Ювелирное искусство Каролингской эпохи

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru фрагмент На пересечении перекладин с лицевой стороны находится миниатюрный реликварий

Крест Победы. Начало 8 века
Золото, жемчуг, драгоценные камни, цветное стекло; перегородчатая эмаль
Высота 92 см; ширина 72 см
Кафедральный собор Овьедо

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru

Камень-кабошон. Деталь Креста Победы.
Начало 8 века
Золото, драгоценный камень
Кафедральный собор
Овьедо

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru

Золотая пластина. Фрагмент украшения крышки Агатового ларца
8 век
Золото, жемчуг, драгоценные камни; перегородчатая эмаль
Кафедральный собор (Священная палата)
Овьедо
Верхняя часть крышки сделана из золотой пластины, украшенной красной эмалью, гранатами, топазами и жемчугом. Эта пластина франко-каролингской работы изначально служила ременной пряжкой или пекторалью

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru

Реликварий Карла Великого
Начало 9 века
Золото, синее стекло, рубины, изумруды, жемчуга
Диаметр 5,4 см
Сокровищница собора
Реймс

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru

Вольвиниус. Крест из реликвария
Первая половина 9 века.
Золото, драгоценные камни; чеканка, филигрань, эмаль
Базилика Сан-Амброджо
Милан

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru

Вольвиниус . Алтарь -реликварий
Первая половина 9 века.
Золото, серебро, драгоценные камни; эмаль, чеканка, филигрань
220 х 85 см (передняя часть)
Базилика Сан- Амброджо
Милан . К франко-оттоновскому времени относятся церемониальные кольца - сферический камень в высокой филигранной оправе с зернью. Их носили высокопоставленные светские и духовные лица.
Дороманская культура создала основу для всего искусства западного средневековья ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ РОМАНСКИЙ ПЕРИОД Романский стиль— художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

В период с восьмисотого по тысяче сотый года в искусстве правил романский стиль. Романский стиль сочетает в себе множество таких стилей как: позднеантичный, стиль стран Ближнего востока, стиль времен переселения народов, а также меровингский стиль периода Каролингского возрождения. Созданию романского стиля во многом поспособствовали феодалы и идеология церкви. Во времена средневековья распространению этого стиля в архитектуре способствовали ордены, а творцами были сами монахи. А ближе к концу девятого века начали появляться новые скульпторы.


Наиболее часто романские постройки, а именно церкви, храмы и феодальные постройки, обычно строились в сельской местности, для того, чтобы выделить и показать всю красоту божьего города, а феодалы обычно таким образом показывали свое могущество и богатство. Постройки в романском стиле, очень хорошо сочетались с окружающей природой, а камень, взятой для постройки сооружений в той же местности, очень хорошо сочетался с землей и травой вокруг . сданиябыли исполнены в таком, как бы спокойном стиле, но главной особенность Романского стиля является то, что массивность стен была видна издалека, да еще и маленькие, узкие оконные проемы хорошо подчеркивали это. Дугой, не менее важной особенностью этого стиля было возведение больших башен. Здание в романском стиле заметно отличалось от других, ведь оно имело ритмичный повтор в оформлении, так например монолитная стена имела разделение на квадраты, но при этом монолит сооружения не был нарушен. При построении храмов использовались в основном навыки возведения церкви раннехристианского зодчества базиликатных церквей, в месте, где происходило пересечение трансепта с продольными нефами, строили световую башню или же фонарь. После построения церкви все главные комнаты в ней, были как бы независящими от основного здания, причем они были обособлены как снаружи, так и изнутри. Размеренность в интерьере, разделение нефами и присутствие арок как бы давало дополнительную уверенность надежности здания.


Если брать ранний романский стиль, то главным оформлением стен, была живопись, а вот ближе к двенадцатому веку, в моду были введены настенные рельефы, в виде фигур, которые чаще всего располагались на фасадной стене или же на колоннах. А уже позднее плоскорельефное украшение стены было сменено-высокорельефным, который благодаря своим свето- теневым факторам прекрасно вписывался в обстановку, при этом гармонично сливаясь со стеной. Также в эпоху Романского стиля было сделано много нововведений в книжной миниатюре, отливке металла, ковке, живописи.


Романский стиль обычно приветствовал в живописи и скульптуре выраженное Божье превосходство (Страшный суд и т.п.). в религиозных композициях роль Христа была превыше всего, поэтому на любой композиции этого времени он выделен больше всего, а вот в книжных миниатюрах тема была уже более обширная. Также для Романского стиля характерно изменение пропорций человека, делая при этом его частью орнамента. И так, во всех видах искусства, выполненных в Романском стиле, главной частью был орнамент, причем как геометрический, так и орнамент фауны и флоры.

Романский орнаментВ той популярности, какую имело кельтское искусство в раннесредневековый период в западной христианской культуре, нет ничего удивительного. Это был мир серых каменных стен, за которыми проходила жизнь горожан, обитателей замков, монастырей, аббатств и проч. Яркие краски были далеки от постоянного быта дворян и горожан, в котором долгое Время не было места комфорту и роскоши жилищ, изобилию изящных предметов, красивых тканей для одежд. Все это привозилось из далеких восточных стран, стоило баснословно дорого и порицалось церковью. Только в XI – XIII вв. в Западной Европе происходит заметное накопление культурного потенциала, достаточного для возникновения определенного стиля, получившего название романского. Это название связано с тем, что его главную формообразующую функцию (как и вообще в искусстве Средневековья) играет архитектура, во многом опиравшаяся на сохранившиеся до того времени римские традиции. Центром стилеобразования в этот период являлся католический храм.Одной из основных отличительных особенностей романского декора являлось то, что в нем имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного начал. Весь Декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма, символизировавшего мироустройство. Огромную роль в декоре храма играла резьба, гораздо более глубокая, чем византийская, стремящаяся к выявлению объема, но в то же Время отличающаяся некой идолоподобностью. Романский Декор своей пластикой напоминает древнеиндийское искусство – та же невероятная густота, плотность и в то же Время насыщенность и дробность деталей, при которых Декор как бы густо облепляет порталы, стены, колонны храма. В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались Изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Важным моментом в формировании романской стилистики является и своеобразное влияние кельтского искусства, несущего в себе оттенок языческой традиции. В романском декоре происходит сращение, взаимное проникновение восточных и кельтских традиций звериного стиля, элементов плетенки. Сами кельтские мотивы, проникающие в романский декор, теряют свою необузданную энергию, угловатость, асимметричность стилистики, приобретая округлые очертания. Все это особенно присуще резному, скульптурному декору.Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Также используются охра желтая, охра красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Высокого развития достигли в романском стиле миниатюрная живопись в священных книгах, искусство эмали, резьба по дереву и кости, ювелирное искусство, литье и чеканка по металлу. Изделия романских мастеров отличаются массивностью, суровой мощью форм, яркостью цвета. Романский орнамент свободнее всего развивался в живописи в манускриптах, где блестящую обработку получали главным образом, большие заглавные буквы или инициалы. Здесь особенно выступал в самых чудных изображениях арабескового характера мир животных в соединении с завитками. Особенно, драконы и змеи, хитро переплетающиеся во множестве завитков, а иногда такие завитки составлены и из фантастических растений. При этом фон в более раннее Время делался золотой, позднее - цветной. Характер мотивов, взятых из Мира растений и животных, совершенно условный, что было и на Востоке, и в Византии; на стеблях и цветах делалось только некоторое оттенение, обозначавшее их круглоту. Символизм почти отсутствует.Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI - XII столетиям, то есть к наиболее совершенному времени романского искусства; но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время: еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов. Инициалы в манускриптах X столетия, когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, скомбинированных с большой ловкостью; в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов.Основные мотивы и сюжеты романского орнамента

Основные элементы романского орнамента — геометрические мотивы (плетенка) , розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки , птицы, животные. Большое место занимают образы чудовищ, частично занесенные с Востока. В романскую эпоху в художественных ремеслах появляются сюжеты, ставшие впоследствии очень популярными: живописный бестиарий, состоящий преимущественно из фантастических существ (кентавры и кентаврессы , грифоны и сирены — птицы и рыбы). Особым пристрастием художников пользуются лев и орел (этот мотив ценится за декоративность), а также сфинкс, пеликан, василиск, гарпия, аспид. Павлин встречается редко.
В мозаичных полах чаще всего используются такие мотивы орнамента, как знаки зодиака, квадрат, шашечный узор, прямоугольник, ромб, «ласточкин хвост», круг, многоконечная звезда, все элементы которых располагаются симметрично относительно оси. Во фресковых росписях наряду с сюжетными изображениями присутствуют и чисто декоративные элементы: бордюры и орнаментальные полосы из шашечных узоров, веретенообразных фигур, меандра; чередуются с ними или самостоятельно используются орнаменты с изображением животных, складок лент, ромбов, образующих узор пчелиных сот или криволинейных элементов, таких как парные полуокружности, спиральные сплетения, Изображение червонного туза, диски с фигурами людей или животных, очень часто пальметки, а на колоннах и пилястрах — узор, имитирующий прожилки мрамора.В романском искусстве нашла отражение распространенная в народе наивная вера в нечистую силу. Олицетворением зла становятся черти. Романское искусство создало устрашающее Изображение черта, который приобрел фантастический и отталкивающий облик. Чаще всего это лишь отдаленно напоминающее человека волосатое существо с оскаленной мордой зверя и когтистыми лапами.Искусство дороманского Запада, как и византийское, не знало изображений чертей. В византийских и каролингских произведениях Сатана предстает в виде падшего ангела, отличающегося от небесных сил наготой или темной окраской тела, или в виде связанного пленника, а иногда походит на античного сатира. Изображения юных рыцарей, прекрасных дам, доспехов, щитов, мечей, французских лилий, элементов активно развивавшейся в этот период гербовой семантики придали орнаментике своеобразный романтический и в то же время более светский вид. Вместе с тем заметно меняется сама стилистика декора. Из него уходят каменная застылость, грубоватость, языческая «дикость», плотность и пестрота, сменяясь лаконичной графической отточенностью, остроумием, четкостью ритмов, связанными с развитием гербового искусства.Но особенно много везде диковинных зверей, фантастических существ и чудовищ. Среди них экзотические животные и птицы — слоны, верблюды, страусы и заимство ванные из античного Мира грифоны, единороги, сирены и множество других легендарных существ (псоглавы — люди с собачьими головами, одноногие сциаподы, четырехглазые эфиопы) Пристрастие к чудесному - одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства. Некоторые из них имели символическое значение. Так , сирена, которая своим пением губит моряков, является символом мирских соблазнов, пеликан — символ Христа, единорог — целомудрия, аспид и василиск — сил зла. Следует заметить, что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, сказочность, безудержная фанта зия в сочетании с грубоватым, но сочным юмором и выразительностью. Наиболее яркое вопло щение эти черты нашли во второстепенных с точки зрения теологии персонажах и сюжетах, трак тованных с большой правдивостью и наблюдательностью. Со временем орнамент, исполь зуемый в архитектуре и прикладном искусстве, усложняется и плавно приобретает готические формы.

Романское декоративно-прикладное искусство.Романская скульптура (романика) передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра - книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. Романская мебель совмещала в себе массивные формы и украшения с резным геометрическим орнаментом. С появлением двухручной пилы (готический период) появилась возможность изготавливать более легкую и при этом достаточно прочную мебель. Так постепенно появлялась корпусная мебель. Это объяснялось тем, что стало возможным изготавливать тонкие доски. Тогда и появились столы на четырех ножках с подстольем, шкафы, которые использовали для хранения посуды. Кровати с деревянным навесом, письменный стол, стулья со спинками вполне могли использоваться как детская мебель В качестве иллюстраций хотелось бы представить ювелирные изделия романской эпохи - простота линий и практичность, ярко выражавшиеся в архитектуре, не стали основной тенденцией романского ювелирного искусства - их изящество и тонкость работы поражают :

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru Флабеллум (веер и опахало, служившие для того, чтобы прогонять насекомых и доставлять прохладу. Эти вееры искусно выделывались из павлиньих перьев, тонких деревянных пластинок и других материалов)
Около 1180 г
Золото, серебро, позолоченная бронза, самоцветы, жемчуга, эмаль. Диаметр 29,5 см. Нью-Йорк

Ювелирное искусство Каролингской эпохи - student2.ru

Наши рекомендации