Супрематизм и «Черный квадрат» К.Малевича
Супрематизм и современный дизайн.
Супрематизм и «Черный квадрат» К.Малевича.
Супрематизм – художественное направление русского авангарда, один из вариантов беспредметного искусства. Теория супрематизма была сформулирована К.С. Малевичем в статье «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916), а первые картины, в том числе и знаменитый «Черный квадрат», были показаны в декабре 1915 года на выставке «0.10». Он решительно отрицал принцип изобразительности искусства, утверждая, что следует выйти «из круга вещей». Отвергнув внешнюю оболочку, К.С. Малевич обратился к первоформам мироздания. Категории пространства и времени были переведены им в знаки. В качестве точки отсчета появился знаменитый «Черный квадрат», названный художником «нулем форм». Простейшие геометрические формы круг, квадрат, прямоугольник, окрашенные в локальные цвета, стали отражением нового миропорядка, названного художником супрематизмом (от латинского supremus – высший). В этих беспредметных работах, построенных на принципах «экономии» художественных средств, К.С. Малевич пытался решить грандиозную и почти неосуществимую задачу тотальной «перекодировки» мира. Пространство супрематического мира лишилось традиционных ориентиров: «верх – низ», «право - лево»; все элементы пребывают в свободном парении. Веря в планетарное значение нового искусства, художник видел своей целью переустройство мира и общества, воспитание нового универсального человека, владеющего тайнами мироздания.
Концепция супрематизма была обнародована в 1915 г. на «Последней футуристической выставке 0.10» и представляла собой, по мнению ее автора, логическое развитие кубизма. Поначалу супрематизм заявлялся как концепция абстрактного, беспредметного творчества, как чисто духовное искание, как глобальная философия жизни, искусства, миростроения. Пространство возникает за счет контрастов размеров, наклонов и поворотов перекрывающих друг друга форм. Контрасты в супрематических работах включают противопоставление статичных и повернутых фигур, черных и цветных плоскостей, вертикалей и горизонталей, размеров, степени удаленности от зрителя, прямоугольных и остроугольных конфигураций. В картинах и проектах Малевича всегда существует развернутая система композиционных контрастов. Эти контрасты и придают композиции динамику.
Современники Малевича видели в этом стиле огромный потенциал, считали его сильным и удивительным. И они не ошибались. Супрематизм обладал широкими декоративными возможностями, а потому был востребован не только в живописной среде, но и вне ее. В скором времени, только рожденный стиль начал внедряться в повседневную жизнь. Супрематические орнаменты стали появляться на текстильных изделиях, лентах, платьях, сумках, подушках, платках. В 1920-х годах неожиданным образом стиль находит свое применение в графическом и интерьерном дизайне, его черты можно заметить во многих предметах мебели. Мебель, раскрашенная в простые цвета, собранная из полос дерева или металла не обещала комфорта, но неизменно привлекала внимание, удивляла, а порой даже настораживала. Именно поэтому ейстали наполняться галереи и даже некоторые дома.
Спустя много лет образцы супрематической мебели и уж тем более архитектуры, можно встретить все реже и реже. Мебель такого рода должна была стать историей, которой не суждено повториться. Но так не случилось.
Заха Хадид – всемирно известный архитектор из Багдада - вдохнула жизнь в стиль начала ХХ века, посвоему его переосмыслив, и став его новым олицетворением. Заха Хадид успешно окончила Американский Университет в Бейруте, училась в школе Архитектурной Ассоциации в Лондоне, где ее наставниками стали великие мастера своего времени - Рем Колхас и Элиа Зенгелис. Именно они заметили талант тогда еще юной студентки, окрестив ее «планетой на своей собственной орбите».
Еще в студенческих своих работах автор пыталась использовать основы супрематизма, проектируя современные сооружения. Задача эта была не легкой, но архитектор постоянно повторяла попытки и со временем добилась успеха. Сегодня она является наиболее значимым представителем супрематизма в архитектуре, и поэтому именно ей было предложено работать над созданием интерьера галереи Galerie Gmurzynska (в Цюрихе) в стенах которой планировалось разместить полотна русских супрематистов
20-го века.
Используя пластик и металл, автор создала некое космическое пространство, которое хоть и напоминает супрематизм, но не является им. Это лишь его искаженное отражение, вариация. Это очередная демонстрация использования супрематических методов в современной архитектуре.
Влияние работ Малевича на архитектурные планы, ещё в 20х годах оказало большую роль для развития дизайна и архитектуры. Плоскости, геометрические фигуры, которые использовались в супрематизме, стали широко использовать в своих работах дизайнеры. Они замечательно смотрелись в листе, передавая перспективу, широту и разнообразие.
Супрематизм дал возможность дизайнерам показать свет, контраст и яркость. Чёткие формы супрематизма, помогали с точностью передать всю полноту задумки на листе. Влияние супрематизма на архитектуру сохранилось и сейчас. Многие институты базируются на теории Малевича, все объяснения ведутся на его супрематических работах. Ученики, сами не зная того, создают свои чертежи, планы и работы, в основе которых лежат произведения Малевича. То есть супрематизм так плотно используется в архитектуре, что использование работ Малевича, как основу, вошло в привычку, и сейчас многие архитекторы, дизайнеры даже не знают, что все их дизайнерские композиции основываются на супрематизме.
Супрематические идеи Казимира Малевича нередко используют в рекламе. Рекламисты давно убедились, что успех продукта зависит от соотношения богатого содержания и лаконичной формы: чем глубже смысл, тем короче должна быть форма подачи. Когда пестрота красок и деталей наскучивает, дизайнеры берут на вооружение супрематические идеи творца «Черного квадрата» и создают эффектные рекламные постеры.
Так, эстонское агентство Vatson & Vatson / Y&R при создании своих принтов для торгового центра Viru Keskus использовало супрематические фигуры. Простые черные и красные круги и квадраты отлично иллюстрируют суть шопинга в торговом центре.
Рекламное агентство Instinct создало успешную рекламу для нидерландской компании Ikea «Малевич отдыхает». Емкий минимализм имел широкий успех и даже получил награды.
Дизайнеры увлеченно экспериментируют с сочетаниями цветов и строением цветных блоков, стараясь достичь того же эффекта, что и художники в начале прошлого столетия. Но в отличие от полотен знаменитых художников, одежда, создаваемая современными дизайнерами, не несет в себе революционный дух, вызов бросается лишь с точки зрения эстетики. Все чаще мы можем встретить на улице воплощенный в свитере или платье любой из видов абстракционизма, функция которого
в моде ограничена лишь привлечением внимания.
Черный квадрат Малевича стал первофигурой в формировании супрематистского мира художника. Из квадрата затем возникли все дальнейшие композиции: из монументальной статики он перешел в динамическую форму — “Черный круг”; затем квадрат, разрезанный пополам, сдвинулся, образуя “Черный крест”. Эти три формы и легли в основу системы супрематизма. Метафизический посыл этих трех фигурсложно воспроизвести материально - особенно в одежде, но многие дизайнеры до сих пор экспериментируют с его идеями на прикладном уровне и достигают чистой геометрии, как, например, Нарцисо Родригес. Он известен своими четкими лаконичными линиями в крое, и его эксперименты с контрастными цветовыми блоками неизбежно напоминают черный этап Малевича.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов и Александра Семеновна Шатских в своей «Казимир Малевич. Теория. Живопись», считают, что «если мы в одном размере, на одинаковых холстах, в одинаковых рамах, на одной стене выставочного зала и рядом расположим «Квадрат» Малевича, «Крест» Малевича, «Четыре квадрата» Малевича, «Круг» Малевича, дорожный знак «кирпич», означающий, что въезд воспрещен, красное кольцо - дорожный знак, означающий, что сквозной проезд запрещен, красный треугольник - дорожный знак «Уступи дорогу», белую стрелу в синем прямоугольнике - дорожный знак «Одностороннее движение» и т. д., мы вынуждены будем признать, что все это явления одного порядка. Эти изображения представляют или могут представлять закодированную информацию, предназначенную для моментального считывания. И именно такое качество просто необходимо для технологической цивилизации, в которой мы с вами существуем. При огромных скоростях современного движения на дорогах, при огромных скоростях новейших технологических процессов необходимо для выживания иметь такую азбуку современных иероглифов. Величайшая заслуга Малевича состоит в том, что он разработал изобразительный
прием, позволяющий регулировать человеческие взаимоотношения в условиях скоростных процессов современной технологической цивилизации. Результат творческих поисков Малевича не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, занятому изучениями осмыслением человеческой духовности. Новаторство и достижения Малевича целиком принадлежат области технологического иероглифа. Промышленная графика, торговые знаки, производственные плакаты, эмблемы, значки - вот тот мир, куда органично вписывается и квадрат Малевича, и автодорожные знаки ГАИ. И в таком своеобразном мире есть свои мастера, свои гении, свои выставки и свои теоретические исследования. Но это совершенно особый, свой мир. Невозможно сравнивать между собой и экспонировать в одном выставочном зале живопись Рафаэля, торговые эмблемы и отделку салонов автомобилей».
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ
Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом» . Художнику было важно разделить « вчерашний день искусства»» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
Понятие «нуль форм» ( nihil , ничто) уже входило к этому времени в число эталонных для эстетики русского футуризма, и служило «синонимом абсолюта, трансфинитного начала и знаком отрицания, ибо футуристическая теория декларировала сведение к нулю предшествующей культуры». В оригинальной супрематической доктрине Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». «Нулевое» значение чёрного квадрата заключалось также в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич. ».
Чёрный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой «нуль», во-первых, потому, что он означал начало беспредметности, во-вторых, потому что он означал конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма, - и точкой нулевого отсчёта, как традиционно математическое понятие. Нулевой абсолютной пластической формой его делал пластический лаконизм. Одновременно, он являлся и «нулевым» выражением цвета – чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».