Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера предложений
1)Наша судьба заранее не предопределена генами, унаследованными от родителей.
2)Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала – знаменитого крестника Петра Великого.
3)Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора – наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.
4)Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.
5)Суворов был величайшим полководцем России за всю её историю.
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1 – 6 представлено описание.
2) Предложение 27 содержит повествование.
3) Предложения 7 – 10 содержат элементы описания.
4) В предложении 17 присутствует элемент описания.
5) В предложениях 42 – 47 содержится рассуждение.
22.Из предложений 42 – 44 выпишите контекстные антонимы.
23. Среди предложений 6 – 10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи утвердительного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24.
«Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп (А) ______ (предложение 2). Однако (Б) ______ («величайший россиянин всех времён» в предложении 11) подчёркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как (В) _________ (предложения 18 – 19), позволяет читателю понять это. Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? (Г) _________ (предложение 43) даёт ответ на этот вопрос».
Список терминов:
1. перифраза
2. сравнительный оборот
3. ряд однородных членов
4. метафора
5. вопросно-ответная форма изложения
6. синонимы
7. контекстуальные антонимы
8. градация
9. лексический повтор
Определите тему, проблемы текста, подберите аргументы.
Тема(о чем текст?) | Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. | Позиция автора –что думает сам автор по данному вопросу | Аргументы |
УРОК 16
ПОВТОРЕНИЕ.
Задание: выполните тестовую работу.
В каком предложении не со словом пишется слитно?
1.
1) Около мельничной плотины был плес (не)глубокий, но рыбный.
2) Дул (не) сдерживаемый деревьями ветер.
3) Души побеждают (не)оружием, а любовью и великодушием.
4) Вставал я рано, (не)медля одевался, брал полотенце и шел купаться в реке.
2.
1) И лес, и мельница, и уютные берега принадлежали теперь никому (не) известному инженеру.
2) За прудом расстилалось поле (не)убранной ржи.
3) Тут уже (не)парило.
4) Надо только, (не)откладывая, сделаться другим человеком и начать жить.
3.
1) Солнце – (не)огнистое, как во время знойной засухи, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки.
2) Позади небольшого дома еще (не)старый, (не)заглушенный бурьяном и кустарником сад.
3) На улицах (не)видно было ни клочка снега.
4) Мимо проходят (не)сокрушимые, отсвечивающие голубым льдины.
4.
1) Дальше, пересекая дорогу, тянулись желтые, (не)мигающие огни деревни.
2) В городе еще ощутимее и сильнее влияние на (не)обласканную зимой душу этого первого периода рождения весны.
3) Мне стало так, что лучше и быть (не)могло.
4) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава.
5.
1) Спрятался в куст черныш в надежде, что авось мимо пройдет человек, очарованный пустынностью топкой, никому (не)нужной земли.
2) В необыкновенной, никому (не)знакомой тишине зарождается рассвет.
3) Этот шест (не)достает до дна.
4) (Не)прекращавшаяся метель не давала возможности продвигаться вперед.
Задание: выполните тестовую работу.
В каком(их) предложении(ях) оба выделенных слова пишутся слитно?
1.
1) Репетиции шли (в)продолжение двух недель. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда то(же) как и Шаляпин, молодой начинающий певец.
2) (В)течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)близи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой.
3) Вдруг чайки, как буд(то) сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели (в)дали пароход, и они направились к нему.
4) Около часу свирепствовал вихрь и за(тем) пропал так(же) неожиданно, как появился.
2.
1) (В)низу под обрывом плескалась рыба, (по)близости тоскливо кричала птица.
2) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за(тем), что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, (по)тому что в это время он обдумывал свои произведения.
3) И (по)тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадаться (на)сколько напряженно в это время работал его мозг.
4) Он упал (и)так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. Все зависит (от)того, что скажет врач.
3.
1) Туман загустел и вскоре стал так резко очерчен, что к нему можно было подойти (в)плотную, протянуть руку и она тот(час) тонула в тумане.
2) (По)тому, как (в)течение нескольких секунд два ряда редких огней внизу слились в две непрерывные огненные черты, Маргарита догадалась, что летит с чудовищной скоростью.
3) (По)прошествии нескольких секунд далеко (в)низу вспыхнуло озеро света: Маргарита летела в виду города.
4) Холмы так(же) тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то(же) небо и грачи, уставшие от зноя.
4.
1) (Без)умолку торопливо стучали над головой чашки, потом звонко несколько часов (к)ряду трещал сверчок.
2) За(то) когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух, как будто не выдержав гнета, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов показалось пепельно-серое кудрявое облако, что(бы) оживить природу.
3) (В)продолжение какого-то времени Маргарита летела в виду стелющегося туманом росистого луга, потом над прудом, за(тем) под Маргаритой, почему-то очень волнуя сердце, шумел поезд.
4) После ночной прогулки я уходил один спать на полу, на галерею, (от)чего испытывал большое удовольствие. В голове у меня было то(же), что у романтических юношей. Ямечтал о поэтическом счастье.
5.
1) Спокойный, пышный, равномерный, как звук, возрастающий блеск пруда так(же) получал для меня странный смысл слишком большой красоты и необыкновенного счастья. Мне казалось в эти минуты, как будто природа, и луна, и я были одно и то(же).
2) Воздух то(же) изнывал от жары и тишины, от(чего) покорная природа цепенела в молчании.
3) Леонтьев протер два небольших оконца и (под)конец затопил печь. В сторожке (в)миг посветлело, она стала обжитой, уютной, добродушной (по)мере движения вперед.
4) Маргарита обогнала поезд и пошла над водным зеркалом, в котором проплывала под ногами вторая луна. Она летела, еще более снизившись, (не)смотря на то, что верхушки громадных сосен задевали ее ноги.