Методика изучения пунктуации
Пунктуация (лат. "punctum" – точка) – собрание правил по постановке знаков препинания; то же, что и знаки препинания. Системность пунктуации обусловлена единством 3-х принципов: структурного, смыслового и интонационного. Структурный – лежит в основе формулировки правил; смысловой – структура есть форма, предназначенная для воплощения смысла; интонационный – для устной речи.
При записи текста используются 10 основных знаков препинания. В целом алфавит знаков препинания, по Моисееву, включает 17 графических средств:
1) .(точка)
2) :(двоеточие)
3) … (многоточие)
4) ;
5) ,
6) две "," как единый парный знак препинания
7) " "(кавычки)
8) ?
9) !
10) - (дефис или чёрточка в пунктуационной функции)
11) –(тире)
12) два тире как единый знак препинания
13)/ (косая черта)
14) ) (одна скобка)
15) ( ) (две скобки)
16) сноска
17) абзац (отступ, красная строка).
Классификация знаков препинания
I. По внешним графическим принципам
1. На основе точки.
2. Линейные.
3. Фигурные.
По тому же признаку:
1. Одноэлементные.
2. Двуэлементные.
3. Трёхэлементные.
II. По формально графическим признакам:
1. Парные – симметрично парные, в которых различают открывающие и закрывающие элементы, и дублетно парные, когда один и тот же элемент закрывает и открывает.
2. Непарные.
Функции знаков препинания
1. Отделяющие – для отделения одного предложения от другого; членов предложения и его частей, связанных сочинением; частей, входящих в состав бессоюзных сложных предложений. Эти знаки повторяются, но не бывают парными.
2. Выделяющие – для обозначения таких синтаксических конструкций, которые вставляются с целью дополнения, уточнения, пояснения, содержащих название лица или предмета, к которому обращена речь, и т.д. Выделяются придаточные части, обращения, вводные слова и предложения. Знаки этой группы парные и не повторяются.
III. С количественной стороны
1. Знаки с одной функцией.
2. Знаки, выступающие в разных функциях.
3. Один и тот же знак в одном и том же построении выполняет несколько функций.
4. Разные знаки в одной и той же функции.
Группировка пунктограмм
Пунктограмма – это пунктуационное оформление предложения в целом или отдельных его элементов, которое может быть обозначено разными знаками препинания, но которое характеризуется тем, что знак и его место определяются пунктуационным правилом.
1. Пунктограммы, связанные с членением письменной речи на самостоятельные предложения.
2. Пунктограммы, связанные с выделением структурно-смысловых элементов предложения.
3. Пунктограммы, связанные с разделением членов и частей предложений, находящихся в сочинительной связи.
4. Пунктограммы, связанные с отделением синтаксически неоднородных, зависимых частей предложения.
Принципы обучения пунктуации
1. Анализ строения, состава и типов предложения, а также смысловых и синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложений.
2. Развитие речевого слуха.
3. Выразительное чтение знаков препинания.
4. Развитие навыков расстановки знаков препинания в процессе письма. Последовательность формирования этого навыка регламентируется заданиями: в тексте со знаками подчёркивать основы, графически обозначать все структурно-смысловые элементы; составлять графические схемы предложений и пунктуационных правил; устный и письменный пунктуационный разбор.
5. Тщательно продуманная работа над пунктуационным правилом.
Методика работы над пунктуационным правилом
1. Для восприятия пунктуационной нормы записать предложения с графическим выделением пунктуационно-смыслового отрезка.
2. В процессе осмысления условий постановки или не постановки знаков препинания, а также его выбора:
а) называется смысловая единица;
б) перечисляются условия для пунктуационной нормы;
в) устанавливается их зависимость с помощью составления схем пунктуационных правил;
г) графически обозначаются условия.
Завершается осознание работой над пунктуационным правилом:
а) название пунктуационно-смыслового отрезка, перечисление условий, которые входят в правило;
б) составление схем, таблиц, иллюстрирующих правило.
3. В процессе запоминания 2-3 раза про себя читается правило, записываются по памяти условия для пунктуационной нормы. Заканчивается работа формулировкой правила.
4. Устное или письменное воспроизведение правила.
Формирование пунктуационных умений
Пунктуационные умения – это интеллектуальные действия, выражающиеся в определении места знака и его выборе при записи текста с целью его структурно-смыслового членения. К числу пунктуационных умений относят:
- умение находить коммуникативные единицы и обозначать их границы с помощью знаков препинания, учитывая целевую установку и эмоциональную окраску высказывания;
- умение находить структурно-смысловые отрезки, требующие выделения с помощью знаков препинания;
- умение ставить знак препинания, применяя изученное правило;
- умение обосновывать варианты знаков препинания;
- умение находить пунктуационный пробел и обосновывать постановку и выбор необходимого знака препинания;
- умение комментировать пунктуационное оформление текста и предложения;
- умение находить, пояснять и исправлять пунктуационные ошибки.
Пунктуационные упражнения
I. Списывание.
1. Неосложненное - прочитать текст, установить несоответствия интонации пунктуации, списать; списать текст, установить функцию знаков препинания; найти структурно-смысловой отрезок, определить его значение; перечислить условия выбора места знака препинания; с помощью схем или буквенных обозначений объяснить постановку знаков препинания.
2. Осложнённое – выделить знаками препинания дополнительные сообщения; разделить знаками препинания равноценные сообщения; переставить смысловой отрезок, следя за соблюдением пунктуационной нормы; включить в предложение необходимый отрезок: выделить его знаками препинания; списать текст, расставляя знаки препинания.
II. Диктанты – все виды обучающих диктантов, в том числе и графические.
III. Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений: составить предложения указанной структуры из данных элементов, дополнить запись до предложения; составить предложение по схемам или опорным словам; составить предложение по данной пунктуационной теме или по ситуации.
IV. Упражнения в связи с составлением текста: диктанты с элементами изложения; свободный диктант; диктант с продолжением; изложение; сочинение по началу или картине.
Пунктуационный разбор
1. От знака препинания:
а) назвать знак и его функцию;
б) читать пунктуационно-смысловой отрезок;
в) графически обозначить условия выбора знака препинания.
2. От пунктуационно-смыслового отрезка:
а) читается отрезок, определяется его значение;
б) называются знаки препинания;
в) графически обозначаются условия выбора пунктуационной нормы.
Лекция 10
Тема: Коммуникативно-деятельностный подход к изучению русского языка в школе
План
1. Концепция обучения русскому языку на коммуникативно-деятельностной основе. Программа о специфике обучения.
2. Содержание и структура специальных уроков развития речи в V классе. Методика их проведения:
а) поэтапное формирование речеведческих понятий. Работа по стилистике в школе;
б) методика работы с текстом. Принципы обучения текстообразованию;
в) изложение и сочинение как вид творческих работ.
3. Совершенствование коммуникативных навыков в VI-X классах. Жанрово-коммуникативный подход (на самостоятельное изучение).
4. Реализация коммуникативной направленности в ходе изучения собственно- лингвистического материала в V-X классах.
5. * Внеклассная работа по предмету как один из возможных путей формирования коммуникативных умений (на самостоятельное изучение).
Литература:
1. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной стилистике. – М., 1988. Вып. II. С. 52-92.
2. Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.
3. Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. – М., 1976.
4. Скалкин В.Л. Типичная коммуникативная ситуация как структурно-тематическая основа обучения устной иноязычной речи – Русский язык за рубежом, 1979, № 5. С. 59.
5. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М., 1982.
6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980.
7. Новикова Н.С. Тематическая группа как семантический компонент текста. – Русский язык в национальной школе, № 5, 1985. С. 8-13.
8. Граник, Бондаренко, Концевая. Секреты орфографии. – М., 1991.
9. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
10. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Мн.: Народная асвета, 1992.
11. Николаенко Г.И. Жанрово-коммуникативный подход к развитию связной речи школьников // Русский язык и литература. - № 5. – 1998.
I.Коммуникация (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (= текст) и интерпретирующие их, т.е. начальный и заключительный этапы коммуникации средствами национального языка.
Изменение статуса русского языка в РБ предопределило качество содержания курса в школе. Новая программа действует с 1995 года, переиздана в 2001 году в связи с переходом на 12-летнюю модель обучения.
Различают 2 подхода в обучении:
1) традиционный;
2) коммуникативно-деятельностный.
В программе предусмотрено изучение разделов науки о языке и содержание каждого раздела сориентировано на реализацию коммуникативной направленности обучения. В связи с реализацией этих 2-х подходов выделяют задачи обучения русскому языку:
1) помочь учащимся овладеть основными сведениями о языке и речи;
2) сформировать у них коммуникативные умения и навыки для эффективного речевого общения в разных сферах деятельности.
Таким образом, обучать школьников языку на коммуникативно-деятельностной основе – это научить их в совершенстве владеть русской устной и письменной речью, оптимально использовать язык в разных видах речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо).
Мы научим детей в совершенстве владеть языком и речью, если:
а) сформируем у учащихся лингвистическое мировоззрение на основе теоретических знаний о языке;
б) дадим представление о формах устной и письменной речи.
Учителю необходимо, чтобы школьники овладели основными речеведческими понятиями (из раздела «Язык и речь» и «Текст»); познакомились с законами построения и анализа текста и осознали текстообразующую роль отдельных лингвистических единиц.
Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода в средней школе осуществляется по трём направлениям:
1) на специальных уроках развития речи (5-й класс – 1-е полугодие; 6-10 классы – в 1-й четверти); на них рассматриваются основные речеведческие понятия, развивается культура речи, формируются основные (или опорные) коммуникативные умения;
2) при изучении собственно-лингвистического материала, который призван быть базой, средством, инструментом формирования, совершенствования навыков владения речью в различных ситуациях общения;
3) при создании собственных устных или письменных высказываний в типе, стиле, жанре речи (во всех классах при изучении лингвистической теории постоянно).
II. А)
На специальных уроках развития речи в 5-м классе (1-е полугодие) изучаются 2 раздела: «Язык и речь» и «Текст».
«Секреты языка и речи»
Необходимо использовать сведения познавательно-занимательного характера о развитии языка и возникновении письменности (индивидуальное задание, выступление учителя).
Лит-ра: Маслова В.А. «Предания старины в зеркале языка». – Мн, 1997.
«Введение в лингвокультурологию». – М., 1997.
Норман Б.У. «Язык – знакомый незнакомец» - Мн., 1982.
Щербин В.К. «Вселенная в алфавитном порядке». – Мн., 1983.
«В глубь слова человеческого» - Мн., 1982.
Баранникова Л.И. «Основные сведения о языке» - М., 1982.
Горбачевич К.С. «Русский язык: прошлое, настоящее, будущее». – Мн., 1982.
«Форма речи: устная, письменная»
Здесь впервые даётся материал о средствах выразительности речи: высота тона, тембр, темп, мимика, жесты, дикция и сила голоса.
Задания:
- давать скороговорки;
- попросить школьников посмотреть информационную передачу «Новости» и понаблюдать за дикцией ведущих;
- устроить конкурс на лучшего диктора;
- предложить правильно прочитать записанные на доске предложения;
- дать лингвистический текст, чтобы наиболее значимая информация была произнесена с повышением голоса (для отработки силы голоса);
- прочитать загадку и отгадать её, чтобы её услышал сосед по парте, чтобы слышали присутствующие в классе, чтобы слышали в соседнем классе;
- прочитать предложение с разной эмоциональной окраской и чувствами.
Например, предложение: Дождь шёл.
Задание: прочитайте с выражением чувства радости, страха, огорчения, разочарования и т.д.
«Культура устной и письменной речи»
Сначала необходимо рассказать о языковедах (+ принести словари). Говоря о качественных характеристиках речи, провести урок-исследование: предложить отрывок из художественного прозаического текста: прочитать вступление, отметить те средства, что делают речь правильной, и потом прочитать материал из учебника.
«Речевая ситуация. Диалог. Монолог»
Использовать схему:
- автор
- тема
- основная мысль
- адресат
- место общения
- для общения, сообщения, воздействия
- объем высказывания
Для правильного ведения диалога важно умение задавать вопросы и правильно на них отвечать. Для отработки умения просто отвечать на вопрос используют задания:
- выбрать текст из учебника истории или др. предмета и задавать вопросы так, чтобы ответами на них можно было бы воспроизвести информацию;
- задания, требующие самостоятельной постановки вопросов к тексту;
- задания на возникновение гипотез по ходу чтения текста (если бы…, почему…);
- диалог с автором (предложить текст и попросить детей, сидящих справа, задать вопросы к тексту, а детей слева – ответить на эти вопросы).
Провести дискуссию после темы.
Здесь же в разделе «Культура речи» изучают и функциональные стили речи.
Работа по стилистике на уроках русского языка.
В школьном курсе предусмотрено 3 этапа изучения стилистики:
1) (5-й класс) первоначальное знакомство со всеми стилями речи. Соотнесение каждого из них с типовой речевой ситуацией; (6-8 классы - знакомство учащихся с основными стилевыми чертами на материале лексики, словообразования, морфологии);
2) (9-10 классы) представление о языковых средствах, стилях речи расширяются за счёт синтаксических связей;
3) (11-12 классы) сведения обобщаются и систематизируются.
В школьном курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку. В соответствии с этим выделяют 2 группы стилей:
- разговорные;
- книжные (научный, официально-деловой, художественный, публицистический)
Материал учебников в 5-м классе подан таким образом, что он подводит учащихся к пониманию стиля как манеры письма, способ изложения основной мысли, слога пишущего или говорящего.
Функциональные стили – разновидность речи для каждой сферы общения с учётом речевой ситуации. Смешение стилей – дурной знак.
Каждый стиль речи в школе должен рассматриваться по единому плану:
1) сфера общения, применения;
2) задачи речи, с какой целью применяется;
3) жанр речи, который обслуживает;
4) стилеобразующие черты;
5) языковые средства, характерные для данного стиля.
При изучении стилистики в школе реализуются следующие принципы:
1) органическое соединение стилистической работы с изучением фонетики, словообразования, лексики, морфологии, синтаксиса;
2) сочетание аналитической с синтетической работой (аналитические упражнения дают образец и позволяют получить определённые знания по стилистике; синтетические упражнения – это упражнения творческого характера – умение использовать знания, применять языкового средства в собственной речи);
3) функционально-стилистический принцип (ориентируется на предъявление к каждому стилю научно обоснованных требований и способов формирования у учащихся умений свободно пользоваться стилями речи);
4) стилистических различий (четко обнаруживать при сопоставлении текстов разные их стили);
5) принцип оценки уместности и неуместности использования речевых средств и стилистических приёмов в контексте.
Наиболее эффективными являются коммуникативно-познавательные методы:
- метод сообщения лингвистических сведений;
- стилистический анализ;
- беседа с использованием словарей, справочников, пособий;
- самостоятельная работа по выявлению стилистических особенностей.
Важным методом при обучении стилистике является стилистический анализ. Схема этого анализа:
1) стиль, подстиль и жанр речи;
2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;
3) основные функции текста (сообщение, воздействие…);
4) характеристика адресата с учётом стилистических особенностей текста;
5) тип мышления, отражённый в тексте;
6) форма речи;
7) тип речи (повествование, размышление, описание);
8) вид речи;
9) стилевые черты текста;
10) языковые приметы стиля;
11) образ автора и цель текста в деятельности;
12) индивидуальные авторские стилистические особенности.
Также выделяют такие методы, как:
- метод редактирования;
- метод конструирования предложений;
- изложение-миниатюра с заданием;
- стилистические этюды.
Таким образом, при формировании стилистических умений одинаково важную роль играют как упражнения аналитического характера, так и творческие.
Б)Новые концепции обучения и совершенствование культуры речи русского языка, отражённые в программах, указывают на необходимость формирования человека как языковой личности, владеющей коммуникативными качествами, ориентированными на речевую деятельность.
Опора на языковой аспект текста позволяет учителю более экономно и результативно формировать у учащихся призмы построения текста; предупреждать такие ошибки, как нарушение логичности, последовательности, связанности высказывания.
Истоки изучения текста учёные-лингвисты обнаруживают в риторике Ломоносова, а также у Востокова, Потебни.
В 20 в. развитие современной лингвистики текста связано с именами Лосевой, Гальперина, Москальской, Новикова, Золотовой, Шанского и др.
Исследователи определили объем понятия «текст», выявили и охарактеризовали его признаки, логико-композиционные типы, средства объединения предложений и частей связных высказываний разных жанров, стилистической ориентации. Ученые убеждены, что повышение эффективности связной речи учащихся, способной решать возникающие коммуникативные задачи, непосредственно связано с обучением текстообразованию, когда текст становится объектом и средством обучения.
Первоначальное представление о тексте, как единице речи, ученики получают в начальной школе, затем данное понятие расширяется за счет знакомства с признаками текста. Повторяя изученное, школьники знакомятся со смысловой и структурной связностью, зависимостью способа связей предложений, частей текста от смысла, типа, стиля речи.
В школьной практике объектом рассмотрения на уроках русского языка являются тексты равные предложению, сложному синтаксическому целому и фрагменту.
Изучение текста начинается со знакомства с его отличительными признаками, которые позволяют отграничить связное высказывание от не связанных друг с другом предложений и от псевдотекста. На уроке на доске записывается пара предложений и текст и попросить определить, где текст находится.
Схема определения текста:
1) доказать, что перед нами текст (формулировка);
2) тематическое единство текста (тема, главная мысль);
3) развёрнутость текста (наличие подтем, микротем) и их распространители (ключевые предложения);
4) последовательность текста (составляет композиция и её развёрнутость на композиционные структуры типов речи (повествование, описание, рассуждение);
5) смысловая цельность;
6) связанность текста (внутренняя, внешняя связанность);
7) законченность (завершённость) текста.
В разделе «Текст» с 5 по 10-й класс проходит знакомство со следующими речеведческими понятиями: текст; его признаки; типы речи, их композиционное строение; стили речи; жанры речи.
На уроки, связанные с построением устных и письменных связных высказываний, в программе отведено 8+8 часов: 8 часов на специальные уроки с приобретением знаний об этих понятиях, 8 часов на составление собственных высказываний.
Рассмотрим некоторые признаки текста.
1) (тематическое единство текста) - содержание любого текста подчинено его теме и главной мысли. Тема – это то, о чём говорится в тексте, о чём в нём повествуется; что описывается; о чём рассуждает автор.
Широта охвата темы определяется набором подтем, т.е. как разворачивается содержание определённой подтемой.
Своеобразными проводниками определённой темы являются опорные слова, отражающие основное содержание и помогающие восстановить текст при пересказе.
Для текста-повествования такими словами являются: наименования участников событий, действий, связанные с ними в тексте наименьшие описания предметов и их признаков (процессуальных); в тексте-рассуждении – глагольные лексемы со значением объяснения и абстрактные имена существительные.
Тема и главная мысль текста связана с его прагматической установкой, которая связана, прежде всего, с заголовком (несёт в себе информационную функцию; побудительную функцию – «Все на балет»; символическую функцию - «Алые паруса»). А озаглавленные абзацы – это подтемы.
Таким образом, знакомя учеников с заголовками, необходимо развивать их своеобразие: одни отражают тему, а другие – главную мысль.
Лит-ра: Задания осмысления тематического единства/ Устинов А.К.
Работа над опорными словами на уроках русского языка в 10 классе/ Русский язык в школе №5. – 1998, стр. 15-21.
Опорные слова в тексте выделяются логическим ударением, устанавливая стиль.
2) (развёрнутость текста) – механизм, который обеспечивает развитие темы, осуществляется с привлечением подтем. Средством развернутости подтем являются микротемы. Темы и подтемы – то, о чём говорится в тексте, могут располагаться в нефиксированной последовательности. Микротемы – то, что говорится о главных предметах, их введение в текст отличается строгой фиксированностью.
Предложения текста, формирующие его содержание, несущие его основной смысл, – это ключевые предложения; другие предложения – конкретизирующие, поясняющие.
Для обучения школьников фактам планирования собственных связных высказываний необходимо, чтобы учащиеся усвоили следующее:
- тему
- ключевые предложения
- их распространители
3) (последовательность текста) – композиция текста полагает, что содержание текста логически членится на 3 части:
- вступление
- главная часть
- заключение
или
- зачин
- средняя часть
- концовка
Задания:
а) использовать анализ вариантов вступления и заключения;
б) по предложенной основной части восстановить концовку и начало и сравнить с оригиналом;
в) предложить школьникам для заполнения образцов вступления (интригующего, констатирующего…).
Описание: интригующее – как-то во время прогулки я набрёл на удивительной красоты загадочное место…; констатирующее – я вошёл в весенний лес и залюбовался открывшейся передо мной картиной….
Повествование: интригующее – однажды во время летних каникул со мной случилось…; констатирующее – А.С. Пушкин, замечательный сказочник, родился в 1799 г….
Рассуждение: интригующее – как вы думаете, почему люди мечтают?…; констатирующее – тезис: чтение книг не заменит нам просмотра телевизора….
Композиционная структура типов речи
Повествование:
- начало события (зачин);
- завязка, развитие событий, кульминация;
- развязка (концовка).
Описание:
- общее впечатление от описываемого;
- существенные/несущественные признаки описываемого;
- оценка описываемого.
Рассуждение:
- тезис;
- аргументы;
- вывод.
4) (смысловая цельность) – предполагает единообразие отбора лексических единиц, грамматических форм и синтаксических моделей для реализации авторского замысла, регулируемого коммуникативной задачей, получаемого словесное воплощение в тексте определённого стиля и типа.
Специфику лексико-грамматических средств, обеспечивающих смысловую цельность, удобно наблюдать на текстах, раскрывающих одну тему по-разному. Здесь важность приобретают следующие факторы:
а) кто является адресатом текста, каков его жанр, стиль?
б) каков замысел автора?
в) последователен ли автор в раскрытии замысла текста?
г) развёрнута ли тема текста?
д) обладает ли текст смысловой цельностью? Реализовалась ли она с помощью лексико-грамматических средств?
Для предложений одного и того же типа и стиля речи характерно лексико-семантическое единообразие нового, сообщаемого об известном. Новое в каждом предложении выделяется логическим ударением, и используются однотипные морфологические средства.
5) (связность текста) – осуществляется на разных уровнях: уровни слов в предложениях, сложных синтаксических целых, фрагментах и всего текста в целом.
Различают два основных уровня:
- внутренний (смысл);
- внешний (структурный).
Внутренний создается намерением автора в каждом последующем предложении, опираясь на смысл предшествующих, сообщать новую информацию об известном. Пути сообщения информации:
1) связь через новое (новое предыдущего предложения становится известным в последующем)
Изв.1 à Нов.1à Изв.2 (Нов.1)à Нов.2à Изв.3 (Нов.2)à…
2) связь через известное (об одном и том же неизвестном в нескольких предложениях сообщается новая информация)
Изв.1àНов.1
Изв.1àНов.2
Изв.1àНов.3
3) связь через известное в первом предложении, все другие раскрывают детали того общего, что названо в первом предложении.
Основу внешней или структурной связности текста составляет разнообразная форма – языковые средства. К ним относятся:
1) интонация;
2) повтор лексический;
3) синонимические замены, в том числе контекстуальные;
4) употребление анафорических, указывающих на предшествующее слово и/или даже на содержание предшествующего предложения (он, та, таков, это, там и т.д.); и катафорических, указывающих на последующее слово и/или на содержание последующих предложений (такой, все, всюду, везде и т.д.) местоимений и наречий;
5) видо-временное единство глаголов-сказуемых;
6) употребление различных обстоятельств (особенно времени и места), относящихся по смыслу к нескольким предложениям текста;
7) использование сочинительных и подчинительных союзов как средство связи самостоятельных предложений, при этом союз стоит в присоединительном значении;
8) параллелизм синтаксических конструкций и порядок слов внутри них (все предложения одно- или двусоставные, распространённые или нераспространённые) и т.д.
В зависимости от характера связи между предложениями различают синтаксически сложные целые однородного и неоднородного состава: однородные – при параллельной связи; неоднородные – при цепной связи.
Предложениям, объединённым параллельной связью, участвующим в перечислении элементов общей картины, в сопоставлении или противопоставлении отдельных фактов, событий, свойственен синтаксический параллелизм. При параллельной связи все предложения, кроме первого, можно менять местами. При цепной связи элементы предшествующего предложения повторяются в последующих, в них употребляется либо анафорические местоимения или наречия, либо отглагольные наречия, прилагательные и существительные.
Нередко параллельная и цепная связи соединены в единое сложное синтаксическое целое. Если текст-описание характеризуется параллельной связью, то текст-повествование – цепной связью, а текст-рассуждение – и параллельной и цепной.
6) (законченность) – не имея грамматических показателей, законченность составляют все те признаки, которые даны выше.
Текст может иметь и признак завершённости. Правильнее об этом говорить, когда имеется название, которое ограничивает текст и определяет завершённость (если отрывок из текста – значит, он закончен; а если с названием – значит, завершён).
Принципы обучения текстообразованию.
1. Вооружение учащихся специальными знаниями о системе речеведческих понятий и категорий текста.
2. Учёт многоаспектности текста, составляющими которой являются:
а) его прагматичность (целевая установка);
б) содержательный (смысловой);
в) композиционный;
г) функционально-стилистический;
д) жанровый;
е) лексико-грамматический аспект.
3. Рассредоточенного усвоения речеведческой теории и формирование у школьников коммуникативных умений для эффективного речевого общения в разных сферах деятельности.
4. Органической взаимосвязи работы по лингвистике с изучением фонетики, лексики, словообразования, грамматики на уроках русского языка.
5. Гармоничного сочетания аналитической, аналитико-синтетической и синтетической работы при обучении текстообразования.
Некоторые образцы заданий:
- определить тему, основную мысль текста;
- удачно ли озаглавлен текст? Предложите свой вариант;
- составьте план, используя или повествовательные, или вопросительные предложения;
- разделите текст на абзацы, озаглавьте их;
- воспроизведите текст, составив диалог;
- перескажите текст от лица..;
- составьте альтернативный текст или текст по аналогии (текст повествованияà текст описания);
- с элементами лингвистического анализа, подчеркните слова, характерные для данного стиля;
- выпишите слова или словосочетания, с помощью которых автору удалось… (передать напряжённость, красочно и точно описать, точно доказать);
- считаете ли вы удачным вступление или заключение, обоснуйте своё мнение;
- распространите текст, введя в него повествовательную часть;
- проанализируйте световую окраску текста (звуко-цветовые соответствия: а (а+я) – густо-красный, ярко-красный; о (о+е) – светло-жёлтый, белый; э/е – зелёный, жёлто-зелёный; и (и+j) – синий, синеватый; у – тёмно-синий, тёмно-сине-зелёный; ю – голубоватый; ы – мрачный, тёмно-коричневый, чёрный… к – быстрый; ш – медленный; л,н,в,м,з – светлые; ф,х,г,ж – тёмные, угрюмые; р,д - грубые) и т. д.
В)
Изложение
Классификация изложений основывается на разных принципах:
1) по цели проведения:
- контрольное;
- обучающее.
2) по характеру текстового материала:
- повествование с элементами описания, рассуждения;
- описание с элементами рассуждения;
- рассуждение с элементами повествования и описания.
3) по способу передачи содержания текста:
- подробное;
- близкое к тексту;
- выборочное;
- сжатое;
- с дополнительным грамматическим заданием;
- с элементами сочинения.
Написанные изложения оцениваются 2-мя отметками: 1-я – за содержание и речевое оформление; 2-я – за грамотность. Обе отметки ставятся в графу по русскому языку.
Успешное написание изложения основывается на ряде умений учащихся. К комплексным умениям относят:
1) слушать и воспринимать текст, осознавая тему и основную мысль, логику изложения, ведущий функциональный тип речи, особенности авторского стиля;
2) запоминать конкретные факты и последовательность изложения, воспроизводить услышанное в пересказе.
Слушание текста предполагает восприятие текста:
- глобальное (восприятие в целом, когда важно понять, о чём идёт речь, основная мысль, что главное в позиции автора);
- детальное (осознание основных смысловых блоков текста с большим или меньшим набором деталей в зависимости от установки на вид пересказа);
- критическое (выражение своей точки зрения на то, о чём и как говорится в тексте).
Изложение читается 2 раза:
1) при первом прочтении учащиеся
- следят за его содержанием, определяют тему и находят соответствие между темой и заголовком (прямое, переносное, опосредованное);
- стремятся понять основную мысль текста;
- определяют основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);
- определяют логическую связь отдельных микротем и запоминают их последовательность.
Между первым и вторым прочтением учащиеся оформляют работу по заданиям учителя; если обучающее изложение, то вместе с учителем составляют план и проводится работа по языковому оформлению изложения.
2) при втором прочтении ученики
- уточняют правильно ли запомнили последовательность текста;
- отмечают временные и причинно-следственные связи и отмечают выразительные приёмы, использованные автором.
Необходимость в третьем прочтении возникает в том случае, когда общий замысел автора, многопроблемность или неоднозначность проблемы, обилие деталей, сложный синтаксис, глубокий подтекст не воспринимается сразу и требует повышенного внимания учащихся.
Элементы сочинения в изложении
Включают в работу над изложением элементы сочинения и ставят перед учащимися творческую коммуникативную задачу.
Пример задания: перескажи текст, сопровождаемый заданиями типа: «Вырази отношение к проблеме, поднятой автором» (и тогда оригинальный текст учащихся или вписывается в структуру исходного текста при пересказе, или продолжает основной текст изложения, или представляет собой отдельную самостоятельную работу).
Характер выполнения задания (объём, жанр, типы речи) определяется самими учащимися. В зависимости от задания сочинения учеников могут быть разными по сложности, представлять собой элементарный ответ на вопрос из 2-3 предложений, небольшое описание важного для понимания объекта или небольшое рассуждение по проблеме, затронутой автором исходного текста, развёрнутое исчерпывающее рассуждение, небольшое повествование, являющееся доказательством своей точки зрения; несколько тезисов с аргументацией, подтверждающих согласие или несогласие с позицией автора исходного текста.
Если новый текст не является органическим продолжением пересказа, а представляет собой отдельное речевое произведение вторичного жанра (рецензия, отзыв, резюме и т.д.), то он может быть отделён пропущенной строкой, снабжён заголовком и эпиграфом.
Методика подготовки и проведения изложения
Типы ошибок в изложении, количество слов, оценка – всё это см. в лабораторных работах.
Три слагаемых излагаемог<