Американские дизайнеры 2 поколение. Нельсон, Имзы, Нойс, Сааринен

См. тетрадь

Американский дизайнер Джордж Нельсон - архитектор по образованию, практикующий дизайнер. Проектирование мебели, часов, осветительной арматуры, выставочный дизайн и дизайн упаковки .

Первые опыты самостоятельной профессиональной деятельности Нельсона относятся к периоду когда он основал в Нью-Йорке собственную архитектурную студию.

Одновременно с реализацией своих практических замыслов Нельсон активно занялся теорией архитектуры, возглавив редакцию журнала «Архитектурный форум» (1935 г.), и оставался на должности главреда вплоть до 1944 года. Первым результатом теоретических наработок стала его книга «Дом будущего», увидевшая свет в 1945 году. А уже в следующем, 1946 году будущий мастер основал собственное бюро, специализирующееся на проектах в сфере архитектурного и промышленного дизайна. Одним из первых проектов студии стала полочная система «Основные компоненты хранения».

Кресло Pretzel от Джорджа Нельсона Американские дизайнеры 2 поколение. Нельсон, Имзы, Нойс, Сааринен - student2.ru

В том же 1946 году Нельсон занял пост главного дизайнера мебельной компании Генри Миллера, где до него эти функции выполнял другой известный дизайнер – Джилберт Роде. Сотрудничество с данной компанией длилось на протяжении 20 лет – вплоть до 1966 года. За это время дизайнер опубликовал ряд теоретических монографий («Стулья» (1953 г.), «Проблемы дизайна» (1957 г.)), реализовал несколько крупных проектов как в области промышленного дизайна («Всеобщая система хранения» – разработка для мебельной компании Миллера (1958 г.)), так и в сфере архитектуры (несколько павильонов на Нью-Йоркской мировой ярмарке в 1964 году).

Проекты Нельсона охватывали и другие сферы. К примеру, в 1968 году он разработал дизайнерское решение для фирмы «Оливетти» – печатную машинку «Редактор».

Активность мастера не сократилась и в дальнейшем, более того – распространилась и на Европу: с 1968 по 1975 гг. он являлся членом Высшего совета промышленных изделий в Париже. Продолжалась литературная деятельность («Как видеть» (1977 г.)), реализовывались практические проекты (оформление выставки «Дизайн с 1945 года», состоявшейся в филадельфийском Музее искусства (1983).

Имзы

За сорок лет их карьеры, наряду с известными предметами мебели, были также созданы чрезвычайно интересные фильмы, сооружения и выставки.

Чарльз Имз получив архитектурное образование, открыл свое архитектурное бюро. Впоследствии он подчеркивал роль знания основ архитектурного проектирования для дизайна: "Я смотрю на все проблемы вокруг как на проблемы структуры". По мнению Имза, "дизайн - это план группировки элементов для достижения определенной цели". Увлекшись дизайном Чарльз поступил в Академию искусств в Крэнбурке (Мичиган), где он начал проводить эксперименты с мебелью, и где впоследствии стал руководить факультетом дизайна.

Рэй Имз перед тем ка поступить в Академию в Крэнбурке она училась у немецкого художника Ханса Хофмана в Нью-Йорке в Провинстауне. Познакомившись с Чарльзом, Рэй помогала ему в работе над его совместным проектом с Эеро Саариненом для конкурса "Органический дизайн жилой среды", проводимом Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Коллекция мебели из гнутой фанеры (коллекция состояла из десяти различных моделей кресел с единым сиденьем-оболочкой), созданная Чарльзом и Эеро, принесла авторам 1-ый и 2-ой призы.

Чарльз и Рэй поженились в 1941 году и перехали в Калифорнию, где они продолжили свою работу в области дизайна мебели, экспериментируя с технологией формовки прессованной фанеры. Имзы создавали макеты изделий своими руками в натуральную величину, и их мастерская сложностью оборудования напоминала научно-исследовательскую лабораторию.

Заказ военно-морского флота США позволил Чарльзу Имзу открыть свой офис и собрать группу дизайнеров, в которую входили, например, Гарри Бертойя и Грегори Эйн. Продолжая свои эксперименты Имз создавали абстрактные композиции, скульптуры, стулья, столы и даже игрушки из фанеры. были продемонстрированы на выставке "Новая мебель Чарльза Имза", организованной в 1946 году Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Провозглашенный Имзом принцип экономии материалов и усилий получил воплощение в представленном на выставке стуле из гнутой клееной фанеры (сегодня он уже стал классикой). Стул был назван известным архитектурным критиком Естер МакКой "стулом века".

В 1946 году компания Evans Products приступила к выпуску мебели Имз из гнутой фанеры. Вскоре мебель Чарльза и Рэй Имз стала производить фирма Герман Миллер, которая продолжает выпускать мебель Имзов по сей день. Личности и произведения Чарльза и Рэй Имз оказали также глубокое влияние на мироощущение, отношение к собственному предприятию и понимание дизайна концерна Vitra.

В 1949 году в рамках проекта дешевого строительства Case Study House, финансируемого журналом "Arts and Architecture", Чарльз и Рэй Имз построили свой дом в городе Санта-Моника, штат Калифорния. Дом представлял собой стальную конструкцию и раздвижными дверьми и окнами. Всего 16 часов потребовалось пяти рабочим, чтобы собрать каркас, и еще три дня одному рабочему, чтобы соорудить крышу. Просторный, светлый и ярко раскрашенный, дом был описан искусствоведом Пэтом Кекхэмом как "композиция в духе Мондриана на лужайке в Лос Анджелесе". Оригинальный дизайн и инновационное использование материалов сделали дом меккой для архитекторов и дизайнеров со всего мира. Дом считается одним из самых значительных жилых домов, построенных где-либо в послевоенное время.

В конце 40-х Имз первый применил в проектировании стульев пластик, усиленный стекловолокном, увидев значительный формообразуюший потенциал в возможностях новой технологии. Плавные контуры сиденья и спинки контрастируют с линиями четырех легких стальных ножек-стержней. Эти тонкие металлические ножки стали отличительной чертой мебели Имза 50-х годов. Его кресло-шезлонг с оттоманкой (модель "670" фирмы "Герман Миллер", 1955) тоже стало одним из классических образцов мебели XX века.

В 60-е годы Рэй и чарльз Имз проектируют конторскую мебель, складируемые пластиковые стулья и столы, светильники, радиоприемники, разрабатывают совместно с Э. Нойесом и П. Рэндом фирменный стиль IBM, работают над дизайном выставок IBM и других компаний.

В 70-е продолжали работать в области дизайна мебели, внедряя целый ряд революционных мебельных разработок, в которых архитектоническая основа Чарльза объединяется с характерным для Рэй восхищением живописью и скульптурой. Последней работой Чарльза Имз был проект планировки городского парка в Сент-Луисе.

Нойс

Элиот Нойс был куратором отдела дизайна Музея современного искусства, но высокую репутацию и известность он завоевал благодаря приданию строгой целесообразной формы множеству компонентов компьютеров фирмы IBM, а также другим промышленным символам 60-ых гг. таким как пишущая машинка «IBM-селектрик».

Он задал модульно- блочный стиль первого компьютерного оборудования. Ему удалось зрительно объединить процессоры, вводные устройства, шкафы для дисков, придав этим разнородным предметам общие мебельные габариты и в едином стиле оформив панели.

Сааринен

Американский архитектор и дизайнер финского происхождения, сын Элила Сааринена – также известного архитектора, Ееро (Эеро) Сааринен был представителем направления, которое именуется «органическим дизайном».

Колеблющиеся линии форм, древесная кора и кожа, используемые для отделки и сочетающиеся с полиэстером и алюминием, – эти характеристики мебели Сааринена сделали его (совместно с Чарльзом Имзом) призером конкурса «Органический дизайн в домашней фурнитуре», состоявшегося в нью-йоркском музее современного искусства в 1940 году.

Органический дизайн формировался в оппозиции конструктивизму: присущая последнему жесткость и прямолинейность уступили место органическому перетеканию форм и плавности линий. Излюбленным материалом стала прессованная фанера: из нее создавалась мебель, скульптура, игрушки, абстрактные объекты и т.п.

Органический стиль Ееро Сааринен практиковал и в архитектуре: работая в студии отца, он создал одну из самых известных своих работ – терминал TWA аэропорта JFK(1962 г.)

Американские дизайнеры 2 поколение. Нельсон, Имзы, Нойс, Сааринен - student2.ru Американские дизайнеры 2 поколение. Нельсон, Имзы, Нойс, Сааринен - student2.ru

Наши рекомендации