Речевые нормы русского языка

Грамотная речь – это речь не только выразительная, а прежде всего речь правильная. В основе правильной речи лежит ее соответствие современным языковым нормам.

Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтетические), орфографические, пунктуационные, стилистические, орфоэпические (произносительные).

Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки (в широком смысле слова).

I. Лексические ошибки.

Характеристики Пример Причина Исправление
1.Смешение в употреблении паронимов Перед нами открылись великие перспективы древнего города. Незнание разницы в лексическом значении слов. Перед нами открылись величественные перспективы древнего города.
2. Употребление лишних слов (плеоназмы) Слышались брань и ругательства. Враги приближались все ближе. Моя автобиография. Криминальные преступления. Ученики вкладывают в слова различные значения. Незнание точного значения иноязычных слов. Слышалась брань. Враги приближались. Автобиография. Это преступление.
3.Нарушение лексической сочетаемости слов Люди начинают сеять урожай.   Плохое представление описываемого явления; незнание законов сочетания слов. Начинают сеять озимые, рожь(или убирать урожай)  
4. Лексическая неполнота высказывания Автор сочувствует и даже возвеличивает своего героя. Недостаточное понимание смысловых связей в предложении. Автор сочувствует своему герою и даже возвеличивает его.
5. Искажение или разрушение фразеологизмов Играет значение Имеет роль Красной линией проходит мысль Незнание значений и форм фразеологизмов Играет роль Имеет значение Красной нить проходит мысль

II. Грамматические ошибки

Характеристики Пример Причина Исправление
1.Словообразовательные ошибки
1.Нарушение словообразовательной структуры Своей упрямостью она добивалась, чего хотела.   Своим упрямством…
2.Морфологические ошибки
1.Ошибки в роде и числе существительных Мама научилась делать повидлу. Побежали ручьи по асфальтам Влияние просторечия …делать повидло.   …по асфальту.
2.Ошибки в употреблении надежных форм Вечер он провел в круге своих друзей. Лучшими друзьями его были шофера. Обстоятельственное значение сущ. II склонения имеет окончание у. Несклоняемые сущ. не изменяют окончания: без пальто, в кино… …в кругу своих друзей. …были шофера.
3.Ошибки в образовании форм прилагательных День был более пасмурнее, чем всегда. Мы решаем наиболее важнейшую задачу. Больше пятьдесят рублей Сравнительная степень прилагательных образуется при помощи слов более, менее, или суффикс ее, ейш. был более пасмурный.   …наиболее важную задачу. Пятидесяти рублей
4.Ошибки в употреблении форм имен числительных В четырехсот семидесяти шести книгах. Двухтысячно восьмой год При склонении составных числительных изменяются все слова, в порядковых только последнее. В четырехстах семидесяти шести книгах. Две тысячи восьмой год.
5.Ошибки в употреблении форм глагола.   Смешение времен. Мы игрались в лесу очень долго. «Едь, сынок, в город один». Жгет костер. На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительной причине.   Играли в лесу. «Поезжай, сынок, в город один». Жжет костер.   На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительной причине.
6. Ошибки в образовании причастий Ученик, напишущий сочинение. Будущего времени у причастия нет Ученик, который напишет сочинение. (причастный оборот необходимо заменить придаточным определительным).
7. Смешение возвратного и страдательного значений причастий. Девочка, воспитывающаяся бабушкой…   Девочка, воспитываемая бабушкой…
3. Синтаксические ошибки
1.Нарушение согласования в числе между подлежащим и сказуемым Молодежь всегда были впереди. Чехов показывает мещанство с их мелкими интересами.     Молодежь всегда была впереди. …мещанство с его мелкими интересами.
2.Неверное управление слов. Гоголь описывает о похождениях Чичикова. Уверенность в победу.   Описывает похождения Чичикова. …в победе.
3.Употребление однородных членов предложения: - сочетание несовместимых понятий; - соединение причастного оборота и придаточного определительного;   Пью чай с лимоном и удовольствием. Маяковского радует трудовой подъём, охвативший народные массы и в котором он видит залог победы.     С удовольствием пью чай с лимоном. Маяковского радует трудовой подъём, охвативший народные массы. В нём он видит залог победы.
4.Употребление деепричастного оборота. Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удается. Основной глагол и добавочное действие деепричастия должно выполняться одним лицом (предметом) Стараясь убедить читателей, автор иногда бывает слишком прямолинеен.
5.Ошибочное употребление предлогов. Благодаря искусства художника. Пришел со школы   Благодаря искусству художника. …из школы.
8. Употребление причастного оборота Лежащая книга на столе прочитана. Незнание строения причастного оборота Книга, лежащая на столе, прочитана. или Лежащая на столе книга прочитана.
9. Ошибки в употреблении прямой и косвенной речи. Юрий сказал, что буду летчиком. Городничий сказал собравшимся у него чиновникам, что я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.     Юрий сказал, что он будет летчиком. Городничий сказал собравшимся у него чиновникам, что он пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
10. Согласование подлежащего со сказуемым. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет… Неверное выделение грамматической основы в главной и придаточной части сложного предложения. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут…
11. Нагромождение союзов. Все газеты писали о скандале в правительстве, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом ничего не знали.   Все газеты писали о скандале в правительстве, однако находились люди, которые об этом ничего не знали. (или любой из этих созов).
         

В КИМах 2008 года есть задания, которые проверяют речеведческие знания. Задания А3 проверяют умение определять значение слова или различать в контексте паронимы. Паронимами принято называть слова одной части речи, обычно однокоренные, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами. Например, злостный - злой (браконьеры злостные, т.е. сознательно нарушающие закон, заслуживающие наказания; злой - качество человека, не подлежит наказанию).

Грамматические нормы

Владение грамматическими (морфологическими) нормами проверяют задания А4. Грамматические (синтаксические) нормы представлены в заданиях А5,А6,А28. Задания А5 проверяют умение строить предложение с деепричастным оборотом. Следует помнить, что деепричастный оборот (деепричастие) и сказуемое обозначают действие одного и того же лица. Например, отправляя телеграмму, обязательно укажите адрес. Задания А6 проверяют владение синтаксической нормой (согласование, управление, построения предложения с однородными членами, сложные предложения с прямой и косвенной речью). Затруднения вызывают усвоение норм согласования сказуемого с подлежащим, согласование причастий и прилагательных с определяемым существительным: образ героини, оплакивающий свою молодость (образ оплакивает?).

Задания А28 позволяет проверить владение различными грамматическими средствами, выражение мысли, предполагает преобразование синтаксических конструкций с соблюдением основного смысла, если в главной части сложноподчиненного предло Речевые нормы русского языка - student2.ru жения есть указательное слово, то заменить придаточную часть причастным оборотом нельзя. Например, Грушницкий из тез людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.

IV. А как же быть с частью С?..

В структуре теста ЕГЭ по русскому языку наибольшую значимость представляет третья часть, так именно это задание позволяет в достаточном объеме проверить и объективно речевую подготовку экзаменуемых, оценить их практическую грамотность.

Уважаемые выпускники, сначала предлагаем вам несколько советов, чего не нужно делать:

- НЕ выходите за рамки поля на бланке;

- НЕ забывайте о правильном и аккуратном написании букв;

- НЕ забывайте об абзацном делении сочинения (обязательна красная строка!) и его

композиционной завершённости (выводы обязательно!);

- НЕ превращайте сочинение в изложение, нужен не пересказ текста, а его интер-

претация - толкование затронутой в тексте проблемы;

- НЕ начинайте сочинение с местоимённой фразы (Я заинтересовался… Мне по

нравилось… Эта статья…) и с союзов;

- НЕ забывайте использовать речевые клише;

- НЕ забывайте обосновать свою точку зрения (2-3 примера);

- НЕ забывайте об умеренном использовании цитат (не более 2- 3-х небольших по

объёму, грамотно оформленных разными способами);

- НЕ искажайте цитаты;

- НЕ забывайте привести примеры из текста при обозначении авторских художе

ственных приёмов, а также объяснить их роль в тексте;

- НЕ показывайте своего невежества, изменяя имя, отчество писателя, название

произведения и т.п.;

- НЕ навязывайте свою точку зрения, а доказывайте её, аргументируя фактами или

цитатами;

- НЕ утверждайте (именно это автор утверждает, имеет в виду…), а лучше рассу-

ждайте;

- НЕ забывайте, что работа, написанная без опоры на предложенный текст, не про

веряется и не оценивается;

- НЕ забывайте, что объём сочинения должен быть от 150 до 300 слов;

- НЕ забывайте, что на сочинение отведено примерно половина всего времени, т.е.

90 минут, из которых примерно 60 минут необходимо работать с черновиком, а

за 30 минут - проверить и переписать сочинение на чистовик.

Некоторые особенности жанров сочинения-рассуждения:

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета, но, как правило, предполагающее новый, оригинальный взгляд на предмет. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, частым использованием вводных слов.

Отзыв– общая оценка произведения, выражение собственного отношения к прочитанному, просмотренному, эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Рецензия – анализ, разбор и оценка текста, жанр критики, литературной и газетной публицистики, при котором происходит творческий диалог между рецензентом и автором. Рецензент должен увидеть творческую индивидуальность автора, колорит текста, а своё мнение тщательно обосновать.

1. Вступление сочинения-рассуждения должно быть эмоциональным, коротким (3-4 предложения), энергичным, в нём предъявляется тема, основная мысль текста и глобальная проблема, поднятая автором текста. Его можно начать:

1) С размышления на тему, которая затрагивается в тексте.

А) Утро – это время, когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст Владимира Солоухина.

Б) Память – связующее звено между поколениями, память – канат, который не даёт распасться связи времён, это поистине бесценный дар, данный человечеству…

В) В жизни много таких событий, которые в памяти остаются надолго и не забываются никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжёлые…

2)С указания проблемы, её актуальности, злободневности, значимости с помощью 2-3 вопросительных предложений и одного – повествовательного.

А) Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человек с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст Виктора Астафьева.

Б) Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова? Эти и другие вопросы обсуждает в своей статье Н.А.Заболоцкий.

Наши рекомендации