Анализ содержания темы «Текст» по учебникам М.С. Соловейчик и Т.Г. Рамзаевой.
Содержание темы «Текст» по учебникам «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик для 1 класса сводится к следующему. Традиционно одним из направлений работы в период обучения грамоте, как и на всех уроках русского языка, является развитие у детей умений, необходимых для понимания и создания текстов, текстовых умений, или, как их всегда принято называть, умений связной речи. Определения на этом этапе не даются. Все виды работы с предложением, текстом преследуют одну цель: пробудить присущее человеку от природы чувство языка, помочь маленькому школьнику «заметить» язык, которым он в определённой степени уже владеет.
В учебнике же «Русский язык» для 1 класса Т.Г. Рамзаева выделяет тему «Слово. Предложение. Текст», где она предлагает пропедевтическую работу. Учащиеся на эмпирическом уровне усваивают, что такое текст (то есть рассказ). Им даются определённые пропедевтические знания, чтобы дети могли отличить текст от двух предложений, не связанных между собой по смыслу. Хотя текст- это понятие, а у понятия есть признаки, но признаки текста не рассматриваются. После нескольких выполненных заданий учащимся сначала даётся такое понимание текста: текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. И только в самом конце темы приходят к выводу, что такое текст: текст- два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. Таким образом, учащиеся на эмпирическом уровне работают с текстом.
Во 2-ом классе по учебникам Соловейчик сначала происходит знакомство с предложением как коммуникативной единицей, с построением и использованием предложений разных видов органично переходит в обучение созданию текста. Учащиеся выводят определение понятия текст. Это определение существенно отличается от определения понятия текст по учебникам Рамзаевой. Сравним эти два понятия. По учебнику Соловейчик: несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом. По учебнику Рамзаевой: текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу ( по какому смыслу совершенно не понятно, определения этому Рамзаева не даёт).
Уже на первых уроках во втором классе по учебникам Соловейчик должны сложиться представления детей об отличиях текста от предложения (есть развитие мысли, а потому несколько предложений) и от набора предложений( в тексте говорится об одном и том же, раскрывается общая мысль).
Также во втором классе предлагается познакомить учащихся с главными признаками текста: темой и главной мыслью( вводятся понятия и сообщается или выводятся термины), научить школьников пользоваться ими, когда они обдумывают содержание текста и его озаглавливают. Задачи урока «Как сделать текст хорошим?»: 1) помочь понять взаимосвязь заголовка текста и его темы и (или) главной мысли, а также заглавия и каждого из предложений текста; 2) выявить требования к хорошему тексту и начать обучение редактированию содержания связных высказываний. Уточняется содержание и порядок процесса обдумывания текста при его создании, привлекается внимание к строению текста, к роли первого и последнего предложений. На уроках вводятся две новые памятки: "«Как обдумывать свой текст?», « Как сделать текст лучше?».
Т.Г. Рамзаева использует другой подход к изучению темы « Текст» во втором классе. Учащиеся во 2 классе практически в процессе составления текста на определённую тему знакомятся с его особенностями. Объём знаний о тексте элементарный, но достаточный для распознавания текста среди других речевых единиц, для использования в речевой практике разных видов текстов: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, для осознанного структурирования текста в зависимости от его вида.
Определение понятия текст не расширяется и не уточняется. Признаки текста также не вводятся. Зато вводятся типы текста (типы речи). Определения этих типов речи не вводятся, учащиеся должны их определять по вопросам: текст-сообщение – что произошло?; текст-описание – какой? какая?; текст-рассуждение – почему? После изучения темы «Предложение и текст», учащиеся должны уметь:1) отличить текст от набора отдельных предложений; 2) разделить чёткий по структуре текст-повествование в 30-40 слов на части; 3) озаглавить текст, опираясь на то, о чём в нём говорится.
В отличие от Рамзаевой Марина Сергеевна Соловейчик предлагает вводить типы текста (типы речи) в третьем классе. В течение года при изучении частей речи учащиеся сначала практически осваивают особенности построения текстов разных типовых значений. Уроки «Оцениваем, описываем, повествуем» посвящены знакомству с актуальными для школьников типами речи, а именно: когда мы хотим сказать о действиях предмета, которые выполняются один за другим, мы создаём повествование; когда говорим о признаках предмета, то создаём описание предмета; когда хотим коротко высказать своё мнение о предмете, то обычно строим предложение со значением оценки. Чтобы у учащихся не возникло путаницы в определении текста-повествования и текста-описания, в учебнике авторами представлены важные сведения, советы, такие как: чтобы снять на плёнку текст-повествование, оператору нужно сделать несколько кадров – столько, сколько действий совершается одно за другим. Текст-описание можно передать в одном кадре, сняв все признаки предмета одновременно. Мнение о предмете, его оценку на плёнку снять нельзя.
Как было сказано ранее, Соловейчик вводит тип речи – оценку действительности, который в обычно принятый школьный набор не входит. Она объясняет это так: « Эти высказывания чаще всего составляют 1-2 предложения, имеют особую лексику и специфическую структуру. Учащимся нередко приходится, в том числе и при написании сочинений, выражать своё отношение к чему-либо, но языковых средств у них недостаточно. Кроме того, очень часто именно предложения со значением оценки заключают в себе главную мысль текста. В ходе специальной работы возможно обогащение детского речевого опыта».[21, С.107]
Все названные типы речи предлагается вводить одновременно, считая, что в сопоставлении детям легче понять специфику каждого. Информация не подлежит заучиванию – она будет осваиваться постепенно в ходе последующей работы.
У Рамзаевой же в третьем классе учащиеся специально изучая тему «Текст», сориентированную на выяснение (на начальном уровне) существенных признаков текста как единицы речи, узнают (и это только в третьем классе!), что такое тема текста. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Также повторяют типы речи. Но непонятно, почему учащиеся повторяют их после разных тем. Так, например, текст-повествование после темы « Разделительный твёрдый знак»; текст-описание после темы «Имена прилагательные»; текст-рассуждение после темы «Глагол». В сравнении во вторым классом, в третьем классе даются определения типов текста.
В 4-ом классе Соловейчик выделяет раздел «Размышляем, рассказываем, сочиняем», цель которого – потренировать школьников в применении приобретённых речевых умений, помочь накопить опыт создания письменных высказываний разных жанров. В центре находится весь комплекс текстовых умений.
Уроки в теме «Предложение и текст» посвящены предложению, но здесь обобщаются многочисленные наблюдения за тем, как следует строить предложение при включении его в текст.
Учащиеся знакомятся с типом речи рассуждением, так как это понятие достаточно сложное как по структуре предложений, так и по характеру используемых языковых средств.
По учебнику Рамзаевой «Русский язык» для 4-ого класса учащиеся повторяют, что такое тема; узнают, что такое основная мысль, что значит озаглавить текст, как составить план текста. Закрепления полученных знаний о типах речи, о теме, о главной мысли в конце года не происходит.
Методика работы с текстом