Процесс дизайн-проектирования

МУЗЕЙНЫЙ ДИЗАЙН.

ТЕМЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРОВ (№3-2012)

Семинар (лат. seminarium — буквально:"рассадник", "теплица") — форма учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения.

Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Доклад содержит краткую, реферативную, обзорную форму.

Тема №1

Дизайн как составной элемент культуры. История дизайна.

· Теории возникновения дизайна.

1. История дизайна как проектно-художественная деятельность возникшая в середине XIX века в связи с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.

2. Дизайн как связь искусств и ремёсел. Конец 19 в.Идеи Д.Рёскина и У.Морриса. «Движения искусств и ремёсел», главные положения и творческие принципы.

3. Дизайн как художественно-промышленная деятельность в начале XX века,

Формирование фирменного стиля, деятельность деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд».

4. Первые школ и методик преподавания дизайна.

Баухауз в Германии (1919). ВХУТЕМАС в СССР (1920),

5. Становление дизайна как профессии.

6. Дизайн как компоновочная деятельность, от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, к вопросам повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов

7. Историю дизайна по шедеврам дизайнерской деятельности — дизайн-иконам.

· Определение дизайна.

· Виды дизайна, их особенности.

· Структура творческой деятельности дизайнера.Общая характеристика профессии.

· Школы дизайна. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна

· Зарождение отечественного дизайна. «Производственное искусство» в Советской России в 1920- е годы (Пролеткульт, ЛЕФ, ИНХУК) и реформы художественного образования в Советской России: ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.

· Конструктивизм – концепция формообразования, этап художественных поисков русского авангарда, русская версия функционализма. Родченко, Татлин, Иогансен, Эль Лисицкий.

· Промышленный дизайн. Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна (США).

· Функционализм как ведущее направление в дизайне в 1930 – 1950-е годы в США и Западной Европе. Ле Корбюзье, Салливен и другие.

· Дизайн и авангардное искусство ХХ века. Футуризм и предметно-пространственное творчество.

· Пионеры советского дизайна. Особенности развития дизайна в СССР в 1960 – 1980 гг.

· Современное искусство и дизайн. Современные формы дизайнерской деятельности.

· Становление и развитие музейного дизайна в России.

Тема №2

Музейный дизайн как раздел музейного проектирования.

· Музейная экспозиция как объект дизайна.

· Музейный предмет и организация экспозиционного пространства. Преодоление визуальной монотонности. Акцентировка. Особенности демонстрации наиболее значимого экспоната. Начало и окончание экспозиции.

· Особенности экспонирования основных видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства.

· Особенности экспонирования этнографических коллекций.

· Использование архитектурных особенностей музейных зданий при создании экспозиции. Построение экспозиции в условиях средового конфликта.

Тема №3.

Процесс дизайн-проектирования.

· Стадии и этапы дизайн-проектирования (техническое задание, предпроектный анализ, художественная концепция, эскизный проект, рабочий проект, монтажные чертежи).

· Предпроектный анализ как начальная стадия работ по дизайнерскому проектированию. Цель - преобразовать условия задачи в принципы ее решения, создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта, удовлетворяющего эту потребность.

· Дизайн-концепция-основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект, целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики.

· Образ в дизайне- эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского творчества

· Основные методы дизайна:

-метод ассоциаций -способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств;

- метод «эмпатии»(вживания в роль) -осмысление задач проектирования с учетом прогнозируемой реакции потребителя;

- метод коллективного поиска идей –метод решения актуальных проблем путем использования совместной работы группы специалистов

(проектный семинар, «мозговая атака» и др.)

- метод комбинаторики -формообразование, основанное на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и др свойств;

- метод компиляции - прием формирования целого (изделия, композиции) из элементов, заимствованных из произведений других объектов, уже использовавшихся ранее;

- метод «синектики» -использованиеразличных типов аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы;

- метод сценарного моделирования-литературно-графическая форма раскрытия существа проектируемого объекта

Тема №4.

Наши рекомендации