы были напечатаны без сопроводительного текста. Редакторы настоящего издания снабдили их комментариями, составленными по высказываниям современных преподавателей и мастеров академического рисунка. Даются указания относительно использования листов в классах и для индивидуальных занятий с позиций теории и практики рисунка в XIX веке.
В книге сделана попытка осветить жизнь легендарного Шарля Барга (1826\27 – 1883), литографа и живописца, о котором известно лишь немногим ценителям, коллекционерам и студентам. Мы знаем очень мало. Сохранились немногочисленные полотна, около 50. Есть данные о местонахождении лишь половины из них, и большинство находится в частных коллекциях. «Курс рисунка» существовал в виде отдельных разрозненных листов, а единственный полный экземпляр имелся лишь в Национальной художественной галерее Виктории и Альберта (Лондон). В 1991 г. В музее Гупий (Бордо) были обнаружены еще два экземпляра. Листы данного издания были воспроизведены по ним. В нашей книге приводится также список всех известных картин Барга, с иллюстрациями и комментариями.
Первые две части «Курса рисунка» были предназначены для французских художественных школ, коммерческих училищ, школ декоративного искусства. Считалось, что для того, чтобы промышленные товары пользовались спросом на международном рынке, их дизайнеры должны знать основные принципы хорошего вкуса. Такие принципы были изложены в брошюре «Гупий и Си», которая рекламировала курс «Моделей для рисования» (см. Приложение I). Хороший вкус основывается на знании классических форм, созданных по изысканным классическим статуям. Сочетание хорошего вкуса с изучением природы дает в результате идеальную красоту – отражает природу в ее наиболее совершенном проявлении; тут уместен термин la belle nature (прекрасная природа).
Часть III была посвящена работе с обнаженными моделями, и ее предполагалось использовать в художественных академиях. Работа с натурщиками не поощрялась, даже запрещалась в художественных училищах, т. е. в торговых школах и школах прикладных искусств. Она очень редко включалась в программы. В художественных учреждениях бытовало такое настроение, что незачем развивать у промышленных дизайнеров ненужные стремления и поощрять у них претенциозность. Относящиеся к третьей части академии являются примером того, как неоклассицизм начала XIX века был пересмотрен в свете новых интересов, связанных с реалистическим направлением в искусстве. Листы не изображали фигуры людей обобщенно; черты каждого человека, даже уродливые, наблюдались и находили отражение в рисунке. Барг дает фигуры обнаженных натурщиков реалистично, но они у него всегда смотрятся изящно, даже благородно.
Курс хорошо продавался в течении по меньшей мере тридцати лет, он несколько раз печатался для различных учебных заведений Англии, а также Франции. Отдельные листы курса продавались фирмой «Гупий и Си» и последующими ее владельцами вплоть до 1911 года, когда она прекратила свое существование. Литографии от времени износились; в некоторых из старых художественных школ сохранились отдельные экземпляры. Они висят в рамочке на стене как образец прилежания в XIX веке.
Традиционное академическое преподавание почти не существовало в период от 1880 до 1950, т.к. измельчало поколение преподавателей. Упадок его ассоциировался с изменением художественного восприятия от объективного копирования природы до субъективного восприятия и даже до абстрактного отражения мира в искусстве. Произошла коренная революция в области теории искусства. С античных времен положение Аристотеля о том, что искусство должно копировать природу преобладало в Западной Европе (как в теории, так и на практике). До 80-х гг XIX века термин «экспрессия» служил для обозначения эмоций, вызываемых объектом – изображением лица или предмета, а не для выражениея эмоционального состояния художника, т.е., как теперь говорят, «самовыражения».
«Курс рисунка» демонстрирует традиционный метод обучения изобразительному искусству; дает образцы, достойные копирования и восхищения. Специалистами была изучена информация о художниках, которые проходили обучение в период от Франко-Прусской до I Мировой войны. Они нашли, что данная книга существенно помогала им в освоении теории и практики. Общеизвестно, например, что Винсент Ван Гог не один раз самостоятельно проработал «Курс рисунка», а Пикассо копировал листы Барга, когда учился в академии Барселоны. Многие из ранних работ художника этого периода, которые считались произведениями, сделанными с натуры, в действительности оказались копиями по моделям из «Курса рисунка» Барга.
Сегодня большинство художественных школ обходятся в курсе обучения рисунку без копирования слепков, а современный класс рисунка с натуры очень отличается от академического. Раньше основной упор при обучении делался на точность, основательность и законченность, теперь же предпочтение отдается жесту, самовыражению, что часто приводит к недопустимому в академизме нарушению форм. Раньше модели оставались в одной позе в течение несколько часов; теперь же это время очень сократилось, и во многих студиях считается, что одного часа хватает с избытком.
Многие современные учителя и практики полагают, что высокий уровень техники, законченность враждебны самовыражению. Анатомию проходят кое-как. В современных рисовальных классах не стараются выразить органическое строение модели как единое целое. Учащимся разрешают рисовать части тела «приблизительно», допускается оставлять множество пробных и случайных линий, они не исправляются и не стираются. В профессиональных кругах бытует мнение, что в произведении искусства не может быть ошибок. Единственным критерием является замысел художника.
Академический же рисунок нашего времени (как и в XIX веке) характеризуется точностью и завершенностью, органической целостностью и отсутствием ненужных подробностей. В процессе обучения не только вырабатывается терпение, достигается также умение видеть ошибки и исправлять их. К тому же теория академизма требует, чтобы ученик непрестанно сверялся с натурой, дабы избежать излишней экспрессии, маньеризма. Тело человека изображают с пиететом; недопустим взгляд свысока, с насмешкой и пренебрежением. В академизме тело человека – это святыня.
Общественная полемика вокруг учебных пособий
К созданию курса рисунка Барга и Жерома подтолкнула официальная полемика вокруг учебных пособий. Парижская выставка студенческих работ художественных школ Франции, которая состоялась в 1865 году, при Центральном Союзе Прикладных Искусств вызвала большую тревогу. Восемь тысяч студенческих работ как графических, так живописных и скульптурных из 239 учебных заведений было представлено на всеобщее обозрение; чиновники и критики были едины во мнении, что представленные экспонаты очень убоги и низки по качеству. Методика начального художественного образования в ремесленных училищах и школах декоративно-прикладного искусства в основном базировалась на копировании образцов-эстампов и рисовании с гипсовых слепков, основной причиной низкого качества работ по всеобщему мнению стал бедный арсенал образцов.
На церемонии награждения участников выставки скульптор Eugene Guillaume (1822-1905), директор департамента изобразительных искусств, озвучил перед коллегами свое недовольство. «Основной составляющей искусства является вкус. На этот счет, мы огорчены необоснованным выбором образцов для подражания, и это является сигналом, для того чтобы выяснить, в чем дело. Перед глазами новичков в наших школах находятся бессмысленные примеры лишенные всякого благородного чувства, они копируют гравюры и литографии низкопробного вкуса тем самым, прививая себе, ложный стиль плохих рисунков, в итоге методика копирования образцов приводит к растлению вкуса нации; это делает развитие профессионализма невозможным. Поэтому данная фундаментальная дисциплина (искусства) должна быть основательно реформирована».
Ernest Chesneau (1833-1890), критик искусств и инспектор изобразительных искусств в 1869 году докапывался до сути проблемы в серии статей опубликованных в издании Le Consitutionnel. Он не только выражал свое огорчение и недовольство представленными работами, но и узрел корень проблемы:
Великое благо этой выставки состоит в том, что она открыла, доселе закрытые глаза; точка зрения меньшинства склонило большинство прийти к общему мнению, мы надеемся, что руководство предпримет активное участие в полной реорганизации преподавания рисунка. Такой радикальной реформы как эта, не буду отрицать, очень трудно добиться, но это становится абсолютно бессмысленно после безоговорочно прискорбного зрелища, которое было предложено нам. Несколько тысяч метров рисунка… все кругом черно-белые нелепые, бессмысленные и бедные формы, наследующие одна другую практически без исключения, не чувствовалось не только духа искусства но и отдаленно от него производного, ни единой тени от основ искусства рисунка: точности, жизни, красоты… Нехватка образцов! Этот вопиющий жалобный кик сетования был спровоцирован у подавляющего большинства посетителей выставки.
Официальной реакцией на сетования Guillaume, Chesneau и других критиков, стало создание и формирование Министерством образования общественной комиссии по пересмотру имеющихся образцов.