Методы исследования в методике

В методике, как и в других науках, достоверность выводов и надежность рекомендаций обеспечиваются методами исследования. В их основе лежит диалектика, определяющая методологию науки (методология – учение о методах познания и преобразования действительности).

Трудность исследований в методике русского языка, как и в педагогике, состоит в том, что сам исследуемый предмет, как правило, не удается вычленить из многогранных связей и влияний и взять его в чистом виде. Влияние побочных факторов бывает очень сильно и нередко искажает результаты исследования.

Научные исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные: первые имеют цель открыть закономерности обучения языку и речевого развития, решить общие теоретические вопросы методики (например, определить методы обучения правописанию); вторые направлены на выяснение практических вопросов (эффективность новых приемов и методов обучения, новых учебников и т. п.). В методике используются такие методы исследования, как эксперимент, изучение истории школы и методических учений, теоретический анализ литературы по методике в смежных областях, анализ самого предмета обучения – языка – в учебных целях, моделирование учебно-воспитательного процесса и его элементов, диагностика и прогнозирование трудностей в обучении, исследование уровней речевого развития учащихся как в среднем, так и индивидуально.

Методику обогащает также изучение опыта работы школы и лучших учителей. В опыте школ рождаются новые методические приемы, их системы и сочетания; передовые учителя показывают высокое мастерство воспитания. Изучению обобщению и распространению передового опыта служат конференции учителей, публикации в журналах, газетах, сборниках.

Велика роль исследований деятельности учащихся: их речи, устной и письменной, теоретических знаний и умений их применять, допускаемых ошибок и их причин. Для этой цели применяется методика «срезов» - письменных работ, тестирование, анкетирование, беседы и интервью. Немало интересных данных можно получить, анализируя документацию – тетради учащихся: выполнение упражнений, сочинения, списывание; все это поддается количественной обработке, позволяет применить статистические методики обобщения материалов анализа.

Лекция 2

Тема: Общие вопросы методики преподавания русского языка в школе. Структура школьного курса. Методы обучения русскому языку

План 1. Русский язык как учебный предмет в школе (специфика, содержание, структура)

2. Основные компоненты учебного комплекса по русскому языку

3. Принципы, методы, приемы обучения русскому языку

Литература:

1. Программа средней школы по русскому языку, 1998 г.

2. Учебники 5, 6, 7, 8, 9 кл. (под ред. П.П.Шубы)

3. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1984

Русский язык справедливо относится к числу ведущих предметов в школе, что получает свое отражение, в частности, в учебном плане. Кроме того, язык является не только предметом изучения сам по себе (так как мы изучаем большой фактический языковой материал), но и средством обучения всем другим дисциплинам в школе, это значит, что с помощью языка школьники осознают основные идеи и положения все других наук. Значит, спецификой русского языка как учебного предмета является то, что:

1) он предмет изучения и средство обучения другим дисциплинам (математика, химия, история и др.);

2) учащиеся с раннего детства практически владеют русским языком, которому они научились в процессе общения с окружающими, а школа обязана развивать и совершенствовать сложившиеся навыки, добиваться осознания того, что было усвоено стихийно.

Задача преподавания русского языка в школе одна единственная: подготовить вполне грамотных людей (в широком смысле этого слова).

«Программа» определяет следующие задачи:

- овладеть основными сведениями о языке и речи; сформировать лингвистическое мировоззрение;

- сформировать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие эффективное речевое общение в разных сферах деятельности;

- сформировать культуру устной и письменной речи на основе усвоения ими орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных норм русского литературного языка;

- оптимально использовать язык в разных видах речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо);

- развить языковое чутье и овладеть речевым этикетом.

С этой целью учитель-словесник должен:

1) научить школьников содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме, для чего вооружить их знаниями из области грамматики, а также умениями пользоваться этими знаниями в речевой практике;

2) развивать творческие силы учащихся, их познавательные способности, навыки самостоятельной работы, способствовать повышению уровня общего развития учащихся, уровень их общей культуры.

Обращаю ваше особое внимание на эти 2 основные цели обучения русскому языку. Готовясь к каждому уроку, вы будете обязаны для себя определять и записывать в план-конспект урока 2 основные цели каждого урока (1 – познавательная (= учебная, обучающая), 2- развивающая).

Эти цели являются не отвлеченными, не абстрактными, а исходят из:

1) общих целей обучения с

2) учетом специфики того материала,

3) который требует для овладения знаниями, умениями и навыками программа.

Самое трудное для учителя - формулировка целей. Без глубоко осознанных целей немыслим эффективный урок. Правильно поставленные цели предполагают, предвидят результаты урока. Цель урока в значительной мере определяет тип урока, его формы, дидактические средства. Любое действие на уроке направлено на достижение конкретной, продуманной цели.

Выделяются 2 основные познавательные цели обучения русскому языку:

1) формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

2) вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция).

Основными компонентами научно-лингвистического мировоззрения являются следующие его структурные элементы:

1) роль языка в жизни общества и причины его появления; формы существования языка (специфические приемы для осуществления этой цели: часть сведений сообщается учащимся на первых уроках во всех классах, попутно воспроизводятся при изучении грамматического материала. В результате такой работы идея о коммуникативной роли языка постоянно находится в поле зрения). Для закрепления полученных знаний используйте упражнения следующих видов:

1. подбор высказываний о роли языка выдающихся ученых и писателей;

2. подбор доказательств, определяющих преимущества языка перед другими средствами общения;

3. определение основной мысли текста на тему о языке;

4. подбор пословиц о языке, фразеологизмов (напр., Язык до Киева доведет);

5. написание сочинений о языке.

2) развитие языка (программный материал каждого класса позволяет сообщить ученикам несложные сведения об изменениях, происходивших в языке в прошлом. Например, занимаясь морфемным составом слова, целесообразно показать изменения, происшедшие в структуре многих слов, которые стали нечленимыми: румяный, сугроб, салазки, шапка, щетка. Такие наблюдения полезно проводить при изучении числительных (две на десяте – двенадцать), наречий (в дребезги - вдребезги), служебных частей речи). Виды упражнений:

а) сравнение древних и современных текстов;

б) анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений;

в) работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.

3) системность языка (достаточно познакомить школьников со следующими сведениями: язык состоит из единиц, на которые он членится; единицы языка служат строевыми элементами для единиц высшего порядка (звуки – для морфем и слов, слова – для словосочетаний и предложений, предложения – для текста); от специфики единиц низшего уровня нередко зависит функционирование единиц высшего; единицы языка имеют свои правила сочетаемости с единицами высшего уровня. Виды упражнений:

а) составление таблиц;

б) установление зависимости словообразования, формообразования и сочетаемости слов от лексического значения;

в) нахождение и исправление в работах ошибок, нарушающих нормы.

4) многообразие и равноправие языков мира;

5) место русского языка среди других языков;

6) современные функции русского языка.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Для этого в программу включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых связано со знаниями о языке.

Развивающие цели предполагают формирование логического мышления в процессе овладения знаниями о русском языке в следующих умениях: выделение главного в языковом явлении; установление сходства и различия между языковыми явлениями; группировка, классификация языковых явлений; формирование обобщающих выводов; установление истинности/ложности тех или иных утверждений; обучение учащихся самостоятельному пополнению знаний и самоконтроль в пользовании языком; развитие языковой зоркости, т. е. целенаправленное внимание ко всем сторонам текста – фонетической, семантической, грамматической и стилистической. Различаются 2 стороны языкового чутья школьников: чутье нормы и чутье стиля. Чутье нормы включает фонетическое, лексико-семантическое и грамматическое. Чутье стиля – чутье сферы употребления языка, темы и жанра, от которого зависит выбор языковых средств.

Кроме того, хочется отметить и еще одну цель, определяемую в учебной программе – практические умения. Учитель, вводя какое-либо понятие, рассматривая то или иное языковое явление, должен опираться на процесс усвоения и познания с двух точек зрения: теоретическую и практическую. С первой понятно – вы обогащаете речь школьников лингвистической терминологией, даете научно обоснованные факты о развитии языка, о его особенностях. А практически заключается в том, как рассматривать языковые явления. Например, изучая раздел «Фонетика» в 5м классе, вы не только сообщаете сведения об образовании звуков, даете их характеристику, но показываете связь фонетики с графикой, орфографией, помогаете школьнику понять, насколько важно уметь анализировать звуко-буквенный состав слова для овладения орфоэпическими и орфографическими нормами.

Систематический курс языка в среднем звене школы начинается с 5го класса. Школьники с V по IX кл. изучают грамматику, основы правописания, стилистику, культуру речи, а также овладевают определенными коммуникативными знаниями и умениями. Более подробно о структуре курса в школе останавливаться не будем, т. к. на 2м практическом задании мы будем об этом говорить.

Сегодня в лекции остановимся лишь на некоторых положениях. В изложении материала авторы учебных пособий придерживаются системно-описательного принципа, а в расположении учебного материала учитывают линейно-опережающий принцип. Эти принципы предполагают синтез старого и нового, обогащение и обновление (на каждой ступени обучения) знаний о языке новыми сведениями, уточняющими отдельные положения.

В V кл. – I пол. – «Язык и речь» – это уроки развития речи

«Текст»

II пол. – фонетика

- лексика

- орфография

(впервые изучается отдельным разделом)

- пропедевтический (опережающий, ознакомительный, вводный)

- курс синтаксиса (словосочетание, связь слов, простое и сложное предложение, нераспространенное и распространенное, второстепенное, осложнение (вводные слова, обращение, сравнительный оборот), сложное предложение)

VI кл. – уроки развития речи («Текст»)

- словообразование, состав слова

- морфология (до глагола)

VII кл. – уроки развития речи («Текст»)

- глагол, глагольные формы

- наречие

VIII кл.- уроки развития речи «Текст»

- служебные части речи

- орфография (обобщение и систематизация)

IX кл. – уроки развития речи («Текст»)

- синтаксис словосочетания и простого предложения

(в т. ч. и осложненного)

X кл. – уроки развития речи («Текст»)

- синтаксис сложного предложения

- чужая речь

Спецификой изучения русского языка в РБ является то, что при обучении русскому языку объединяются 2 подхода:

1) традиционный (системно-описательный)

2) новый (коммуникативно-деятельностный)

С V-го класса – текстотворчество (сказка, басня, загадка, рассказ о событии,

научное сообщение, поздравительная речь, рассказ в рассказе, путевые заметки)

Заговорив о программе и учебниках, мы подошли к следующему методологическому понятию – «учебный комплекс».

Русский язык, как и любой учебный предмет, имеет свои средства обучения (= учебный комплекс).

Каковы же компоненты учебного комплекса по русскому языку.

1. Программа – основной документ, где определяется содержание и объем знаний и навыков по русскому языку. В ней указывается порядок, в котором должен проходиться этот курс, взаимосвязность разделов. Указывается количество часов. Выполнение программы – обязанность каждого учителя.

2. Стандарты (лингвистическая и коммуникативная компетенция)

3. Учебник, который справедливо рассматривается как источник знаний и основное пособие для учащихся. Успех обучения во многом зависит от того, как учитель научит ребят пользоваться этим учебным пособием и насколько грамотно он может сам им пользоваться. Что же мы понимаем под грамотной работой учителя с учебником?

Готовясь к любому уроку, учитель должен произвести логико-структурный анализ школьного учебника, а именно: 1) содержание и способ подачи теоретического материала; 2) содержание практической части параграфа, т. е. упражнений.

Для осуществления 1) надо проанализировать:

а) доступно ли изложен теоретический материал, можно ли его дать для самостоятельного изучения или самому объяснять;

б) удачны ли примеры, материал для наблюдений, может, основываясь на этом материале, подвести учащихся к самостоятельной формулировке правил; или материал сложен, и надо на доске при объяснении записать дополнительные примеры;

в) устраивают ли все формулировки правила, может, хотите упростить, предложив алгоритм, орфографическую опору, инструкцию, как правилом пользоваться.

Для анализа второго положения надо проанализировать:

а) какие упражнения предлагаются для заданий по узнаванию материала; что выполнять всем вместе, что дать учащимся для индивидуальной работы;

б) что выполнять в классе, что дома, что устно, что письменно, т. е. упражнения для отработки навыка;

в) как расположить материал, чтобы избежать перегрузки;

г) доступен ли материал в учебнике, или использовать дидактический материал.

4. Пособия, дополняющие учебники:

- Серия книг «Библиотека учителя-словесника».

- Методические указания к учебникам.

- Лингвистическая и методическая Литература: для учителей по отдельным темам, в т. ч. специализированные журналы.

- Книги для учащихся.

- Комплект наглядных пособий (бабл, аудио- и видеоприложения, карты и т. д.).

- Литература: справочного характера (словари, энциклопедии).

- ТСО.

И главное, каждый компонент учебного комплекса должен

- уместно

- оптимально

- а главное, в соответствии с целями урока работать.

Наши рекомендации