Тональность кадра в аналоговой и цифровой фотографии
Часто начинающие фотолюбители понимают тональность фотографии как степень недодержки или передержки при печати. Это мнение ошибочно. На грамотно выполненном снимке всегда должны быть и участки максимального почернения, и участки, близкие к белизне фотобумаги.
Такое требование к отпечаткам вытекает из незначительного интервала яркостей, воспроизводимого фотобумагой. В подавляющем большинстве случаев этот интервал меньше интервала яркостей объекта съемки и, следовательно, при недодержке или передержке в процессе печати способность фотобумаги к воспроизведению правильного соотношения яркостей снимаемых объектов еще больше снижается. Кроме того, особенность зрительного восприятия яркостей чаще всего основывается на сравнении отдельных участков изображения и, для того чтобы передать яркость или светлоту какого-либо светлого объекта, его необходимо окружить темными объектами или снимать его на черном фоне.
«Тот же самый объект, воспроизведенный на светлом фоне, уже не будет казаться таким светлым (см. приложение 6). Поэтому весь интервал яркостей, воспроизводимых фотобумагой, следует максимально использовать, для чего можно рекомендовать следующий метод. От листа используемой фотобумаги отрезают две полоски шириной 1—2 см, длиной 5—6 см. Одну из полосок необходимо тщательно отфиксировать (15—20 мин), не подвергая предварительной засветке и проявлению, а потом промыть. Вторую полоску следует хорошо засветить и опустить в проявитель, куда переносят после промывки и первую полоску. Таким образом, в кювете с проявителем будут находиться эталоны белого и черного для данного сорта фотобумаги. Сравнивая светлые места проявленного отпечатка с отфиксированной полоской, определяют правильность выдержки при фотопечати. Сравнивая самые темные места с передержанной и проявленной полоской, определяют правильность подбора фотобумаги по контрасту к негативу» [10 с. 132].
«Казалось бы, что рассмотренные требования к печати исключают творческий элемент в позитивном процессе, однако это не так. Чаще всего, полезный интервал экспозиций у фотобумаги меньше, чем у негатива.
В этом легко убедиться, сравнив негатив и бумажный отпечаток с него или просмотрев передержанный отпечаток на просвет перед ярким источником света» [10, с.141]. Эта особенность позволяет получать в позитивном процессе с одного и того же негатива достаточно разные по тональности отпечатки. В обоих случаях на отпечатках имеются и участки с минимальными, и участки с максимальными почернениями, однако тональность снимков различна. Естественно, что чем более контрастная фотобумага выбрана для печати, тем значительнее различие в отпечатках, выполненных с разной выдержкой. Таким образом, позитивный процесс позволяет в достаточно большой степени варьировать тональность снимка, не нарушая в то же время технических требований к отпечатку. Однако возможность изменения тональности снимка в процессе его печати следует рассматривать только как вспомогательный процесс, позволяющий лишь подчеркнуть творческий замысел, уже воплощенный в особенностях объекта съемки, точки съемки, экспозиции и прочих факторах.
«Обрабатывать негативный материал лучше всего в выравнивающих медленноработающих проявителях, так как повышенный контраст негатива может привести к исчезновению деталей, как в светлых, так и в темных участках изображения» [10, с 131].
Позитивный процесс требует к себе особого внимания. Фотобумагу следует тщательно подбирать по контрасту, поскольку малый контраст не позволит получить технически совершенный отпечаток, а слишком большой контраст приведет к резкому увеличению площади черных полей, к потере деталей в тенях и к нежелательной графичности изображения.
В процессе печати снимков в темной тональности часто приходится прибегать к запечатыванию ненужных светлых деталей и участков фона. Эти операции лучше всего осуществлять, не увеличивая дополнительную местную экспозицию, а путем оптической ретуши.
«В качестве проявителей для фотобумаги желательно использовать нормально- или контрастноработающие проявители с большой кроющей способностью» [10, с 152].
Основная же трудность съемки на цифровую камеру темных объектов на темном фоне, как правило, заключается в том, что мы имеем темные объекты и разница между тенями этих объектов и самим объектом крайне мала, и имеет полтора тона (по Адамсу). Для того чтобы добиться качественной проработки светлых и избежать появления шумов в темных участках изображения, желательно придерживаться определенных правил:
1. Можно подсветить объект так, чтобы грани были освещены достаточно ярко, таким образом, у нас возникнет градиентный переход в районе сгиба. Промоделируем заново все плоскости темного участка. В этом случае работа с источниками освещения требует внимания и кропотливости. Чаще всего получается так: сколько плоскостей мы моделируем, столько же источников света должно быть. Источником света можно называть все: и сам источник, и отражатели.
2. В технике «черное на черном» должен быть максимально возможный контраст. Именно контрастные снимки в темном ключе «играют» и «звенят». Кроме того, запечатав в черное темные участки изображения, можно избежать проблемы с шум ами, которые, как правило, говорят о недостатке освещения. Конечно, это не обязательное правило, поскольку всегда есть снимки, где контраст был бы просто губительным. Обязательно должна быть точка белого без фактуры, либо в зоне блика, либо в зоне маленького белого пятна или предмета. Причем это будет самая активная точка на снимке, поэтому она должна находиться в том месте, где будет смысловой центр кадра (см. приложение 7).
3. В кадре также обязательно должна быть точка черного, без фактуры. Это точка додумывания зрителя. Там, где ничего не видно, включается его воображение; зритель по своему опыту придумывает, что должно быть в этом месте кадра. В связи с этим техника темной тональности часто используется для съемки в жанре ню (см. прил. 8). Однако надо всегда учитывать, что опыт у людей разный и может отличаться от вашего.
4. Фотография, выполненная в темной тональности, едва ли может быть радостной и светлой. Трудно о светлом говорить через черное. Такие фотографии, как правило, имеют минорный психологический настрой, они в какой-то степени дискомфортны для зрителя. Сложно в «низком ключе» говорить о радости жизни. Бывают, конечно, исключения но, как правило, это портреты психологические, философские (см. приложение 9).
5. Экспонометры настроены на средне-серый тон, который соотвествует по тональности обычной фотографии. Поэтому снимки в «низком ключе» надо намеренно затемнять, устанавливать отрицательную экспокоррекцию. Удобнее всего определять нужную экспозицию по дисплею и делая варианты с различной экспозицией.