Тема 13. Наука о языке в России XX в. (Л.В. Щерба, Н.Я. Марр и др.)

В первые десятилетия после победы Великой Октябрьской социалистической революции появилось несколько группировок среди советских языковедов. Можно выделить два направления.

С одной стороны, нужно отметить группу крупных языковедов, которые были продолжателями традиций Казанской и Московской лингвистической школ. К таким ученым следует отнести Л. В. Щербу, который имел много последователей и оказал самое глубокое воздействие на будущее развитие советского языкознания, В. А. Богородицкого, Д. Н. Ушакова, А. М. Пешковского, Г. А. Ильинского, А. М. Селищева, М. М. Покровского, С. П. Обнорского, Е. Д. Поливанова, М. В. Сергиевского, М. Н. Петерсона, Г. О. Винокура и многих других.

С другой стороны, возникло «новое учение» о языке, или яфетидология, представленное Н. Я. Марром и его последователями. Это направление резко порвало с научными традициями языкознания, как русского дореволюционного, так и зарубежного, объявило их «буржуазными» и на основе вульгарно трактуемых материалистических положений сделало попытку создать оригинальную лингвистическую теорию. Следует отметить, что ученик и продолжатель Мара И. И. Мещанинов, декларативно принимая тезисы Марра, в конкретной деятельности отказался от крайних положений своего учителя и стремился найти пути к примирению с некоторыми взглядами советских и зарубежных языковедов.

Николай Яковлевич Марр изучал грузинский, армянский и кавказский языки. Можно говорить о борьбе Марра с индоевропеикой, которая, по его мнению, зашла в тупик с поисками праязыка, с расовой теорией неравенства народов и их языков.

Марр заметил влияние кавказского субстрата на армянский (индоевроп.) язык. Этот субстрат получил у него название яфетического.

Яфетические элементы он начинает искать в языках всего мира. Стремится к построению общелингвистической концепции происхождения и развития всех языков мира («единство глоттогонического процесса»). Ему принадлежит идея, что яфетические языки – это особая стадия в развит всех языков мира. История языков определяется их скрещиванием. По Марру родство языков возникает в процессе схождения, скрещивания и смещения первоначально разнородных языков. Ему принадлежит тезис о том, что язык есть идеологическая надстройка. Он полагал, что язык есть отображение не только мышления (коллектива), но и его общественного строя и хозяйства.

Неправильная его позиция заключалась в том, что он рассматривал язык как явление классовое, что он развивается стадиально, т.е. отражает в своем развитии смену общественно-экономических формаций.

Выдвигает учение о единстве глоттогонического (языкотворческого) процесса. «Поскольку в развитии общества наблюдаются в целом одни и те же закономерности, постольку и в развитии языков должны выявляться общие закономерности, связанные с первобытнообщинным, рабовладельческим, феодальным, капиталистическим строем».

По мнению Марра, до возникновения звукового языка существовал язык жестов, а звуковой язык появился в классовом обществе, в среде магов.

При переходе языка с одной стадии на другую появляется якобы совершенно новый язык. Идея 4-х элементов (сал, бер, йон, рош), которые можно найти во всех современных языках. Марр игнорировал фонетические законы, морфологические различия между языками. В семантике пытался найти доказательства стадиальных трансформаций и наслоения различных идеологий.

«Новое учение» Марра потерпело неудачу.

30 - 40-е годы. Мещанинов – ученик Марра. Повторяя общие формулировки игнорировал методику 4-х элементного анализа. Стремился к грамматическому описанию грамматических систем.

Выдвигает проблему типологических сопоставлений языков в историческом и современном состояниях.

Призыв к изучению многочисленных языков Советского Союза по преимуществу бесписьменных и неизученных.

«Члены предложения и части речи», «Глагол» - отход от Марра. Эти работы посвящены сравнительно-типологическому описанию грамматических категорий.

Л. В. Щерба – ученик Бодуэна де Куртенэ, оставившего его при кафедре сравнительной грамматики и санскрита.

«Русские гласные в качественном и количественном отношении».

Разрабатывал теорию смещения языков и языковых контактов.

Щерба интересовался: 1) общими проблемами языкознания, 2) фонетикой и орфоэпией, 3) грамматикой; 4) лексикографией; 5) проблемами письменности, орфографии, транслитерации и транскрипции, 6) методикой преподавания иностранных языков, 7) языком поэзии Пушкина, 8) французским языком.

Рассматривал языка как систему.

Щерба в языке различал:

1. речевую деятельность, т.е. процессы говорения и понимания;

2. систему языка (слова, образующие в каждом языке свою очень сложную систему морфологических и семантических рядов, живые способы создания новых слов, а также схемы или правила построения различных языковых единств);

3. языковой материал, т.е. совокупность всего говоримого и понимаемого в определенную эпоху данной общественной группы.

Система выводится из языкового материала.

Основная задача лингвиста при изучении системы языка – это обобщение фактов речи и выведение из них системы языка, т.е. создание словаря и грамматики, адекватных действительности.

Языковая система находится в непрерывном изменении.

Членение грамматики:

1. правила словообразования;

2. правила формообразования;

3. активный и пассивный синтаксис;

4. фонетика с изучением стилей речи;

5. лексические и грамматические категории языка.

Теория синтагмы, как предельной и основной синтаксической единицы.

Синтагма – это «фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли и могущее состоять из слова, словосочетания и даже группы словосочетаний».

Свой взгляд на систему частей речи в русском языке Щерба изложил в знаменитой статье 1928 г. «О частях речи в русском языке».

Щерба много и плодотворно работал в области экспериментально фонетики, он создал свою теорию фонемы (звуковой тип, не зависящий от видоизменения морфемы), изложенную им в «Фонетике французского языка». Он всегда подчеркивал тесную связь фонологии с фонетикой. Щерба признавал важность лингвистического эксперимента не только в фонетике, но и в грамматике и стилистике.

При изучении иностранных языков Щерба рекомендовал на начальной стадии их сопоставление с родным языком.

VIII. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История лингвистических учений»

1. Список работ для конспектирования

Основная литература

1. Платон. Кратил // Античные теории языка и стиля. СПб., 1996. С. 40-62.

2. Языкознание Древнего мира // История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980. С. 250-257.

3. Грамматическое учение модистов // История лингвистических учений. Позднее Средневековье. СПб., С. 7-67.

4. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990. (Краткое содержание.)

5. Синтаксические воззрения и обобщения А. Х. Востокова, их значение в истории русского языкознания // В. В. Виноградов. История русских лингвистических учений. М., 1978. С. 48-68.

6. Младограмматическая школа в языкознании // Ф. М. Березин. История лингвистических учений. М., 1984. С. 96-114.

7. В. фон Гумбольдт. Характер языка и характер народа // В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 370-382.

8. В. фон Гумбольдт. Характер языков // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 162-182.

9. Ф. де Соссюр. Общие принципы // Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., 2004. С. 77-103.

10. Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистический кружок. М., 1967. С. 17-42.

11. Трубецкой Н.С. Введение // Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 2000. С. 9-35.

12. Структурная лингвистика и другие направления зарубежного языкознания // Ф. М. Березин. История лингвистических учений. М., 1984. С. 206-233.

13. Э. Сепир. Язык // Э. Сепир. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. С. 223-247.

14. Л. В. Щерба. Русские гласные в количественном и качественном отношении // Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Ф. М. Березин. М., 1977. С. 420-429.

15. Л. В. Щерба. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24-39.

16. Л. В. Щерба. О частях речи в русском языке // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 77-100.

17. Л. Р. Зиндер. М. И. Матусевич. Л. В. Щерба. Основные вехи его жизни и научного творчества // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 5-24.

18. Н. Я. Марр. Язык // Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. М., 2001. С. 177-188.

19. И. Е. Аничков. Очерк советского языкознания // Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. М., 2001. С. 443-472.

20. И. А. Секерина. Психолингвистика // Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2002. С. 231-260.

21. Л. В. Сахарный. Введение в психолингвистику. Л., 1989. Глава 1. С. 5-13. Глава 6. С. 50-56. Глава 11. С. 88-94.

22. А. А. Леонтьев. Основы психолингвистики. М., 1997. Ч. 1. С.6-84.

Дополнительная литература

1. Античность // История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980. С. 110-257.

2. Проблемы языкознания в памятниках патристике // История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С. 157-208.

3. Грамматические учения западноевропейского средневековья // История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С. 208-243.

4. “Спор” реалистов и номиналистов // История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. С. 243-287.

5. Ю. С. Степанов. Пор-Рояль в Европейской культуре // А. Арно. Клод Лансло. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990. С. 5-66. (Вступительная статья)

6. Общее и сравнительно-историческое языкознание начала 19 в. // Ф. М. Березин. История лингвистических учений. М., 1984. С. 31-41.

7. В. А. Звегинцев. О научном наследии В. фон Гумбольдта // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 356-363.

8. Лингвистическая концепция. Ф. де Соссюра // Ф. М. Березин. История лингвистических учений. М., 1984. С. 157-176.

2. Список вопросов для самостоятельной подготовки

1. Языкознание в Древней Индии, Древней Греции и Риме.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М. – 1999. – С. 11-44

2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания – М.- 2003. – С. 6-93.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. – 1984. – С. 6-16.

4. Звегинцев В.А История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. – 3-е изд. Доп. – М. – 1964-1965. Ч. 1-2. Ч. 1. – С. 7-16.

5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М. – 2004. – С. 7-19.

6. Левицкий Ю.А., Бронникова Н.В. История лингвистических учений. – М. – 2005. – С. 11-46.

Дополнительная

1. История лингвистических учений: Древний мир. Л. – 1980.

Вопросы для самопроверки

1. Чем было обусловлено возникновение языкознания в Древней Индии, Древней Греции и Древнем Риме?

2. Каковы особенности грамматики Панини?

3. Перечислите основные достижения индийских грамматистов, и их недостатки.

4. Укажите основные этапы развития науки о языке в Древней Греции.

5. В чём сущность спора о природном или условном характере слов или названий?

6. Проанализируйте учение античных грамматистов об аналогии и аномалии в языке.

7. Перечислите важнейшие вопросы языкознания, которые разрабатывали древнегреческие и древнеримские учёные.

8. Языкознание Александрийской эпохи. Основные направления.

9. Какова роль древнегреческой традиции в современном языкознании.

2. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – С. 11-44.

2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания – С.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – С. 16-20.

4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М. – 1974. – С. 12-13.

5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – С. 20-36.

6. Левицкий Ю.А., Бронникова Н.В. История лингвистических учений. – С. 46-87.

Дополнительная

1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. – М. – 2003. – С. 95-154.

Вопросы для самопроверки

1. В чем причина спада в развитии науки средневековой Европы?

2. Проанализируйте спор между номиналистами и реалистами.

3. Охарактеризуйте состояние арабского языкознания в средние века.

4. Каковы заслуги Махмуда Кашгарского в истории арабского языкознания?

5. Чем характеризуется состояние языкознания в эпоху Возрождения?

6. Что обусловило появление национальных европейских грамматик?

3. Языкознание XVII – XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – С. 44-54

2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания – С. 157-226.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – С. 20-29.

4. Кодухов В.И. Общее языкознание. – С. 13-17.

5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – С. 25-27.

6. Левицкий Ю.А., Бронникова Н.В. История лингвистических учений. – 87-96.

Дополнительная

1. Амирова Т.А. и др. Очерки по истории лингвистики. С. 196-235, 247-259.

2. Ярцева В.Н. Современная типология и её связи с контрастивной лингвистикой // ФН. – 1978. - №5. – С. 33-35.

Вопросы для самопроверки

1. В чём сущность реалистической философии XVIII века (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка)? Каково её влияние на преобразование идей средневекового грамматического универсализма?

2. Почему грамматика Пор-Рояля характеризуется (и называется) как рациональная и универсальная?

3. В чём конкретно проявляется универсализм грамматики Пор-Рояля? Чем он отличается от современной теории языковых универсалий и современного сопоставительного (типологического) языкознания?

4. В чём конкретно проявляется рационализм грамматики Пор-Рояля?

5. Каковы недостатки грамматики Пор-Рояля?

4. Эпоха компаративизма.

Открытие сравнительно-исторического метода и становление сравнительно-исторического языкознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – С. 54-62.

2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания – С. 231-284.

3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – С. 31-40.

4. Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. – Ч. 1. – С. 28-68.

5. Кодухов В.И. Общее языкознание. – С. 21-25.

6. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. С. 37-47.

7. Левицкий Ю.А., Бронникова Н.В. История лингвистических учений. – С. 96-113

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 333.

Вопросы для самопроверки

1. В чём заключается суть сравнительно-исторического метода? Его основные принципы.

2. Каковы условия возникновения этого метода?

3. Перечислите основные периоды сравнительно-исторического языкознания.

4. Охарактеризуйте первый этап первого периода (Франц Бопп, Расмус Раск).

Наши рекомендации