Балет в эпоху просвещения и сентиментализма 18 век
План ответа
* характеристика эпохи просвещения
* реформы Новерра – название труда
* эпоха сентиментализма – балетмейстер Жан Доберваль
Ответ:
1) В основе философии эпохи Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали. В 18-м веке деятельность философов-просветителей (Руссо, Вольтера, Дидро и других) многое изменила в общественной жизни, что оказало огромное влияние на искусство, в том числе и на балет. Придворному аристократическому бессодержательному балету противопоставляется новая программа,целью которой являлось– осмысленность, действенность, содержательность. Появились смелые новаторы, каждый из которых по-своему искал новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декораций и костюмов. Они пытались освободить балет от однообразия и штампов. Найти четко выраженную форму и превратить балет в сюжетный спектакль, подобный драматическому стремились: Джон Рич и Джон Уивер в Англии, Франц Хильфердингв Австрии, итальянец Гаспаро Анджолини и француз Жан Жорж Новерр.
2)Жан Жорж Новерр (1727—1810) - французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета, ввел понятие pas d»action (действенный балет). До Новерра во Франции танец на сцену допускался лишь как чисто декоративная вставка в оперу, как изысканная, нарядная, но малосодержательная интермедия, как дивертисмент. Балетмейстер-новатор снимает маски, требует серьезных драматических сюжетов, сценической правды.
Желая все происходящее на сцене передать как можно правдивее, балетмейстер главным средством актерской игры избрал пантомиму. Новерр впервые ввел пантомиму в своем балете "Медея и Язон". Танец у него в балетах развивал сюжет. Придавая большое значение пантомиме, Новерр обеднял при этом лексику танца. Тем не менее, его заслугой стало: развитие форм сольного и ансамблевого танца, введение формы многоактного балета, отделение балета от оперы, дифференциация балета на жанры высокие и низкие, комические и трагедийные.
Новерр хотел, чтобы балет стал искусством в высоком смысле слова. Свои новаторские идеи он изложил в Письмах о танце и балетах(1760). Реформы создателя действенного балета оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета.
3) Во второй половине 18 в. наступила эпоха сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум. В отличие от просветителей, сентименталисты сделали персонажем своих произведений обычного человека, а не античного бога или героя. Балетный театр стал общедоступным зрелищем горожан, и появился свой тип спектакля — комедия и мелодрама. Появились первые балетные либретто.
Жан Доберваль, ученик Новерра, виртуозный танцовщик Парижской оперы впервые вывел на балетную сцену представителей третьего сословия в знаменитом пасторальном балете "Тщетная предосторожность", 1789. В этом спектакле Добервалю удалось объединить классический танец с пантомимой и элементами народного и бытового танца. Его заслугой стало создание комедийного балета как нового хореографического жанра.
3. Дополнительные вопросы