Основа слова и окончание. Как нужно членить основу слова на морфемы.

Чтобы ответить на вопрос, познакомимся с критерием Винокура. (Григорий Осипович Винокур – выдающийся ученый-языковед, одно из главных достижений которого - учение о строении русских слов.)

По этому критерию слово членится (разделяется) на морфемы, если его можно объяснить через более простое, то есть содержащее меньшее количество морфем, однокоренное слово.

Посмотрим.

Что значит существительное кроватка? Это маленькая кровать. Значит, мы с полным правом можем выделить в составе слова кроватка морфему -кроват- (корень) и морфему -к- (суффикс). Естественно, выделяем и окончание -а. Какое слово проще по составу? То, в котором меньше морфем! – кровать. Критерий Винокура сработал очень четко: более сложное по составу слово мы объяснили через более простое. Наше рассуждение можно дополнить: что значит морфема -к-? Это суффикс со значением маленький или ласковое название предмета. Сравните: щека-щечка (чередование <к> // <ч`>), морковь – морковка, машина – машинка, береза – березка и другие. А значение –к- в них одинаковое! Так что суффикс –к- живет в языке вполне самостоятельно и выделяется в словах как полноправная морфема.

Или вот прилагательные. Что значит стеклянный? Сделанный из стекла. Стекло проще по составу: корень –стекл- и окончание –о-, стеклянный же - корень + суффикс - <а>нн- + окончание –ый. Разница – в одну морфему. Помог нам критерий Винокура? Безусловно.

У глаголов – то же самое: запеть – начать петь (ср.: заголосить, закричать и др.) – более сложное мы объяснили через более простое однокоренное.

Кто-то спросит: а разве –кроват-, -стекл- нельзя еще разделить? Можно – на морфемы, на звуки. Но они-то лексического значения уже не имеют. Кратчайшая значимая часть – морфема!

Несведущий в морфемике человек может еще предложить выделить в слове кровать корень –кров- (и тогда появится суффикс –ать-): «Есть же слово кровь или кров – остаться без крова». А можем ли мы признать слова кровать – кровь – кров (жилище) однокоренными? Нет, конечно: лексическое-то значение в них совершенно разное. Просто в них встретились одинаковые буквосочетания (ложные морфемы).

При изучении данной темы наибольшее затруднение вызывает выделение нулевого окончания и разбор слова с [j] основой. С нулевым окончанием учащиеся знакомятся впервые и главная задача учителя - научить разграничивать понятие «в слове нулевое окончание» и «в слове нет и не может быть окончания». Главное, что должны усвоить школьники: все изменяемые слова имеют окончание, даже если они не обозначаются буквой, все неизменяемые слова не имеют окончаний.

Чередование звуков

Изучение этой темы имеет важное значение в дальнейшем для проведения морфемного и словообразовательного разбора. Изучение данной темы желательно начать с интересного лингвистического сообщения учителя о причинах появления в русском языке чередующихся звуков. В параграфе представлена таблица чередования, которая, на наш взгляд, должна быть дополнена чередованием полногласных и неполногласных сочетаний: оро- ра, ола-ла, оло-ле, ере-ре (ворота - привратник, короткий - краткий, холодный -прохладный, молоко - млекопитающий, дерево - древесный).

Словообразовательные упражнения условно можно разделить на 3 группы:

1. Упражнения, в которых производное слово рассматривается с точки зрения системных связей значимых частей слова.

2. Упражнения, в которых производное слово рассматривается как член словообразовательного гнезда.

3. Упражнения, в которых производное слово рассматривается как компонент словосочетания, предложения, текста.

Целевая установка упражнения первой группы:

- формирование у школьников учебно-языковых умений вычленять в производных словах значимые части, определять их значение и стилистическую окраску;

(Примерные формулировки заданий к упражнениям: распределите слово по общности значений приставок-омонимов или суффиксов-омонимов; в парах слов установить антонимические словообразовательные средства, найти слова, содержащие книжные словообразовательные средства, установить сферу применения таких слов и т. д.)

Упражнения 2-й группы предусматривают работу над словообразовательными формами по обогащению речи учащихся однокорневыми словами (из одного словообразовательного гнезда подберите слова, которые обозначают конкретные предметы, отвлеченные признаки и отвлеченные действия).

Упражнения 3-й группы сориентированы на формирование речевых, в том числе коммуникативных умений, связанных с нормативностью употребления производных слов в предложении (по родственным словам определите тему будущего текста, в портретной зарисовке замените описательные обороты сложными словами «живых» морфем).

III. Морфемный анализ предлагает полное вычленение всех «живых» морфем, из которых состоит слово.

Порядок проведения.

Задание. Разобрать слово «косточка» по составу
1. Выделение лексического и грамматического значения слова

косточка – ядрышко фрукта или

косточка – малая кость

2. Определение основы путем отбрасывания окончания. Учащимся необходимо не механически выделять основу, а логически ее обосновывать (максимально подбирать количество форм).

3. Вычленение корня, а затем других морфем. Золотым правилом морфемного членения является сопоставление максимального количества однокоренных и одноструктурных слов: вазочка – стеночка - булочка- ласточка.

Трудности морфологического анализа:

- неумение подобрать однокоренные слова к слову с историческим чередованием (укрощать – кроткий);

- отсутствие умения определять нулевое окончание и нулевой суффикс;

- отсутствие понятия о связанных корнях (войти-подойти);

- членение окончания и суффиксов с основами на [j] (лисий, боец, авария).

Словообразовательный разбор.Школьников важно научить:

1) мотивации слова, толкованию его значения.

2) установлению производной основы, принимая во внимание и историческое чередование, и усечение основ (читка – читать).

3) выделению словообразовательных аффиксов.

Лекция 7

Тема: Методика изучения орфографии в школе

План

1. Лингвистические и методические основы изучения орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографическая память и зоркость.

2. Особенности изучения орфограмм в школьном курсе.

3. Работа над орфограммой и орфографическим правилом.

4. Практические методы осмысления знаний и формирование орфографических умений. Виды словарных диктантов.

5. Повторение, обобщение и систематизация орфографического материала.

Литература:

1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М., 1987.

2. Баранов М.Т. Методика орфографии. – В кн.: Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Т.Баранова. – М., 1990. – С. 148-187.

3. Баранов М.Т., Иваницкая Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. – Киев, 1987.

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.

5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

6. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – Л., 1977.

7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М., 1982.

8. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. – РЯШ. – 2000. - № 3. – С. 3-13.

9. Основы методики русского языка в IV-VIII классах / Под ред. А.В.Текучева, М.М.Разумовской, Т.А.Ладыженской. – М., 1983. – С. 133-163.

10. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

11. Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. – М., 1980.

12. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов // РЯШ. – 2000. - № 1. – С. 32-38.

1. Орфография (греч. orfos – правильный) – правила, устанавливающие единообразие способ передачи речи на письме.

Русская орфография как система правил включает следующие разделы:

1. Правописание морфем;

2. Слитное, дефисное и раздельное написание;

3. Строчные и прописные буквы;

4. Перенос слов с одной строки на другую;

5. Графическое сокращение слов.

Каждому разделу соответствует свой набор принципов: фонематический, морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический.

В практику методики преподавания орфографии в школе прочно вошло понятие «орфограмма». Орфограмма - это написание, регулируемое каким-нибудь орфографическим правилом или определяемое в словарном порядке (тяжелый – правило; вокзал – словарь). Понятие «орфограмма» адекватно понятию «сомнительное написание» и содержание работы с ней должно отвечать своему назначению: воспитывать у учащихся привычку реагировать при письме на сомнительное написание. Это требует знания о сильной и слабой позиции фонем, способах постановки фонем в сильную позицию. Поэтому наряду со всеми остальными основным принципом орфографии является фонематический принцип: на письме буквами обозначаются фонемы (основные самостоятельные звуки). Это дает основу для формирования важного умения: видеть и выделять орфограммы до письма, а не на письме. Таким образом, для школьников этот принцип формулируется так: чтобы правильно написать слово со звуком (фонемой) в слабой позиции, надо проверить его другой фонемой этого же слова или одноморфемным словом, где звук, освобождаемый от влияния соседей, находится в сильной позиции.

По графическому способу обозначения выделяют пять видов орфограмм:

1. Орфограмма – буква: приезд;

2. Орфограмма – дефис: кто-то;

3. Орфограмма – черточка; по-ссориться;

4. Орфограмма- пробел; еще не прочитанная книга;

5. Слитность написания: неприятель.

Исходя из общего правила русской орфографии и типов орфограмм, опорными правописными умениями являются:

1. Умение видеть орфограмму и сомнительное написание на основе четких опознавательных признаков.

а) для орфограммы – буквы: слабая позиция фонемы (для гласных –безударная позиция; для согласных – перед глухой согласной на конце слова, при стечении согласных, позиция глухой перед звонкой, звонкой перед глухой), стык морфем, после шипящих и ц;

б) для орфограммы – дефиса: наличие сложных слов [диван-кровать]; наличие постфиксов –то, -либо, - нибудь, наличие префикса по-; повтор одного и того же корня;

в) для орфограммы - черточки: возможность деления слова на слоги;

г) для орфограммы - пробелов и слитного написания; наличие частицы не, бы, же; наличие слов типа зато – за то.

2. Умение решать проблему выбора правильного написания: в ходе следующих мыслительных операций:

а) определить Л.З. слова и Г.З. слова;

б) выделить морфему, в которой видится сомнительное написание, определить ее значение;

в) соотнести сомнительное написание с основным принципом русской орфографии;

г) применить общее правило русской орфографии, или поставить звук в сильную позицию, или применить частное правило, или обратиться к словарю.

Школьникам можно дать термины:

-«ф» - орфограмма (подчиняется основному закону русской орфографии);

-«у» - орфограмма (по сути подчиняющаяся основному закону русской орфографии, но регулируемая определенными условными правилами);

-«т» - орфограмма (написание, определяемое традицией).

Работа над формированием опорных правописных навыков только тогда будет эффективной, если она опирается на лингвистическую основу, т.е. на базовые знания по русскому языку (различие гласных/согласных, звонких/глухих, твердых/мягких). Умение обнаруживать орфограмму называют орфографической зоркостью, которая формируется параллельно с орфографической памятью. Ее слагаемые:

-слуховая память;

- зрительная память;

- речедвигательная память (по слоговое проговаривание);

-моторная память (многократная запись одного и того же слова).

2. Цель обучения орфографии – формирование относительной орфографической грамотности, которая предполагает умение писать слова в соответствии с изученными правилами. В учебниках по русскому языку для школ Республики Беларусь избран рассредоточено - групповой способ размещения орфографического материала: в курсе пятого класса дается представление об орфографии как системе единообразных написаний, среди которых выделяются фонетические и традиционные написания.

В курсе 6-го класса изучаются орфографические правила, связанные с осмыслением учащимися словообразовательных формантов, а также с морфологическими особенностями слов именных частей речи. В последующих классах изучаются правила, в основе которых морфологические особенности глагола и его форм, семантико-синтаксические особенности служебных частей речи. Обучение орфографии – непрерывный процесс, составляющими которого являются:

1. Создание предпосылок для подготовки учащихся к восприятию орфографии как системы единообразных написаний – развитие орфографической памяти и зоркости при изучении синтаксиса и пунктуации в 5-м классе и разделов «Язык и речь», «Текст».

2. Изучение орфографии отдельной темой в 5-м классе.

3.Изучение орфографических правил, базирующихся на морфологических особенностях и синтаксических свойствах слов знаменательных и служебных частей речи (6-8 кл.).

4. Обобщение и систематизация орфографического материала, совершенствование орфографических навыков (после изучения систематического курса морфологии в конце 8 –го кл.).

5. Попутное повторение орфографических правил, совершенствование орфографических навыков, словарно-орфографическая работа при изучении лексики, синтаксиса и пунктуации при подготовке к написанию творческих работ.

3. Организуя работу над орфограммой, исходят из учета основных линий общего психологического развития ребенка: наблюдение, мышление, практическое действие. В соответствии с эти в изучении орфограмм и орфографического правила выделяют 3 этапа:

1. Ознакомление с орфограммой:

а) ознакомлению предшествует актуализация опорных знаний, умений, навыков, которые необходимы для понимания учащимися правил, структуры орфографического действия и повышения эффективности управления им со стороны учителя;

б) мотивация учебной деятельности школьников;

в) наблюдение над специально подобранными языковыми материалами, которые записаны на доске без обозначений.

2. Осмысление орфографического правила:

а) формулировка правила сверяется с данной в учебнике, учитывается анализ структуры правила, условия, от которых зависит написание, норма, действующая при данных условиях, последовательность обнаружения изученной орфограммы;

б) усвоение и запоминание. С этой целью учащимся предлагается:

- несколько раз прочитать про себя правило, запомнить условия, при которых работает данная норма, а затем саму орфографическую норму;

- назвать условия, при которых пишется та или иная буква;

- указать орфографическую норму, действующую при данных условиях;

- затем условия и норма объединяются в формулировку орфографического правила;

в) проверка учителем степени усвоенности орфографического правила. Для этого предлагается воспроизвести изученное правило, составив схему, отражающую сущность изученной орфограммы;

г) обучение последовательности поиска орфограмм, для чего необходимо (пример для изучения темы «о, е после шипящих и Ц в суффиксах имен существительных»):ематинце 7 –го кл.);умение наавуражнениям:

а) есть ли в слове шипящие и ц перед о, е, ы, и;

б) установить, в какой части слова находится о, е;

в) определить часть речи;

г) поставить ударение;

д) сделать вывод.

3. Применение изученного правила

В основе формирования данного умения лежит указанная последовательность мыслительных операций. Формирование орфографического умения осуществляется при выполнении системы упражнений:

1 тип заданий предполагает нахождение изучаемой орфограммы в предъявляемых словах без пропущенных букв;

2 тип предусматривает нахождение изученной орфограммы среди сходных (о, е после шипящих в корне слова);

3 тип – обоснование написания букв в словах без пропуска и с пропуском;

4 тип – осложненное списывание.

4. Среди практических методов осмысления знаний и формирования орфографических умений используются:

1. Орфографический разбор, представляющий собой вид языкового анализа, который включает обнаружение в словах орфограмм, их объяснение, указание способов проверки написания. Может быть полным, когда анализу подвергаются все орфограммы, тематическим (выборочно, на определенную тему), устным и письменным. При письменном разборе используются условные обозначения, функции которых строго регламентированы. Орфограмма подчеркивается одной линией, условия выбора – двумя. В необходимых случаях выделяется значимая часть слова, в которой находится орфограмма или которая влияет на выбор написания.

Разновидностью орфографического разбора является морфемно-орфографический, который развивает орфографическую зоркость, обогащает словарный запас, тренирует ум: предлагается определить лексическое значение слова, разобрать его по составу и вставить пропущенную букву.

Для проведения письменного разбора привлекается:

1) графическое комментирование [нигде не опубликованные];

2) составление графических схем и алгоритмов. Алгоритм – развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило;

3) списывание с обоснование: далеким [даль];

4) письмо по памяти;

5) различные виды обучающих словарных диктантов:

- словарный диктант с подсказкой (орфограмма под ударением);

- словарный диктант с грамматическим заданием (записать слова парами: ветошь – пейзаж)

- словарный диктант с самопроверкой (учащиеся записывают диктант, учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться);

- словарный диктант с продолжением (ученик в столбик записывают слова, затем они проверяются, обозначаются орфограммы, далее следует самодиктант: к каждому слову дети подбирают и записывают слово с той же орфограммой: станция – конструкция);

- словарный диктант – сопоставление (ученик записывают слова и словосочетания, объясняют написание, обозначая орфограммы, после этого проводится самостоятельная работа) Преобразование текста словарного диктанта связано с изменениями написания при изменении определенных условий: неосвещенная улица – не освещенная солнцем улица);

- словарный диктант с элементами игры (превратить нарицательное существительное в собственное: синий шарик – пес Шарик);

- словарный диктант на основе загадок;

- с усложнением дидактического материала (даются слова без орфограмм, задача – изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нем появилось орфограмма: честен-честный);

- выборочный словарный диктант (из трех типов орфограмм выбрать один и выписать);

- словарный диктант с обобщением. Типы:

а) в процессе диктанта составляется таблица, на основе которой делается обобщение;

б) подчеркнуть слова, мешающие объединению всех слов в одну таблицу по общему признаку, назвать этот признак и сформулировать правило;

в) после написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по какому-то общему признаку;

- по типам или видам орфограмм;

- по местоположению орфограмм;

- по отличительным признакам.

Одним из эффективных средств обучения русского языка является орфографический словарь, к нему необходимо обращаться при малейшем затруднении.

5. Составляющие процесса автоматизации орфографического навыка учащихся следующие:

1. Знание фонемных правил, на основе которых формируется умственный механизм проверки звуков слабой позиции звуками в сильной позиции.

2. Умение использовать все анализаторы для усвоения орфографического облика слова.

3. Способность составлять модели, находить соответствующие примеры и аналогии.

Повторение изученных орфографических правил, их обобщение и систематизация осуществляется с привлечением сводных таблиц, алгоритмов на более сложном языковом материале, предусматривающем разграничение смешанных орфограмм. На этапе обобщения интерес школьников поддерживается с помощью творческих заданий:

- составить сводную таблицу;

- разработать опорные конспекты;

- подобрать текст диктанта для обобщения и систематизации указанных правил;

- составить словарный диктант по обобщаемой теме;

- выступить с учебным сообщением и т. д.

Лекция 8

Тема: Методика изучения морфологии в школе

План

1. Место раздела в общем курсе языка. Особенности изучения. Коммуникативно-деятельностный подход при изучении морфологии. Методы изучения морфологии.

2. Методика изучения самостоятельных частей речи.

3. Методика изучения служебных частей речи.

Литература:

1. Бондарко А.В. Грамматические категории и контекст. – Л., 1971. – 112 с.

2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – М., 1976. – 255 с.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. – М., 1976. – 207 с.

4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках: Книга для учащихся 5-7 классов. – М., 1991.

5. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили. 10-11 – М., 1998, 1999.

7. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М., 1996. – 163 с.

8. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – 208 с.

9. Громыко В.С. Особенности изучения русского языка в Белоруссии. – Мн., 1975. – 128 с.

10. Дедова В.А. Орфограммы в конце основ существительных среднего рода на –ие, -ье // РЯШ. – 1990. - № 4. – С. 32.

11. Дудников А.В. Методика грамматики в восьмилетней школе: Пособие для учителя. – М., 1980. – 304 с.

12. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: Пособие для учителей. – М., 1980. – 142 с.

13. Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. – М., 1974. – 318 с.

14. Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся гимназий и лицеев. – V класс. – М., 1995.

15. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.

16. Методика морфологии. – В кн.: Основы методики русского языка в 4-8 классах. – М., 1978. – С. 110-137.

17. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988. – 172 с.

18. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989. – 223 с.

19. Развитие речи на уроках морфологии: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей / Сост. Г.К.Лидман-Орлова. – М., 1979. – 176 с.

20. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М., 1996. – 90 с.

21. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. – М., 1996.

22. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка: Кн. для учителя. – М., 1988. – 126 с.

23. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс (морфологический аспект). – М., 1990. – 142 с.

24. Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии. – М., 1982.

25. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М., 1991. – 192 с.

26. Яковлева Н.И. Функционально-стилистический аспект изучения союзов в VI классе. – РЯШ. – 1987. - № 6. – С. 17-21.

I. Роль морфологии

- Изучая части речи, учащиеся постигают литературные нормы изменения и образования слов. И в соответствии с нормами учащиеся употребляют их в собственной речи, совершенствуя при этом навыки в построении предложения и связных высказываний.

- Уточняется и обогащается словарь школьников, повышается культура произношения, совершенствуются навыки выразительного чтения.

- В процессе изучения частей речи учащиеся совершают важнейший мыслительный оперативный анализ, вычленяя отдельные признаки частей речи, и учатся искать общие черты у слов одной лексико-грамматической категории.

Особенности

- Формирование у школьников умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки можно расценить как важнейшее условие для овладения литературным языком в его устной и письменной форме. Сочетая теорию с практикой, необходимо, чтобы для учителя не было самоцелью заставить учащихся заучить падежи и склонения имён существительных, а главное – показать, насколько это важно для формирования орфографических навыков, умений строить словосочетания и предложения.

- Изучение частей речи построено на основе линейно-ступенчатого принципа. Сведения о частях речи учащиеся получают в 3-4 классе и в 6-8 классе. Такое построение курса требует от учащихся учёта и организацию, тщательного повторения уже известного из начальной школы и обогащению новыми дифференциальными признаками той или иной грамматической категории.

- Изучение частей речи должно быть подготовлено всем предыдущим курсом языка, так как без знаний по фонетике школьники не смогут, например, правильно проспрягать глагол бегу, без знаний из раздела «словообразование» образовать ту или иную часть речи.

К числу основных трудностей, связанных с изучением частей речи, нужно отнести:

- смешение учащимися понятий «часть речи» и «член предложения»;

- неразличение частей речи в случае перехода слов из одной части речи в другую;

- неразличение внешне сходных форм сравнительной степени прилагательных и т. д.

Чтобы предупредить ошибки, нужно учить школьников распознавать части речи не на основе вопросов, а с учётом трёх групп свойств слова: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая функция в предложении.

В 6-м классе при изучении имени существительного необходимо предложить учащимся памятку для определения части речи:

- определи общее значение;

- определит морфологические признаки;

- определи роль в предложении;

В дальнейшем, какой бы грамматический разбор мы не взяли, учащиеся должны его выполнять с учетом принятых в лингвистике критериев определения части речи. И на начальном этапе, повторяя изученное, нужно требовать называния трёх признаков, не ограничиваясь ответом «это существительное, так как обозначает предмет».

Практические навыки учащихся, которыми они должны овладеть в процессе изучения морфологии:

- моментально узнавать данную часть речи во всех случаях, когда приходится встречаться с ней в устной и письменной речи;

- определять синтаксическую роль предложения, так как это является пропетевтикой к изучению членов предложения;

- знать, как она внутренне связана с другими частями речи, может ли переходить из одной части речи в другую;

- овладеть большим лексическим запасом для понимания, какие факты и явления она (часть речи) отражает;

- овладеть всеми правилами правописания, связанными с этой частью речи;

- применять морфологические средства языка с учётом их текстообразующей роли в собственно связных высказываний, разных по типологии и жанрово-стилистической ориентации;

Морфология в белорусской школе изучается на синтаксической основе (см. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе.- М.,1989).

В соответствии с новой концепцией языкового образования в РБ школьный курс базируется на коммуникативно-деятельностном принципе обучения, поэтому изучение морфологии этой основе предполагает:

- приобретение школьником знаний о частях речи, формах их изменения и сочетания, понимание текстообразующей роли частей речи;

- анализ смысловой стороны частей речи, тех оттенков значения, которые данные языковые явления привносят в конкретную речевую ситуацию в зависимости от изменения её условий;

- овладение комплексом конкретных опорных умений, направленных на использование слов той или иной части речи при создании и воспроизведении связных высказываний.

Одним из путей изучения морфологии на современном этапе является уместность использования текста, который может быть применён на всех этапах работы, но наиболее оптимально в качестве языкового материала для наблюдения за грамматическими особенностями и текстообразующей ролью частей речи.

Методика работы с текстом в этом случае опирается на анализ текста, который включает:

1) актуализацию сведений об основных речеведческих понятиях, изучаемых на специальных уроках развития речи;

2) собственно анализ грамматических особенностей и текстообразующей роли изучаемой части речи (см. формулу практических занятий по моделированию урока первичного усвоения);

3) работа по предупреждению орографических и пунктуационных ошибок.

Вторым путём изучения морфологии является обогащение словарного запаса школьников в связи с изучением той или иной части речи, работа по предупреждению орфоэпических и грамматических ошибок, обучение уместному и грамотному использованию данной части речи в письменных и устных высказываниях.

К методам изучения морфологии в школе мы отнесем:

a) методы изучения теории:

- формирование основного понятия «часть речи» осуществляется с привлечением информативно- рецептивного метода (учитель сообщает информацию в готовом виде, которая надлежит усвоению). Для лучшего осмысления сложного грамматического материала выписываются опорные слова-термины, анализируется содержание теоретических сведений учебника. Для облегчения их запоминания формулируются к ним вопросы, составляются таблицы, схемы.

- самостоятельная работа предполагает: членение лингвистического текста на части; самостоятельное составление вопросов к частям, свёртывание лингвистической информации до опорных слов, представление её схематично и развёртывание по опорным словам;

- эвристическая беседа (ученик отвечает на поставленный вопрос, учащиеся приходят к необходимому выводу, который уточняется по учебнику);

- наблюдение над фактами языка с привлечением не только словесных, но и наглядных методов обучения;

В основе использования методов должны лежать следующие логические операции:

- сравнение;

- установление общего и различного;

- обнаружение искомого по указанным признакам;

- классификация;

- систематизация;

б) среди практических методов обобщения знаний по морфологии являются:

- морфологический разбор;

- морфологические упражнения.

2. Имя существительное

Какое значение здесь имеет предмет?

Пр.: синь- синий- синеть

пятёрка- пять- пятый

Каждое существительное относится к определённому роду. И поэтому значение этих слов можно было бы узнать, если бы глагол, числительное, местоимение не изменялись по родам.

Школьники путают существительные женского рода и мужского рода, обозначающих лиц по профессии.

Пр.: Витя большой неряха жил

Дуня большая неряха жила

Род имён существительных.

Почему слово «стол» мужского рода? Что в нем мужского?

Особенно важным является согласование мужского и женского рода, например, в слове врач. Практический метод с использованием морфологических упражнений:

- определить род данного существительного, включая их в состав словосочетаний с именем прилагательным:

Пр.: мозоль, депо, кофе, шоссе, сирота, США и др.

- перевести следующие слова в разряд существительных, включая их в состав словосочетаний с прилагательными. Могут ли они изменяться по родам?

Пр.: большой человек, былое счастье и др.

- допишите окончание в словах данного предложения. Расскажите о согласовании слов общего рода. Составьте по образцу предложение со следующими словами…:

Пр.: В кабинет вошла (ёл) врач Иванова.

Число имён существительных.

В качестве домашнего задания можно предложить следующую работу:

- посетите продовольственный магазин и потом запишите, что вы купили в молочном отделе, в бакалейном отделе. Затем определите род, число и падеж записанных существительных, измените их число и посмотрите, что меняется:

Пр.: хлеб - хлеба и др.

Выполняя упражнение, школьники должны пользоваться словарём.

- посмотрите, одинаково ли значение слов в парах и составьте с ними словосочетания:

Пр.: образы - образа, клоки - клочья и др.

Склонение имён существительных, падежные окончания.

Склонение - не падежные формы, выписанные столбиком, а система окончаний, которые приобретает слово при изменении.

Школьникам необходимо разграничивать окончания 1, 2 или 3 склонения с -е, -и и существительные, оканчивающиеся на на -ий, -ие, -ия.

Нужно выполнять частичный фонетический разбор слова:

Пр.: Софья – София (-ья (Пр.п.)= -ии (Пр.п.))

Искл.: на острие, в забытьи

Безударные гласные окончания (БГО):

- для имён существительных проверяй опорным написанием:

1 скл.: стена, земля

2 скл.: стол, окно

3 скл: степь

- для имён прилагательных проверяй опорным написанием, задавая вопрос какой?

- для глаголов:

1 спр.: грызть

2 спр.: грозить

Наши рекомендации