Хореографическое искусство XX века

План ответа

* начало XX века: " Русские сезоны" Дягилева (известные балеты и исполнители);

* сохранение классического наследия - 20-30-е годы; Тихомиров, Горский, Лопухов;

* создание авторских коллективов;

* танцевальный симфонизм как новый этап развития хореографии, о творчестве Юрия Григоровича. (50-60 гг.)

Ответ:

1). Наиболее значительным событием в развитии хореографического искусства не только России, но и всего мира в начале XX века были «Русские сезоны» - выставки, концерты, а затем в 1909-1911гг. - балетные спектакли русской труппы в Париже. Их организатором выступал Сергей Павлович Дягилев, хореографом - Михаил Фокин (1880-1942), создавший такие балетные шедевры, как

- «Видение розы» на музыку К.М. Вебера,

- «Петрушка» и «Жар-птица» на музыку И. Стравинского,

- " Шахерезада" Римского-Корсакова,

- одноактный балет «Шопениана» и концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

Эти спектакли дожили до наших дней. Знаменитые "балетные сезоны" стали событием мирового значения. До тех пор парижане и не подозревали о мощи русского искусства.

С «Русскими сезонами» связаны имена русских балетных звезд - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Они были первыми исполнителями в упомянутых спектаклях. В 1911-13 на основе "Русских сезонов" была создана постоянная труппа"Русский балет Дягилева".

2). В 20- е и 30- е годы на московской сцене работали Александр Горский (1871-1924), Василий Тихомиров (1876-1956). Стремясь сочетать новаторские поиски с сохранением традиций классического балета, Тихомиров стал одним из авторов первого советского балета «Красный мак» (1927) на музыку Р. Глиэра.

Руководитель труппы Большого театра Горский переделывал балеты классического наследия, создавая собственные сценические редакции ("Лебединое озеро", 1920; "Жизель", 1922).

Возглавивший в 1920-х гг. петроградскую труппу Ф. В. Лопухов, знаток классического наследия, талантливо реставрировал старый репертуар. Так же Лопухов создал систему профессиональной подготовки балетмейстеров.

3). Предвоенное десятилетие необыкновенно богато хореографическими событиями. Развивается новая форма хореографического любительского творчества - самодеятельные танцевальные коллективы.Успешно работают кружки и студии классического и эстрадного танца, но больше всего участников привлекают коллективы народного танца, получившие широкое распространение. В культурную жизнь страны входят регулярные фестивали, олимпиады, смотры и конкурсы танцевальных коллективов. Успехи советских исполнителей на Международном фестивале танца в Лондоне (1935), Всесоюзном фестивале народного танца в Москве (1936) приводят к созданию нового направления профессиональной сценической хореографии - ансамблей народного танца, флагманом которых становится Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева (1937). Спустя десятилетие (1948) Надежда Надеждина создаст свою «Березку», поразившую мир красотой и разнообразием русских хороводов.

4). На рубеже 50-60 х годов начал утверждаться симфонизм[1]на отечественной балетной сцене, главным образом благодаря новаторским поискам И.Д.Бельского и Ю.Н.Григоровича. Вторая половина века - это начало и расцвет творческой деятельности Юрия Григоровича. Говоря о творчестве Ю.Н.Григоровича, нельзя, разумеется, не сказать о значительности его роли в современной симфонизации танца, благодаря которому танцевальный симфонизм достиг высокой степени развития. В сочинённых Ю.Н.Григоровичем сложных формах хореографического симфонизма осуществлялось более тесное слияние хореографии с музыкой и сценографией.

Поставленные им балеты:

«Каменный цветок» (1957) на музыку С. Прокофьева,

«Легенда о любви» (1961) на музыку А. Меликова,

«Спартак» (1968) на музыку А. Хачатуряна и др.

вошли в золотой фонд российского и мирового балетного театра. Основа хореографических решений у Ю.Н.Григоровича – классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, в том числе и народного танца. Органически включается им в танец пантомима.

В спектаклях Григоровича раскрылся талант нового поколения артистов балета - Майи Плисецкой, Мариса Лиепы, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, М. Н. Барышникова, Н. И. Бессмертновойи др., которые определили сегодняшние пути развития балетного театра России.

В конце 80-х - начале 90-х гг. значительно увеличилось число гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных театров, так и небольших коллективов, специально созданных с коммерческими целями. Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою не востребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали все чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович, Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др.

Сейчас в составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.

3. Дополнительные вопросы

Наши рекомендации