Глава 1. изменение лексического значения слова

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.. 6

1.1 Соотношение языка и речи. 6

1.2 Понятие лексемы.. 7

1.3 Языковое значение. 8

1.4 Трансформация значения слова. 10

1.5 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) 11

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА КВИНТЭССЕНЦИЯ.. 13

2.1 Словарное и реальное значение. 13

2.2 Опросы с обращением к ментальному лексикону. 20

2.2.1 Описание опроса ( выбор из предложенных вариантов) 21

2.2.2 Результаты опроса ( выбор из предложенных вариантов) 22

2.2.3 Описание опроса (написание своих вариантов в пропуск) 26

2.2.4 Результаты опроса (написание своих вариантов в пропуск) 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ.. 31

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ.. 31

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку язык является неотъемлемым средством коммуникации между людьми или группами людей изменения в обществе неизбежно влекут за собой изменения в языке.

Наиболее остро на изменения общественной жизни реагирует словарный состав языка. Именно поэтому его можно назвать очень подвижным. Известный лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ писал: "Нет неподвижности в языке. В языке, как и вообще в природе, все живет, все движется, все изменяется". (Бодуэн де Куртенэ 1963: 349). В настоящее время проводится большое количество исследований, которые затрагивают практически все изменения в лексическом составе: заимствования, появление неологизмов и окказионализмов, возникновение метафоры и метонимии; но особый интерес лингвисты проявляют к изучению трансформации лексического значения слова.

У исследований есть три назначения. Первое – удовлетворение интереса людей. Разные слова интересуют с разных аспектов. Так, например слово машина интересует лингвистов с точки зрения культуры и быта, ведь машиной обозначались и поезда, и автомобили, и даже простое колесо. Другие слова интересуют своей лингвистической стороной. Это такие слова как кануть. (Добрушина 2016) Как пишет автор книги «Два века в двадцати словах» Н.Р. Добрушина: «Они дают возможность отследить сложный процесс трансформации значения — как развивается метафора, как идиоматическое сочетание передает свой смысл исходному глаголу, полностью модифицируя его значение» (Добрушина 2016). Вторым же назначением является тот факт, что во время изучения художественной культуры определенного времени важно иметь представление о том, как употреблялось слово в то время. Такими исследованиями занимался, например, советский филолог Пеньковский А.Б., который анализировал тексты русской литературы, внимательно приглядываясь к значению слов. Последнее назначение – знание того, когда использовалось то или иное значение слова делает работу с текстами намного легче. Иногда очень важно определить «возраст» значения слова, ведь это может повлиять на весь текст в целом. (Добрушина 2016)

Специфика современных исследований заключается в использовании материала, взятого из электронных языков корпусов, что позволяет привлечь большой объем данных. С помощью таких корпусов на современном этапе развития лингвистики можно беспрепятственно получить доступ к текстам устной и письменной речи.

Ключевой вопрос проведенного исследования: «С какими значениями на самом деле употребляется слово "квинтэссенция" в текстах русского языка?»

Цель данного исследования - выявить реальные значения слова квинтэссенция в текстах русского языка

Гипотеза исследования – слово квинтэссенция приобрело новые значения, которые не были зафиксированы в словарях

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

• Создан корпус материала исследования;

• Собраны и проанализированы словарные данные определения слова квинтэссенция;

• Проанализированы примеры употребления слова квинтэссенция из НКРЯ;

• Произведена классификация Употребления слова квинтэссенция в соответствии с предполагаемым значением;

• Соотнесены словарные и реальные значения;

• Проанализированы изменения в употреблении слова квинтэссенция с точки зрения хронологии;

• Проведен пилотный психолингвистический эксперимент.

Материалом исследования послужили:

• Словарные статьи;

• 286 контекстов, включающие в себя слово квинтэссенция, из основного подкорпуса НКРЯ.

В ходе работы были использованы следующие методы:

• описательный;

• метод контекстного анализа;

• сопоставительный.

Соотношение языка и речи

Все время, используя устную и письменную речь, люди абсолютно не задумываются над тем, каково же реальное строение литературного языка. Для обычных людей это просто средство, с помощью которого происходит коммуникация с другими людьми. Многие лингвисты рассматривают язык как систему. В. фон Гумбольдт говорил о том, что каждый из нас использует язык, чтобы передать свою мысль другому индивиду, то есть язык нам «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс». (Гумбольт 1984: 69) Речь же в свою очередь делает возможным «разомкнуть» разум человека для различный воздействий, позволяя другим людям включится в процесс общения, общей деятельности человека, отношений между ними. Тем самым, только благодаря речи сознание одного индивида становится ясным и понятным для другого. (http://tapemark.narod.ru/) Самым первым в языкознании понятия «речь» и «язык» разделил Фердинанд де Соссюр. Язык по Соссюру «не есть функция говорящего субъекта, он — продукт, пассивно регистрируемый индивидом». (Соссюр 1999: 22) А «речь есть индивидуальный акт воли и разума». (Соссюр 1999: 22) Лингвист подчеркивает, что «оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку». (Соссюр 1999: 26).

Сейчас основное внимание лингвистов сосредоточено на изучении речи. Ведь эта тема интереса тем, что понятие речи рассматривается как бытовое использование языка, то есть в центре внимания оказывается уже нестабильная система, а система, которая все время изменяется. (Плунгян 2008) В речи слово способно все время изменяться, приобретать разнообразные оттенки употребления. Многие исследования показывают, что современный язык с точки зрения разговорной речи имеет большое различие с академическим текстом. Появляются новые значения, способы сочетания лексических единиц, неологизмы и окказионализмы. (Осьмак 2014: 4-6) Подводя итог, можно привести цитату В.А. Плунгяна о том, что «отчетливая смена теоретических приоритетов — с переходом от “системы[1]” к “узусу[2]” и от “языка” к “речи”»— одна из основных черт современной лингвистики и модели восприятия языка». (Плунгян 2008: 8) Переход от изучения системы к изучению узуса говорит о том, что теперь внимание лингвистов сосредоточено на исследовании того, что на самом деле используется в письменной и устной речи.

Понятие лексемы

Языковая система, как известно, включает в себя несколько уровней, таких как морфологический, фонетический, лексический и т.д.. Центральным элементом лексического уровня является лексема. Лексема – это слово, которое рассматривается как единица словарного состава языка. В системе языка лексема рассматривается как абстрактная единица, если мы говорим о слове, при этом отвлекаясь от его грамматических видоизменений (отдельных словоформ). В речи же «лексема» является отдельным словом. Из этого следует, что когда мы говорим о системе языка, мы с большой вероятностью употребим слово «лексема», а когда о речи, то понятие «слово». (Булыгина 1977, Крылов 1984) Именно слово является одним из основных элементов системы языка и речи. Слово – это самостоятельная единица языка, с помощью которой называют предметы, отношений, их свойств и т.д., имеющая совокупность грамматических, фонетических и семантических признаков (В. Г. Гак). Иначе, слово всегда осмысленно, то есть имеет определенное значение. Иначе - "Словами являются звуки речи в их значениях" (Фортунатов 1956: 172) как говорил Фортунатов Ф.Ф. Значение - важнейшая особенность, но что это такое и какова его природа – те вопросы, на которые исследователи до сих пор не могут дать определенного ответа. Можно сказать, что значение слова – это тот смысл, который вкладывают в данное слово или понятие все люди, которые его употребляют.

Языковое значение

Сам термин «значение» отличается своей разнообразностью и широтой понимания. Как отмечал русский литературовед и языковед В.В. Виноградов значение - «те воплощенные в звуковой комплекс слова элементы мысли или мышления, которые прикрываются общим именем». (Виноградов 1972: 9-45)

Изучением процесса создания смысла того или иного слова занимается наука «семантика», которая получила свое название от греческого слова semantikos – «обозначающий». Семантика как один из разделов лингвистики отвечает на вопрос каким образом человек, зная слова и грамматические правила, способен передать с их помощью информацию о мире, как о внешнем, так и о внутреннем. Советский и российский лингвист В.Б. Касевич писал, что «семантика пронизывают всю систему языка, коль скоро язык предназначен именно для коммуникации смыслов (значений), и все его единицы либо наделены значением, либо обслуживают значимые элементы». (Касевич 1988: 696)

В лингвистической семантике слово «значение» употребляется как в широком, так и в узком смысле. Понять это различие можно только лишь с помощью примеров. (http://www.krugosvet.ru/) ЕСТЬ АВТОР У СТАТЬИ?? ЕСЛИ ДА, ТО ССЫЛКА НА НЕГО, ЕСЛИ НЕТ, ТО НАЗВАНИЕ СТАТЬИ ДАЕШЬ ПРОБЕЛ И ГОД ОБРАЩЕНИЯ

В узком смысле значение слова определяет лишь то, что данное слово означает. Более того, значением слова в этом смысле означают не его образ в материальном или духовном мире, а скорее отражение этого слова в сознании человека, его свойств, качеств. Так, если мы рассматриваем значение слова «табурет» в узком смысле, то мы выделяем это слово среди общей родовой категории «скамеек» по средством двух черт: «для одного человека» и «сидение без спинки». Толкование слова в толковом словаре происходит на основе выделения общих черт с ближайшей родословной категорией и отличительных черт. Вот, например, слово «табурет» в Словаре русского языка С.И. Ожегова имеет такое значение – “род скамейки с квадратным или круглым жестким сиденьем без спинки”. (Ожегов 1987)

Широкий же смысл отражает всю информацию, которую несет в себе то или иное слово. Причем все разнообразие такой информации тоже называют значениями, но при этом добавляя уточняющие определения. Можно разобрать пример по аналогии с примером из статьи «Значение» Энциклопедии Кругосвет (http://www.krugosvet.ru/). При широком понимании в значение слова «табурет» в русском языке входит не только информация об определенном классе предметов, называемая «лексическим значением», но и информация о грамматических особенностях данного слова, как например слова «табурет» согласуется с другими словами как существительное мужского рода.

Слово - основная единица языка. Из слов мы составляем предложения и словосочетания, с помощью которых каждый день мы общаемся с другими людьми. Именно из таких слов образуется словарный состав языка (лексика). Среди всех слов есть такие, которые объединяются в основной словарный фонд. Эти слова являются «основой», «ядром» языка. Словарный фонд размером меньше чем словарный состав языка, но именно он существует на протяжении многих веков и образует основу для новых слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования, которые проводятся с обращением к языковым или речевым корпусам, посвящены огромному спектру лингвистических проблем. Все корпуса различаются: существуют те, которые содержат в себе лишь письменную речь (ХАНКО), есть те, которые лишь устную (ЗКРЯ), а также те, которые содержат в себе тексты как устной, так и письменной форм речи (НКРЯ). Данное исследование можно поставить в ряд с теми, которые проводятся на базе Национального Корпуса Языка.

В работе рассматривались значения слова квинтэссенция в письменной речи. Было выявлено, что лишь три значения закреплены в словарях: 1) основа, сама сущность/ суть чего- либо; 2) эфир, пятый элемент; 3) эссенция, основная сущность вещей. В ходе настоящего исследования было обнаружено, что данное слово имеет также значения, НЕ ЗАФИКСИРОВАННЫЕ В СЛОВАРЯХ: 1) концентрация; 2) высшая степень; 3) объединение; 4) центр; 5) субстанция; 6) темная материя; 7) эссенция. Именно эти данные еще раз доказывают нашу гипотезу о том, что появились новые значения, которые не были ранее зафиксированы в словарях. Именно этим данное исследование имеет огромную ценность как для лингвистов, так и для обычных людей.

Проведенный психолингвистический опрос по установлению значения слова квинтэссенция и выявлению его популярности употребления показал, что практически все значения, которые были установлены в ХОДЕ анализа контекстов, были определены респондентами точно ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, ЧТО СОВПАЛИ. В тоже время, при анализе частоты употребления слова квинтэссенция среди респондентов было выявлено, что слово употребляется, но крайне РЕДКО.

ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодуэн де Куртенэ И. А. Лингвистическая концепция. 1963

2. Булыгина Т. В., Проблемы теории морфологических моделей, М., 1977.

3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977.

4. Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1972.

5. Добрушина Н.Р.,. Даниэль М.А. Два века в двадцати словах. 2016

6. Залевская А.А., Введение в психолингвистику. - 1999

7. Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология.-1988.

8. Плунгян В. А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка? Неформальное введение // Национальный корпус русского языка: 2003—2005. М.: Индрик, 2005,

9. Плунгян В. А. Корпус как инструмент и как идеология: о некоторых уроках современной корпусной лингвистики // Русский язык в научном освещении. — 2008.

10. Фортунатов Ф. Ф. Избранные труды, т. I—II. М., 1956

11. Осьмак Н. А. Лексические единицы повседневной разговорной речи: пути лексикографического описания их функционирования. Дис. … канд. филол. наук. — СПб., 2014.

12. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики /Редакция Ш. Балли и А. Сеше. Издательство Уральского университета, 1999.

13. Гумбольт В. Избранные труды по языкознанию. - М, 2000

14. ????

15. Крылов С. А., Слово в грамматике и в словаре, М., 1984;

ТОЖЕ ЧЕРЕЗ РАЗРЫВ СТРАНИЦЫ

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

1. Что такое корпус? // http://www.ruscorpora.ru/corpora-intro.html (2016г)

2. Британский национальный корпус // http://corpus.byu.edu/bnc/ (2016г)

3. Значение слова квинтэссенция в историческом словаре. // http://gufo.me/content_his/kvintjessencija-2283.html (2017г)

4. Значение слова в словаре иностранных слов. // http://diclist.ru/slovar/inostrannih-slov/q/kvintessentsija.html (2017г)

5. Значение слова в философском словаре // http://diclist.ru/slovar/filosofskiy/q/kvintessentsija.html (2017г)

6. Значение слова в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона // http://diclist.ru/slovar/brokgauza-efrona/q/kvintessentsija.html (2017г)

7. Квинтэссенция // http://www.vedu.ru/bigencdic/27261/ (2017г)

8. Квинтэссенция // http://gufo.me/content_kuznec/kvintjessencija-115006.html (2017г)

9. Энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru/ (2017г)

[1] Система(от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. (http://www.vedu.ru/bigencdic/)

[2] Узус (от лат. usus - употребление), принятое употребление слов и выражений в противоположность окказиональному (обусловленному специфическим контекстом или индивидуальным вкусом). (http://www.vedu.ru/bigencdic/)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.. 6

1.1 Соотношение языка и речи. 6

1.2 Понятие лексемы.. 7

1.3 Языковое значение. 8

1.4 Трансформация значения слова. 10

1.5 Национальный корпус русского языка (НКРЯ) 11

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА КВИНТЭССЕНЦИЯ.. 13

2.1 Словарное и реальное значение. 13

2.2 Опросы с обращением к ментальному лексикону. 20

2.2.1 Описание опроса ( выбор из предложенных вариантов) 21

2.2.2 Результаты опроса ( выбор из предложенных вариантов) 22

2.2.3 Описание опроса (написание своих вариантов в пропуск) 26

2.2.4 Результаты опроса (написание своих вариантов в пропуск) 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ.. 31

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ.. 31

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку язык является неотъемлемым средством коммуникации между людьми или группами людей изменения в обществе неизбежно влекут за собой изменения в языке.

Наиболее остро на изменения общественной жизни реагирует словарный состав языка. Именно поэтому его можно назвать очень подвижным. Известный лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ писал: "Нет неподвижности в языке. В языке, как и вообще в природе, все живет, все движется, все изменяется". (Бодуэн де Куртенэ 1963: 349). В настоящее время проводится большое количество исследований, которые затрагивают практически все изменения в лексическом составе: заимствования, появление неологизмов и окказионализмов, возникновение метафоры и метонимии; но особый интерес лингвисты проявляют к изучению трансформации лексического значения слова.

У исследований есть три назначения. Первое – удовлетворение интереса людей. Разные слова интересуют с разных аспектов. Так, например слово машина интересует лингвистов с точки зрения культуры и быта, ведь машиной обозначались и поезда, и автомобили, и даже простое колесо. Другие слова интересуют своей лингвистической стороной. Это такие слова как кануть. (Добрушина 2016) Как пишет автор книги «Два века в двадцати словах» Н.Р. Добрушина: «Они дают возможность отследить сложный процесс трансформации значения — как развивается метафора, как идиоматическое сочетание передает свой смысл исходному глаголу, полностью модифицируя его значение» (Добрушина 2016). Вторым же назначением является тот факт, что во время изучения художественной культуры определенного времени важно иметь представление о том, как употреблялось слово в то время. Такими исследованиями занимался, например, советский филолог Пеньковский А.Б., который анализировал тексты русской литературы, внимательно приглядываясь к значению слов. Последнее назначение – знание того, когда использовалось то или иное значение слова делает работу с текстами намного легче. Иногда очень важно определить «возраст» значения слова, ведь это может повлиять на весь текст в целом. (Добрушина 2016)

Специфика современных исследований заключается в использовании материала, взятого из электронных языков корпусов, что позволяет привлечь большой объем данных. С помощью таких корпусов на современном этапе развития лингвистики можно беспрепятственно получить доступ к текстам устной и письменной речи.

Ключевой вопрос проведенного исследования: «С какими значениями на самом деле употребляется слово "квинтэссенция" в текстах русского языка?»

Цель данного исследования - выявить реальные значения слова квинтэссенция в текстах русского языка

Гипотеза исследования – слово квинтэссенция приобрело новые значения, которые не были зафиксированы в словарях

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

• Создан корпус материала исследования;

• Собраны и проанализированы словарные данные определения слова квинтэссенция;

• Проанализированы примеры употребления слова квинтэссенция из НКРЯ;

• Произведена классификация Употребления слова квинтэссенция в соответствии с предполагаемым значением;

• Соотнесены словарные и реальные значения;

• Проанализированы изменения в употреблении слова квинтэссенция с точки зрения хронологии;

• Проведен пилотный психолингвистический эксперимент.

Материалом исследования послужили:

• Словарные статьи;

• 286 контекстов, включающие в себя слово квинтэссенция, из основного подкорпуса НКРЯ.

В ходе работы были использованы следующие методы:

• описательный;

• метод контекстного анализа;

• сопоставительный.

Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

Соотношение языка и речи

Все время, используя устную и письменную речь, люди абсолютно не задумываются над тем, каково же реальное строение литературного языка. Для обычных людей это просто средство, с помощью которого происходит коммуникация с другими людьми. Многие лингвисты рассматривают язык как систему. В. фон Гумбольдт говорил о том, что каждый из нас использует язык, чтобы передать свою мысль другому индивиду, то есть язык нам «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс». (Гумбольт 1984: 69) Речь же в свою очередь делает возможным «разомкнуть» разум человека для различный воздействий, позволяя другим людям включится в процесс общения, общей деятельности человека, отношений между ними. Тем самым, только благодаря речи сознание одного индивида становится ясным и понятным для другого. (http://tapemark.narod.ru/) Самым первым в языкознании понятия «речь» и «язык» разделил Фердинанд де Соссюр. Язык по Соссюру «не есть функция говорящего субъекта, он — продукт, пассивно регистрируемый индивидом». (Соссюр 1999: 22) А «речь есть индивидуальный акт воли и разума». (Соссюр 1999: 22) Лингвист подчеркивает, что «оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку». (Соссюр 1999: 26).

Сейчас основное внимание лингвистов сосредоточено на изучении речи. Ведь эта тема интереса тем, что понятие речи рассматривается как бытовое использование языка, то есть в центре внимания оказывается уже нестабильная система, а система, которая все время изменяется. (Плунгян 2008) В речи слово способно все время изменяться, приобретать разнообразные оттенки употребления. Многие исследования показывают, что современный язык с точки зрения разговорной речи имеет большое различие с академическим текстом. Появляются новые значения, способы сочетания лексических единиц, неологизмы и окказионализмы. (Осьмак 2014: 4-6) Подводя итог, можно привести цитату В.А. Плунгяна о том, что «отчетливая смена теоретических приоритетов — с переходом от “системы[1]” к “узусу[2]” и от “языка” к “речи”»— одна из основных черт современной лингвистики и модели восприятия языка». (Плунгян 2008: 8) Переход от изучения системы к изучению узуса говорит о том, что теперь внимание лингвистов сосредоточено на исследовании того, что на самом деле используется в письменной и устной речи.

Понятие лексемы

Языковая система, как известно, включает в себя несколько уровней, таких как морфологический, фонетический, лексический и т.д.. Центральным элементом лексического уровня является лексема. Лексема – это слово, которое рассматривается как единица словарного состава языка. В системе языка лексема рассматривается как абстрактная единица, если мы говорим о слове, при этом отвлекаясь от его грамматических видоизменений (отдельных словоформ). В речи же «лексема» является отдельным словом. Из этого следует, что когда мы говорим о системе языка, мы с большой вероятностью употребим слово «лексема», а когда о речи, то понятие «слово». (Булыгина 1977, Крылов 1984) Именно слово является одним из основных элементов системы языка и речи. Слово – это самостоятельная единица языка, с помощью которой называют предметы, отношений, их свойств и т.д., имеющая совокупность грамматических, фонетических и семантических признаков (В. Г. Гак). Иначе, слово всегда осмысленно, то есть имеет определенное значение. Иначе - "Словами являются звуки речи в их значениях" (Фортунатов 1956: 172) как говорил Фортунатов Ф.Ф. Значение - важнейшая особенность, но что это такое и какова его природа – те вопросы, на которые исследователи до сих пор не могут дать определенного ответа. Можно сказать, что значение слова – это тот смысл, который вкладывают в данное слово или понятие все люди, которые его употребляют.

Языковое значение

Сам термин «значение» отличается своей разнообразностью и широтой понимания. Как отмечал русский литературовед и языковед В.В. Виноградов значение - «те воплощенные в звуковой комплекс слова элементы мысли или мышления, которые прикрываются общим именем». (Виноградов 1972: 9-45)

Изучением процесса создания смысла того или иного слова занимается наука «семантика», которая получила свое название от греческого слова semantikos – «обозначающий». Семантика как один из разделов лингвистики отвечает на вопрос каким образом человек, зная слова и грамматические правила, способен передать с их помощью информацию о мире, как о внешнем, так и о внутреннем. Советский и российский лингвист В.Б. Касевич писал, что «семантика пронизывают всю систему языка, коль скоро язык предназначен именно для коммуникации смыслов (значений), и все его единицы либо наделены значением, либо обслуживают значимые элементы». (Касевич 1988: 696)

В лингвистической семантике слово «значение» употребляется как в широком, так и в узком смысле. Понять это различие можно только лишь с помощью примеров. (http://www.krugosvet.ru/) ЕСТЬ АВТОР У СТАТЬИ?? ЕСЛИ ДА, ТО ССЫЛКА НА НЕГО, ЕСЛИ НЕТ, ТО НАЗВАНИЕ СТАТЬИ ДАЕШЬ ПРОБЕЛ И ГОД ОБРАЩЕНИЯ

В узком смысле значение слова определяет лишь то, что данное слово означает. Более того, значением слова в этом смысле означают не его образ в материальном или духовном мире, а скорее отражение этого слова в сознании человека, его свойств, качеств. Так, если мы рассматриваем значение слова «табурет» в узком смысле, то мы выделяем это слово среди общей родовой категории «скамеек» по средством двух черт: «для одного человека» и «сидение без спинки». Толкование слова в толковом словаре происходит на основе выделения общих черт с ближайшей родословной категорией и отличительных черт. Вот, например, слово «табурет» в Словаре русского языка С.И. Ожегова имеет такое значение – “род скамейки с квадратным или круглым жестким сиденьем без спинки”. (Ожегов 1987)

Широкий же смысл отражает всю информацию, которую несет в себе то или иное слово. Причем все разнообразие такой информации тоже называют значениями, но при этом добавляя уточняющие определения. Можно разобрать пример по аналогии с примером из статьи «Значение» Энциклопедии Кругосвет (http://www.krugosvet.ru/). При широком понимании в значение слова «табурет» в русском языке входит не только информация об определенном классе предметов, называемая «лексическим значением», но и информация о грамматических особенностях данного слова, как например слова «табурет» согласуется с другими словами как существительное мужского рода.

Слово - основная единица языка. Из слов мы составляем предложения и словосочетания, с помощью которых каждый день мы общаемся с другими людьми. Именно из таких слов образуется словарный состав языка (лексика). Среди всех слов есть такие, которые объединяются в основной словарный фонд. Эти слова являются «основой», «ядром» языка. Словарный фонд размером меньше чем словарный состав языка, но именно он существует на протяжении многих веков и образует основу для новых слов.

Наши рекомендации