Одушевлённость – неодушевленность имён существительных
Прежде всего надо объяснить школьникам, что одушевленность/неодушевленность – это грамматическая категория. Она оторвана от житейского представления живой/неживой.
Следует обратить внимание на формы Им.п., Р.п. и В.п. мн.ч. и на соответствующие формы ед.ч. для слов м.р. 2скл.:
Одушевлённые \ неодушевлённые Им.п. мн.ч. В.п. мн.ч. Р.п. мн.ч.
неодушевлённые дома = дома домов
одушевленные псы псов = псов
Представим схематично, как может выглядеть вводный урок по теме «Имя существительное как часть речи».
Цели:
1. Обратить внимание на особенности употребления имён существительных в художественной речи, показать их роль в речевом высказывании.
2. « Охватить» всю тему в целом и выяснить, что ученики знают хорошо об имени существительном, а какая информация новая для них.
3. Дать представление о семантических группах имён существительных, на-учить их распознавать.
4. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность учеников.
Ход урока:
I Оргмомент.
II «Открытие» темы – На доске записано стихотворение А.А.Фета.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Это ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вдох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
1. Беседа с классом.
- Что вас удивило в этом стихотворении?
- Как можно озаглавить его?
- Какова его основная мысль?
- Какой художественный приём использует автор для создания живописной картины?
- Можем ли мы теперь «открыть» тему?
- Сколько в стихотворении предложений, существительных? Как узнаёте?
- С какой целью поэт использует такое количество существительных в предложении?
- Глаголов в стихотворении нет, но что же тогда оживляет его?
III. Исследовательский практикум.
- Выяснить значения непонятных слов при помощи словаря Даля (свод, зык, вереницы, нивы, долы, зори без затмения);
- Распределить имёна существительные из текста по группам: конкретные и отвлечённые (крик, говор, зык, свист, затмение, вздох);
- Определение морфологических признаков первой группы имён существительных:
Пр.: пчёлы, начальная форма – пчела.
Постоянные признаки: ж.р., 1скл.. Непостоянные признаки: Им.п.. мн.ч..
- Докажите, что слова крик, говор, зык, свист являются именами существительными, используя следующую схему рассуждения:
1. Слово…отвечает на вопрос…;
2. Слово…обозначает…(отвлечённое понятие);
3. Имеет постоянные признаки рода и склонения…;
4. Изменяется по…(падеж, число);
5. Значит, слово… - имя существительное.
IV. Словообразование существительных:
Пр.: мощь мощный
крик кричать и др.
Здесь необходимо познакомить школьников с нулевым суффиксом, участвующим в образовании имен существительных.
V. Одушевлённость – неодушевлённость имён существительных;
VI. Собственные и нарицательные имена существительные;
VI. Выяснение синтаксической функции имён существительных:
Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
VIII. Обобщение;
IX. Домашнее задание:
Написание сочинение « На неизвестной планете». Подготовить к следующему уроку сообщение « Имя твоё и моё» по книге В. Успенского « Ты и твоё имя», « Как собственные переходят в нарицательные» (Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.А.).
Имя прилагательное.
При изучении этой темы рекомендуется сопоставить два текста: один - без прилагательных, а второй – с прилагательным. Во время анализа второго текста выясняется роль прилагательных.
Имена существительные не изменяются по родам, а относятся к одному из трёх родов. И принадлежность к определённому роду проявляется в грамматической форме зависимых прилагательных. Прилагательные сообщают о роде существительных и тогда, когда сама их форма не позволяет это сделать. Прилагательные же изменяются по родам, числам и падежам.
При изучении качественных, относительных и притяжательных прилагательных необходимо, чтобы школьники запомнили следующую схему:
К качественным прилагательным относятся, если образуется:
- степень сравнения;
-наречия на -о;
-отвлечённые существительные;
-форма, образованная путём повтора;
-прилагательные с приставкой не- ;
-прилагательные с суффиксами качественной оценки.
Особой трудностью является переход прилагательных из одного разряда в другой.
В зависимости от подготовки класса, можно ввести понятия « первичного» и « вторичного»:
Пр.: свинцовая пуля - свинцовая туча
Переход качественных прилагательных в относительные прилагательные наблюдается реже. Этот процесс происходит при терминологизации.
Имя числительное
При изучении темы необходимо, чтобы учащиеся усвоили, что числительные – это слова, которые обозначают количество или порядковый номер, следует обратить внимание на грамматические признаки этих двух типов путём сопоставления:
Количественные Порядковые
Два яблока; Второй дом от угла;
Пятеро гребцов; В первых числах месяца;
Задания:
- Что обозначает?
- Измените по падежам, числам и родам числительные (количественные - по падежам, порядковые - по родам, числам и падежам).
- Поставьте вопрос к числительным (количественные - сколько?, порядковые - какой по счёту?).
- Позволяют ли грамматические свойства количественных числительных объединить их с другими частями речи (нет), а порядковых числительных (в грамматическом отношении- это прилагательные)?
- Почему же слова двух грамматических классов изучаются вместе?
Порядковые числительные производятся от количественных числительных, а каждому количественному числительному соответствует своё порядковое числительное. Исключение составляют числительные первый, второй, так как в данном случае мы наблюдаем супплетивизм.
Следует распределить внешне похожие слова по частям речи, чтобы определить, к какой части речи они относятся. А для этого нужно определить их грамматическое значение:
Пр.: три, десять, семнадцать, сто;
Существительные: тройка, десяток;
Прилагательные: двойной, тройной;
Глаголы: удвоить, утроить;
Наречия: вдвое, натрое, трижды.
- Что общего у этих слов? У них у всех корень обозначает число.
Задание для закрепления – Прочитайте отрывок из стихотворения Д.Хармса.
Шёл по улице отряд-
Сорок мальчиков подряд:
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
И четыре на четыре,
И четырежды четыре,
И ещё потом четыре,
А на площадь повернули,
А на площади стоит
Не компании, не рота, не толпа, не батальон,
И не сорок,
И не сотня,
А почти что миллион.
При наблюдении за словом один учащиеся должны усвоить, что форма один согласуется с существительными, которые не имеет формы ед. ч.. Форма мн.ч. не означает множество предметов, а нужна только для согласования, поэтому она может быть:
- числительным:
Пр.: На улицу вели многие входы и выходы, а в переулок- одни ворота .
- частицей:
Пр.: Вдоль дороги росли одни дубы.
- местоимением:
Пр.: Мне рассказывал один знакомый.
Местоимение
Первый урок по теме «Местоимение как часть речи» целесообразно начинать с анализа текста, записанного на доске.
«Местоимения выделяют в особый класс слов- заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры в театре», выходят на поле, когда вынуждены «освободить» игру знаменательные слова …
Местоимения позволяют избегать нудных повторов в речи, экономить время и место в высказываниях, но в них нет « переливов красок» (А.А.Реформатский).
При изучении разрядов местоимений можно использовать следующие задания:
- Нарисовать иллюстрацию к предложению:
Пр.: Маша пришла к Оле, и она нарисовала её.
Испытывали ли вы затруднения? Как можно устранить недочёты?
- Записать словосочетания, правильно выбирая предлоги:
Пр.: о(об) планетарии
Глагол
Пешковский А. М. сказал о глаголах: « Глагол- это какие-то живые слова, оживляющие всё, к чему они приложены».
Поэтому во время урока по этой теме учитель должен показать, как оживают картинка при помощи глаголов.
Задание
«Оживить» текст при помощи глаголов:
Пр.: Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров. Пестрота одежд. Носильщики с тележками. Разносчики мороженого.
Морфологическую категорию глаголов целесообразно раскрывать через наблюдение за ними. Так спряжение глаголов распознаётся по ударным окончаниям и по неопределенной форме с безударными личными окончаниями. Лицо, род, число глагола определяются по согласованию с именами существительными.
III. В школе изучаются следующие служебные части речи: предлоги, союзы и частицы.
Предлоги необходимо рассматривать с различных точек зрения:
- собственно лингвистическая: обобщение и систематизация данных языкознания о классе предлога;
- учебно- методическая: систематизация работы по изучению разделов в средней школе ( пропедевтика, собственно изучение и углубление, расширение знаний при изучении синтаксиса). Поэтому предлог следует трактовать не только как предмет морфологии, но и с точки зрения синтаксиса и стилистики.
Предлоги весьма частотны, и их употребление сопровождается своеобразными ошибками:
- ошибки в написании производных предлогов;
- неразличение предлогов и омонимичных им знаменательных слов;
- неправильная падежная форма имён, с которыми они употребляются;
- смешение предлогов- синонимов, различающихся сферой употребления;
- стилистические ошибки в употреблении предложных сочетаний;
Несоответствие между сложившейся практикой изучения предлогов и сложностью самого материала выражается в следующем:
- предлоги изучаются сугубо локально;
- система работы с предлогами не строится на синтаксическом уровне;
- нет пропедевтического изучения предлогов и их осмысление на синтаксическом уровне.
Осмысление роли предлога должно подготавливаться при изучении имён существительных, деепричастий, наречий, при изучении перехода слов из одной части речи в другую. Даже при изучении синтаксиса к ним нужно возвращаться.
Предлог и имя существительное:
На конкретных примерах перехода из одной части речи в другую нужно показать:
Пр.: в дали светлой - вдали сверкнула молния - жить вдали от гор
возлагать надежду на встречу - идти навстречу - идти на встречу с другом
(Нужно научить задавать вопросы).
Постепенное введение наиболее употребляемых отыменных предлогов:
Пр.: в виду, вследствие
Разграничение существительных и предлогов, которые от них образовались. Важную роль будет играть стилистическая соотнесённость предлогов.
Задачи:
1) выработать у учеников навыки разграничения имён существительных и отыменных предлогов;
2) научить их сознательно дифференцировать (орфографически);
3) дать первоначальное представление о стилистических ресурсах предлогов.
Эту работу следует начать с вооружения учеников надёжным инструментом сортировки языкового материала. Самый надёжный инструмент- выявление синтаксической роли слова.
Кроме этого инструмента привлекаются и другие:
- абсолютное большинство предлогов синонимично непроизводным предлогам;
- знаменательное слово может иметь определяемое его слово, чего не могут иметь предлоги;
- устранение и замена предлогов не ведёт к дефомациии предложения, в то время как аналогичная операция с существительным всегда искажает содержание.
Имена существительныеПредлоги
Отличительные свойства Примеры Отличительные свойства Примеры
- явл. частью предл.; - не явл. частью предл.
- имеют определ. слово; - не имеют;
- не могу быть опущены или - могут быть опущены или заменены;
заменены;
- всегда явл. определённой - не изменяются по
падежной формой; падежам;
- стилистически - обычно - в книжной речи,
нейтральны. часто - в офиц.- деловой.
Для усвоения лингвистического материала требуется три этапа:
1) упражнения для коллективного выполнения;
2) упражнения, требующие большой самостоятельности (в данных предложениях следует подчеркнуть имена существительные как члены предложения, а предлоги - пометить буквой «п»);
3) задания, где дети сами придумывают предложения.
Овладение знаниями о синонимии предлога. Наглядное представление о ней дала бы сводная таблица- схема (цветная), в которой не будет места для предлога без, родственному предлогу кроме. Центральное место в таблице займут предлоги в, во. Назначение таблицы: дать наглядное представление о системе взаимного сближения и отталкивания в системе предлогов. Необходимы тренировочные упражнения.
В (во) = на
В = по
На = по
На = за
С (со) = от
С = около
По = после
С = из
На этапе изучения синтаксиса эту работу необходимо начинать с разграничения понятий: « сочетание слов» (родовое понятие) и «словосочетание» (видовое понятие).
Главной задачей является подведение школьников к двум принципиально важным выводам:
1) части словосочетаний связаны только подчинительной связью;
2) предлоги возможны внутри словосочетаний только тех, которые связаны по принципу управления.
Основным приёмом является предупреждение ошибок в употреблении предлогов и беспредложных словосочетаний.
Лекция 9
Тема: Методика изучения синтаксиса и пунктуации
План
1. Место раздела в школьном курсе. Его особенности, значение, специфика изучения. Основные этапы изучения синтаксических единиц на текстовой основе.
2. Методика изучения словосочетания, простого и осложненного предложения.
3. Методика изучения синтаксиса сложного предложения.
4. Методика пунктуации (классификация знаков препинания, пунктуационное правило, принципы пунктуации, пунктуационные упражнения).
Литература:
1. Алгазина Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. – М., 1962.
2. Всеволодова М.В., Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. – М., 1982.
3. Дудников А.В. Методика грамматики в восьмилетней школе. – М., 1980.
4. Дудников А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963.
5. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 1982.
6. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
7. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова Н.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998.
8. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978.
9. Ипполитова И.А. Работа с текстом при изучении синтаксиса. / РЯШ. – 1991. - № 3. – С. 16-22.
10. Купалова А.Ю. Методика синтаксиса. – В кн.: Основы методики русского языка в 4-8 классах. – М., 1983
11. Купалова А.Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974.
12. Купалова А.Ю., Никаноров В.В. Практическая методика русского языка: 8 кл.: Книга для учителя. – М., 1992.
13. Литвинко М.Ф. Школьный курс синтаксиса: чему учить? // Русский язык и Литература:. – 1998. - № 5. – С. 20-28.
14. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. – М., 1986.
15. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.
16. Мишина К.И. Изучение грамматической основы простого предложения // РЯШ. – 1985. - № 5. – С. 45-49.
17. Рабчинская И.А. Функциональные резервы простого предложения: Учебное пособие по синтаксису. – Мн., 1994
18. Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. – М., 1962.
19. Химик В.В. Категория субъективности и ее выражение в русском языке. – Л., 1990.
20. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
21. Чернышев В.И. Азбука выразительного чтения // Избранные труды: В 2 т. – М., 1980.
22. Чеснокова Л.Д. Проблема членов предложения в теоретическом и методическом аспектах. – Таганрог, 1996.
I. Основа школьного курса синтаксиса – структурно-семантическое направление. Синтаксис – это самый высокий уровень системы языка, это фундамент, основа для развития устной и письменной речи учащихся, их мышления, способствует формированию коммуникативных умений обобщать, систематизировать, вычленять. Анализ значения и смысла предложения, его стилистических особенностей развивает речь учащихся, учит использовать синонимичные синтаксические конструкции, формирует навык построения текста, что и является конечной целью обучения. В основе большинства синтаксических категорий лежит морфологический принцип. То, что эти два раздела взаимосвязаны и взаимообусловлены, подтверждает наличие ошибок в речи учащихся. Причина состоит в слабости морфологических знаний и умений. Вторая особенность – это то, что знания по синтаксису – основа для формирования орфографической и пунктуационной грамотности. Почти все знаки препинания обусловлены строением предложения, а правила правописания тесно связаны с усвоением такого синтаксического явления, как связь слов в словосочетании и предложении. Третья особенность. Готовясь рассматривать то или иное синтаксическое явление, учитель должен предусмотреть работу по выразительному чтению. Работа над интонацией способствует повышению пунктуационной грамотности учащихся, а в некоторых случаях и определяет постановку знаков препинания. Четвертая особенность – это организация работы по развитию речи и стилистике при изучении синтаксических явлений. Например, обогащению речи учащихся способствуют упражнения на замену одной синтаксической конструкции другой, синонимичной (заменить сложное предложение с придаточной определительной частью простым предложением с обособленным определением), составление словосочетаний на заданную тему. Пятая особенность. На современном этапе пересмотру подлежат синтаксические упражнения, включающие работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся: отграничение одних синтаксических структур от других, определение структуры данной синтаксической единицы, нахождение в предложении тех или иных структурных частей, составление схем предложений, составление предложений указанной структуры и другие. Докажем это на примере использования такого методического приема, как и синтаксического практикума, решение синтаксической задачи (при изучении видов сказуемого).
Задача 1. Даны три блока.
А | Б | В |
3-4 предложения с простым глагольным сказуемым | 3-4 предложения с составным глагольным сказуемым | 3-4 предложения с составным именным сказуемым |
Назови блоки по виду сказуемого, озаглавь каждый и обозначь грамматические основы. (Предлагается 12-15 предложений).
Задача 2. Если решил первую задачу, то приступай ко второй. Распредели предложения в 3 блока, назови и обозначь грамматические основы.
Задача 3. Если справился со второй задачей, решай следующую. Перед тобой один блок по теме «Сказуемое и его виды», два других блока составь самостоятельно.
Синтаксический практикум
Задание 1. Подчеркни грамматическую основу в предложениях. Определи тип сказуемого. (Предлагается до 40 предложений).
Задание 2. Напиши сочинение на темы: «Две работы сказуемого», «Всегда ли сказуемое – глагол?» Следовательно, планируя урок по изучению по той или иной теме синтаксиса, мы должны предусмотреть: 1) повторение морфологии; 2) работу по орфографии и пунктуации; 3) работу над выразительностью речи; 4) упражнения по развитию речи учащихся и стилистике.
Системность в подходе любого объекта изучения – это важнейший признак научности. Системность курса синтаксиса обеспечивает системность научных понятий, изучаемых в школе: единица синтаксиса (словосочетание, предложение), их компоненты, главные и второстепенные члены, виды предложений по строению грамматической основы, по коммуникативной направленности и т.д.
Центральным в системе синтаксических понятий является понятие предикативности. Предикативность – это выраженная средствами языка отнесенность высказывания (определенные словоформы, их связь, интонация, порядок расположения) к действительности. Синтаксис изучается на основе линейно-ступенчатого принципа. В связи с этим курс синтаксиса в средней школе проходит 4 этапа: первый этап – начальная школа, второй этап – пропедевтический (ознакомительный, вводный), 5-й класс. Цель его - создать основу для эффективного речевого развития учащихся. Третий этап - изучение морфологии на синтаксической основе в 6-8 классе. Четвертый - систематический курс синтаксиса 9-10 класса.
Освоение синтаксических понятий проходит через следующие 4 этапа:
1. Восприятие, где анализируется предъявленный материал.
2. Осознание существенных свойств (специальные методы обучения: сообщения учителя, самостоятельный анализ теоретических сведений, беседа, самостоятельный анализ языкового материала, работа над определением понятий).
3. Запоминание реализуется в виде 2-хкратного, 3-хкратного чтения про себя определений, составление планов параграфа, таблицы, схемы.
4. Воспроизведение (устные ответы на вопросы, разработка алгоритмов, образцов рассуждений).
Методы и приемы изучения синтаксиса
1. Виды самостоятельных работ при изучении синтаксиса: самостоятельное изучение теоретического материала и выполнение учащимися упражнений; нахождение в литературных произведениях примеров на изученную тему, их анализ; решение синтаксических задач, синтаксический практикум, мотивированные ответы на вопросы, конструирование предложений разного типа.
2. Метод наблюдения и анализ языковых умений.
3. Лингвистический эксперимент.
4. Синтаксический разбор.
5. Графическая наглядность (подчеркивание, составление вертикальных и объемных схем).
Приемы.
1. Сравнение.
2. Замена. Ее виды: прямой порядок слов заменяется обратным; обстоятельство причины перенести на последнее место; полные прилагательные в позиции сказуемого заменить краткими, действительные обороты – страдательными, согласованные определения – несогласованными, два простых предложения – сложными, союзное слово «который» - другим подходящим по смыслу.
3. Распространение (расширение) предложений.
4. Исключение какой либо части.
5. Группировка и обобщение.
6. Алгоритмизация.
Коммуникативная направленность обучения русскому языку предполагает следующее положение: одновременное внимание к форме и содержанию обеспечивает только текст, следовательно, материал при изучении грамматики в целом и синтаксиса в частности должен представлять собой связный текст. Отдельные предложения допускаются как цельные осмысленные изречения (пословицы, загадки) или как отдельные мысли хорошо известного детям целого текста.
Процесс изучения синтаксических средств на текстовой основе состоит из следующих этапов: 1. Первичное ознакомление учащихся с группой или классом понятий, обладающих общими признаками, но различающимися функциональными особенностями (например, главные члены предложения). 2. Изучение структурно-семантических признаков единиц, входящих в состав данной группы (например, разные способы выделения подлежащего). 3. Обучение использованию изученных явлений в текстах, аналогичных тем, которые были проанализированы на предыдущих этапах работы (например, написание небольших фрагментов текста, аналогичных по жанру и стилю, трансформация текста, свободные и творческие диктанты, восстановление текста, составление текста по модели, плану, композиционной схеме). Таким образом, на всех этапах изучения синтаксических понятий текст становится тем дидактическим материалом, который цементирует всю работу по усвоению грамматических явлений, придает ей коммуникативную направленность, обеспечивает формирование речевых умений в условиях анализа, интерпретации, продуцировании высказываний различного характера, что соответствует принципу изучения фактов языка на текстовой основе.
II. Цель изучения пропедевтического курса – создать основу для эффективного речевого развития (6-8-й класс – изучение частей речи на синтаксической основе, 9-10-й класс – подготовка учащихся к восприятию систематического курса синтаксиса). Нужно решить следующие задачи: познакомить школьников со значением, строением, ролью в речи синтаксических единиц. Основная единица синтаксиса – предложение. Нужно сформировать представление о сочетаемостных возможностях слов разных частей речи, на основе синтаксических знаний сформировать у пятиклассника коммуникативные умения, навыки. Основа формирования коммуникативных умений, навыков – это ознакомление учащихся с особенностями употребления предложения и словосочетания разных типов с учетом условий, задач и целей общения. Следовательно, нужно предусмотреть задания на определение темы текста, составление его плана, установление признаков, создание фрагментов и целых текстов, предупреждение речевых ошибок, недочетов и т.д.
При изучении темы «Слово и словосочетание» мы должны сформировать следующие умения и навыки: определение самого понятия «словосочетание», его строение и значение, умение вычленять все словосочетания в предложении и правильно ставить вопрос, правильно строить словосочетание с учетом требований культуры речи.
Коммуникативный аспект изучения раздела требует знакомства учащихся с правилами лексической сочетаемости слов, нахождение словосочетаний указанных моделей и значений, разграничение словосочетаний одинаковой структуры, но разных по значению, сопоставление словосочетаний близких по значению, но имеющих разную структуру (яблочное повидло – повидло из яблок), сопоставление словосочетаний, имеющих разную стилистическую окраску (взобраться на гору – взобраться на вершину), подбор словосочетаний на определенную тему.
Новая для пятиклассника тема – это тема «Связь слов в словосочетании». Большое значение уделяется терминологии. Нужно записать: согласие – согласный – согласованный; выяснить их значение и сделать вывод, что общее их значение – это выражение единства, согласованности. Чтобы облегчить усвоение этих терминов, можно заострить внимание учеников на чисто формальные грамматические признаки.
Работу по словосочетаниям проводят в 9-м классе в процессе систематического изучении синтаксиса. Нужно уделять внимание случаям, когда слова в словосочетаниях выражены другими частями речи, необычными для школьников. Можно предложить «сообщения» ученикам на тему «Словосочетание – это строительный материал или строительный мусор для предложения». Ученикам необходимо выделить все слова, кроме грамматической основы, взять ее в квадратные скобки.
Осмысление лингвистической сущности предложения идет с противопоставления действительности, обозначаемой словом и предложением. Следовательно, в пятом классе мы даем понятие о предложении, характеризуем предложение по цели высказывания, рассказываем о строении простого предложения, об однородных членах предложения, о сравнительных оборотах и о сложном союзном предложении. Систематическая работа над предложением проводится в 9-10-м классе.
В систематическом курсе синтаксиса знание о простом предложении расширяется, углубляется и рассматривается в новом учебнике не только с формальной точки зрения, но и с функциональной. Учитывается смысл передаваемой коммуникативной единицы. Говоря об односоставном предложении (наиболее сложном разделе синтаксиса), нужно сопоставлять с двусоставными, поясняя принципы отличия. На первом уроке нужно предложить текст с односоставными и двусоставными предложениями. В нем нужно подчеркнуть грамматическую основу каждого предложения и назвать номер предложений, в котором один состав грамматической основы. Над подлежащим нужно надписать часть речи.
Изучая новый вид односоставных предложений, учитель должен добиваться четкого понимания его структуры и семантики. Неполные предложения надо противопоставить односоставным. В неполных предложениях субъект действий не обусловлен и не восстанавливается по грамматическим показателям, а только по смыслу или по контексту. На уровне обобщения и систематизации нужно провести ответы на вопросы, работу по таблицам; рекомендуется составить свой алгоритм по определению видов односоставного предложения. Например,
Односоставные предложения
Виды односоставных предложений | Наличие главных членов | Примеры | |
подлежащее | сказуемое | ||
Осложненное предложение
Традиционно школьники должны усвоить 10 разновидностей обособленных членов предложения: согласованные обособленные определения, определения, выраженные одиночными прилагательными или причастием, несогласованные распространенные определения, несогласованные нераспространенные определения, определения, относящиеся к личным местоимениям, нераспространенные приложения, распространенные приложения, обстоятельства, выраженные причастиями, обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Существует около 30 пунктуационных правил, которые регламентируют постановку знаков препинания в предложениях с однородными, обособленными членами предложения, вводными единицами и обращениями.
С темой «Однородные члены предложения» учащиеся уже знакомы. Познакомились в младших классах и в 5-м классе во время пропедевтического курса. В 9-м классе эти знания усложняются и дополняются новыми сведениями. Так необходимо обратить внимание на предложения, где имеются несколько рядов однородных членов, развивать умение обосновывать однородность, совершенствовать навыки правильного чтения однородных членов предложения. Изучение однородных членов связано с союзами, и целесообразно начинать тему с повторения классификации членов предложения и способов их выражения. Например, «Желтые листья медленно падали на дорожку». Ученики записывают его много раз, распространяя каждое слово, соединяя и с помощью союзов, и бессоюзно. Сложным вопросом является понимание однородных и неоднородных определений. Необходимо познакомить с условиями однородности, где вспомнить морфологию (причастия, причастные обороты, прилагательные качественные и относительные). Нужно предложить ученикам упражнения на закрепление: анализ текста, осложненное списывание, завершение предложений по началу. На уровне обобщения и систематизации, кроме упражнений из учебника, нужно выполнить работу по стилистике однородных членов, работу по предупреждению ошибок и работу по редактированию текста.
Трудной темой является тема «Обособленные члены предложения». Изучение этой темы нужно начинать с повторения сведений о причастных и деепричастных оборотах и знаках препинания при них. В ходе изучения темы отрабатываются следующие умения: умение понимать и объяснять условия обособления или необособления второстепенных членов предложения, умение видеть границы обособленных членов предложения и умение расставлять знаки препинания. Необходимо проводить уроки-практикумы с наличием следующих структурных элементов:
1. Изучение условий обособления на основе параграфа, по таблице (путем наблюдений над языковым материалом).
2. Составление опорных конспектов в виде схем, отражающих условия обособления.
Виды упражнений: объяснительное письмо, самостоятельное составление
предложений по схемам, схематический диктант, упражнение на свертывание и развертывание предложений и редактирование текста.
III. Основной метод на первом уроке по изучению сложных предложений
и их видов – это наглядный, который заключается в составлении графических синтаксических опор, отражающих все виды сложных предложений. Причем анализировать сложное предложение надо только в сопоставлении с простым. Сложное предложение – это предложение, (определение записать из учебника). Работать необходимо в тексте.
Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
сложноподчиненные сложносочиненные
При изучении сложносочиненных предложений учитель обращает внимание на главный структурный признак, то есть на связь предложений с одним из сочинительных союзов. Следовательно, в ходе анализа нескольких сложносочиненных предложений необходимо проследить, какие они вносят оттенки, для выражения каких смысловых отношений они служат, необходимо сопоставить осложненные предложения и сложносочиненные предложения. Можно предложить 2 предложения, которые были бы большими и распространенными, найти и определить количество грамматических основ.
Особое внимание при изучении сложноподчиненных предложений следует обратить на различие союзов и союзных слов. Это связано с тем, чтобы при проведении пунктуационного или синтаксического разбора учащиеся могли бы определить средство связи и использовать союз или союзное слово в качестве средства связи предложений в тексте.
Основные отличия союзов от союзных слов:
1. Союзные слова являются членами предложения, а союзы – нет.
2. При выразительном чтении логическое ударение падает на союзное слово.
3. Можно предложить школьникам схему, которая покажет, в каких
придаточных частях присутствует только союз, а в каких – союзное слово (союзные слова всегда присутствуют в придаточных определительных и придаточных обстоятельства места). Школьники должны усвоить, что придаточные определительные отвечают на вопрос «который» в качестве средства связи, в данном случае, слово «который» является союзным словом, но в качестве связи могут выступать слова «что», «чтобы». Для того, чтобы определить, союз это или союзное слово, необходимо поставить вопрос от всего предложения. При изучении сложноподчиненного предложения основные методические приемы следующие:
1. Постоянно приводить примеры из литературы.
2. Проводить полный анализ предложения (включая в ответ постановку
вопросов).
3. Самостоятельное построение предложений по схемам.
В школьной практике существуют линейные и объемные схемы.
- объемная схема |
[ сущ., (союзное слово «который»…), …]. – линейная схема
Учащиеся должны владеть умениями о построении и линейных, и объемных схем.
Изучение бессоюзного предложения дается сложно. Трудность заключается в усвоении разнообразных смысловых отношений между частями и в усвоении разных знаков препинаний, постановка которых находится в прямой зависимости от смысла предложений. Можно постоянно рекомендовать учащимся трансформировать бессоюзные предложения в союзные, где эти смысловые отношения легче определить. Типичная лингвистическая ошибка – это ошибка при ответе на вопрос: чем соединены простые предложения в составе бессоюзного. Не запятой, а интонационной смысловой связью. Поэтому для определения смысловых отношений и постановки знаков препинания нужно использовать таблицу. Рассмотрим, от чего зависит постанов