Науки, изучающие коммуникацию
Науки, изучающие коммуникацию
Двадцатый век высоко поднял уровень изучения феномена «речь» в его разнообразных аспектах. Напомним, что не пренебрегали речью многие старые, даже древние, науки: языкознание — в лице таких прославленных ученых, как В. фон Гумбольдт, М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба; логика — наука о формах правильного мышления; поэтика, теория словесности, теория сценической речи, риторика. В XX в. возникли новые науки, направления: психолингвистика, социолингвистика, теория коммуникации и массовой коммуникации, исследования речи ребенка и шире — речевого развития человека, формирования языковой личности, теория билингвизма, лингвистика текста и т.д. Новый импульс развития получили такие отрасли лингвистики, как стилистика, особенно функциональная, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки, возникла фонология, что способствовало пониманию механизмов кодовых переходов во внутренней речи. Лингвистика перешагнула границы предложения, чтобы заняться исследованиями текста, его компонентов, их внутренними связями и моделями.
Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов — от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка.
Возрождается герменевтика — наука о толковании древних текстов, теперь она расширила свои интересы до толкования любых текстов, до понимания чужой речи, понимания человека человеком.
Возникли науки высоких обобщений: философия языка, математическая лингвистика. Ведется поиск, разрабатываются гипотезы в области космической лингвистики (в надежде на контакты с внеземным разумом). Применение математических методов в лингвистике открывает возможности в области диагностики и прогнозирования при создании, фиксации и изучении текстов; создаются автоматизированные системы общения «человек — машина», компьютерного перевода с языка на другой язык, редактирования текстов.
Все более сближаются науки, изучающие речь, ее порождение и текст, с культурологией, другими социальными науками. Этому способствует, в частности, теория дискурса, позволяющая связать речь, текст с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, с ментальностью, традициями, философскими, мировоззренческими позициями общающихся. Успешно развивается паралингвистика, изучающая неязыковые средства, включенные в речевое общение.
Имеют отношение к речи и такие науки, как текстология и палеография, общая филология, литературоведение, фольклористика и мифология, фразеология и искусствоведение, теория индивидуальных стилей...
Изучение языка и речи требует широкой общекультурной и общенаучной основы.
Психология речи.Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее разделов, процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание и др. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка. Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи — к языку и речи. Психологические и лингвистические исследования накопили информацию для создания новой науки, которая могла бы ответить на нелегкие вопросы: как человек говорит, как хранится знание в памяти, как оно передается другому человеку, иными словами, как работают механизмы речи?
Психолингвистика.
Психолингвистика изучает следующие свойства речи: ее процессы, мотивы речи, ее субъекта и адресата, интенцию речевую, внутренние процессы речи, кодовые переходы, восприятие речи слушающим. Она исследует развитие речевой способности человека в детстве и позже, овладение неродными языками, языковое воздействие. Нет такой области в теме «Речь», которой так или иначе не коснулась бы эта наука.
Определение предмета психолингвистики имеет варианты. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец, «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997. — С. 19).
Есть и такой вариант: «речь как процесс — и язык». Если грамматика изучает строй языка, его категории, формы и их значения, то психолингвистика изучает как «работает» язык в системе «язык и человек».
Социолингвистикаизучает широкий набор вопросов, связанных с социальными функциями языка. Проблематика социолингвистики: языковой коллектив, роль языка и речи в сплочении народа, в сохранении традиций; языковая политика в многонациональных (многоязычных) государствах; взаимодействие языков внутри страны и на международном уровне, билингвизм и полилингвизм, государственные языки, их изучение; профессиональное общение, терминология, терминоведение; языковые стандарты; разговорная речь, просторечие, арго, диалекты и литературный язык, норма, культура речи; этнические особенности и язык, речь; язык и культура, искусство, роль языка в ораторской деятельности; формы речевого этикета, их социальная специфика, функционирование средств речевого этикета; социальная обусловленность речевого поведения людей.
Теория коммуникацииво многом пересекается с психолигвистикой. Напомним, что коммуникация — это общение, точнее, его вид, обмен мыслями, информацией, идеями. Это специфическая форма взаимодействия людей. Эта наука подчеркивает социальную, гуманитарную природу общения, его идеологическую направленность.
Теория коммуникации испытала на себе некоторое влияние технических наук, в ней подчеркивается информационный аспект. В коммуникации выделяются четыре компонента:
а) участники коммуникации — отправитель сообщения, или коммуникатор, и перципиент — тот участник коммуникативного акта, который принимает сигнал, сообщение, отправленное коммуникатором;
б) ситуация общения, взаимодействия, которая определяет потребность контакта и обмена, его мотивы;
в) содержание сообщений, информация — интеллектуальная или эмоциональная, размеры и структура сообщений;
г) средства коммуникации: непосредственный контакт, телефон, компьютер, почтовая переписка, сотовый телефон, лазерный луч, какой-либо другой аппарат кодирования.
Теория коммуникации использует понятие «обратная связь» как реакцию, как ответ на прямую связь. Обратная связь может иметь невербальную форму, например, роль обратной связи (информации) может выполнить какое-либо действие, вызванное речью коммуникатора.
Семиотика изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию в человеческом обществе (языки, системы знаков и символов, нормы поведения), в природе (общение животных, реакции растений на изменения в окружающем мире). Примеры знаковых (семиотических) систем: жесты и мимика (их изучает паралингвистика, как и три вида невербальных знаковых систем, включаемых в речь: фонационные, кинетические и графические), азбука Морзе, морская световая сигнализация, математическая символика, язык танца, правила знакомства собак, изменения продолжительности светового дня, вызывающие развитие растений, и многое другое.
Функции языка
Из определения «язык – средство общения людей друг с другом» следует, что основное предназначение языка – сообщение (мыслей, намерений, чувств и т. п.), т. е. коммуникативная функция, реализуемая в целом ряде своих производных. Так при выражении сообщения язык выступает прежде всего винформационной функции (от лат. informatio – «разъяснение, осведомление»). В предложении «Наступило лето» содержится определенное сообщение: говорящий информирует слушателя (или читателя) о наступлении лета. Здесь реализуется информационная функция языка. В предложении «Приезжайте к нам летом!» также содержится определенная информация – о том, что говорящий приглашает слушателя приехать к нему летом. Однако в отличие, скажем, от предложения «Он пригласил нас приехать к нему летом», высказывание «Приезжайте к нам летом!» имеет форму побуждения, призыва, само является приглашением. В этом высказывании реализуется другая функция языка – агитационная(от лат. agitatio – «приведение в движение»).
В предложении «Ах, как хорошо у вас летом!» реализуется еще одна функция языка – эмотивная (от лат. emotio – «чувство»). Это такое использование языка, которое служит для непосредственного выражения чувств, эмоций (ср. с предложением «Он сказал, что летом у вас хорошо», где такой непосредственности выражения чувства нет).
Информационная, агитационная и эмотивная – основные функции языка. Помимо них выделяют еще метаязыковyю функцию (от греч. meta – «вместо»), которая означает использование языка для целей пояснения или для идентификации предмета (она реализуется в высказываниях типа Гюрза – это вид ядовитых змей или Такое приспособление называется штопором); фатическуюфункцию (от лат. fatum – «изречение») – использование языков как средств для установления контакта между участниками общения (например, в высказываниях типа Ну, как дела? Что нового?, которые редко понимаются в их буквальном смысле, реализуется как раз эта, фатическая, функция языка).
Различные функции языка редко проявляются в нашей речи в чистом виде. Гораздо чаще встречается сочетание разных функций (с преобладанием той или другой) в пределах одной разновидности речи. Например, в научном докладе или в газетной статье преобладает информационная функция; но могут быть и элементы агитационной, метаязыковой функций. В различных жанрах устной непринужденной речи эмотивная функция может сочетаться с информационной, агитационной, фатической.
Язык выступает также в качестве средства познания – выполняет функцию гносеологическую(когнитивную, познавательную). Эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли; производные этой функции:аксиологическая функция (т. е. функция оценки); номинативная функция (т. е. функция называния); с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (так, в языке эскимосов существует более двадцати названий для льда, в которых актуализируются самые разные признаки предмета). Выделяется такжепредикативнаяфункция (т. е. функция соотнесения информации с действительностью).
Говоря о формах и типах речевой коммуникации, исследователи пишут следующее: различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.
. Условия общения:
а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);
б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации).
. Количество участников:
а) монолог (речь одного человека);
б) диалог (речь двух людей);
в) полилог (речь нескольких человек).
. Цель общения:
а) информирование;
б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);
в) развлечение.
. Характер ситуации:
а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);
б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).
Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.
Виды речевой деятельности
Науки, изучающие коммуникацию
Двадцатый век высоко поднял уровень изучения феномена «речь» в его разнообразных аспектах. Напомним, что не пренебрегали речью многие старые, даже древние, науки: языкознание — в лице таких прославленных ученых, как В. фон Гумбольдт, М.В. Ломоносов, Ф.И. Буслаев, Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба; логика — наука о формах правильного мышления; поэтика, теория словесности, теория сценической речи, риторика. В XX в. возникли новые науки, направления: психолингвистика, социолингвистика, теория коммуникации и массовой коммуникации, исследования речи ребенка и шире — речевого развития человека, формирования языковой личности, теория билингвизма, лингвистика текста и т.д. Новый импульс развития получили такие отрасли лингвистики, как стилистика, особенно функциональная, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки, возникла фонология, что способствовало пониманию механизмов кодовых переходов во внутренней речи. Лингвистика перешагнула границы предложения, чтобы заняться исследованиями текста, его компонентов, их внутренними связями и моделями.
Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов — от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка.
Возрождается герменевтика — наука о толковании древних текстов, теперь она расширила свои интересы до толкования любых текстов, до понимания чужой речи, понимания человека человеком.
Возникли науки высоких обобщений: философия языка, математическая лингвистика. Ведется поиск, разрабатываются гипотезы в области космической лингвистики (в надежде на контакты с внеземным разумом). Применение математических методов в лингвистике открывает возможности в области диагностики и прогнозирования при создании, фиксации и изучении текстов; создаются автоматизированные системы общения «человек — машина», компьютерного перевода с языка на другой язык, редактирования текстов.
Все более сближаются науки, изучающие речь, ее порождение и текст, с культурологией, другими социальными науками. Этому способствует, в частности, теория дискурса, позволяющая связать речь, текст с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, с ментальностью, традициями, философскими, мировоззренческими позициями общающихся. Успешно развивается паралингвистика, изучающая неязыковые средства, включенные в речевое общение.
Имеют отношение к речи и такие науки, как текстология и палеография, общая филология, литературоведение, фольклористика и мифология, фразеология и искусствоведение, теория индивидуальных стилей...
Изучение языка и речи требует широкой общекультурной и общенаучной основы.
Психология речи.Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее разделов, процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание и др. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка. Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи — к языку и речи. Психологические и лингвистические исследования накопили информацию для создания новой науки, которая могла бы ответить на нелегкие вопросы: как человек говорит, как хранится знание в памяти, как оно передается другому человеку, иными словами, как работают механизмы речи?
Психолингвистика.
Психолингвистика изучает следующие свойства речи: ее процессы, мотивы речи, ее субъекта и адресата, интенцию речевую, внутренние процессы речи, кодовые переходы, восприятие речи слушающим. Она исследует развитие речевой способности человека в детстве и позже, овладение неродными языками, языковое воздействие. Нет такой области в теме «Речь», которой так или иначе не коснулась бы эта наука.
Определение предмета психолингвистики имеет варианты. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец, «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой» (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997. — С. 19).
Есть и такой вариант: «речь как процесс — и язык». Если грамматика изучает строй языка, его категории, формы и их значения, то психолингвистика изучает как «работает» язык в системе «язык и человек».
Социолингвистикаизучает широкий набор вопросов, связанных с социальными функциями языка. Проблематика социолингвистики: языковой коллектив, роль языка и речи в сплочении народа, в сохранении традиций; языковая политика в многонациональных (многоязычных) государствах; взаимодействие языков внутри страны и на международном уровне, билингвизм и полилингвизм, государственные языки, их изучение; профессиональное общение, терминология, терминоведение; языковые стандарты; разговорная речь, просторечие, арго, диалекты и литературный язык, норма, культура речи; этнические особенности и язык, речь; язык и культура, искусство, роль языка в ораторской деятельности; формы речевого этикета, их социальная специфика, функционирование средств речевого этикета; социальная обусловленность речевого поведения людей.
Теория коммуникацииво многом пересекается с психолигвистикой. Напомним, что коммуникация — это общение, точнее, его вид, обмен мыслями, информацией, идеями. Это специфическая форма взаимодействия людей. Эта наука подчеркивает социальную, гуманитарную природу общения, его идеологическую направленность.
Теория коммуникации испытала на себе некоторое влияние технических наук, в ней подчеркивается информационный аспект. В коммуникации выделяются четыре компонента:
а) участники коммуникации — отправитель сообщения, или коммуникатор, и перципиент — тот участник коммуникативного акта, который принимает сигнал, сообщение, отправленное коммуникатором;
б) ситуация общения, взаимодействия, которая определяет потребность контакта и обмена, его мотивы;
в) содержание сообщений, информация — интеллектуальная или эмоциональная, размеры и структура сообщений;
г) средства коммуникации: непосредственный контакт, телефон, компьютер, почтовая переписка, сотовый телефон, лазерный луч, какой-либо другой аппарат кодирования.
Теория коммуникации использует понятие «обратная связь» как реакцию, как ответ на прямую связь. Обратная связь может иметь невербальную форму, например, роль обратной связи (информации) может выполнить какое-либо действие, вызванное речью коммуникатора.
Семиотика изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию в человеческом обществе (языки, системы знаков и символов, нормы поведения), в природе (общение животных, реакции растений на изменения в окружающем мире). Примеры знаковых (семиотических) систем: жесты и мимика (их изучает паралингвистика, как и три вида невербальных знаковых систем, включаемых в речь: фонационные, кинетические и графические), азбука Морзе, морская световая сигнализация, математическая символика, язык танца, правила знакомства собак, изменения продолжительности светового дня, вызывающие развитие растений, и многое другое.
Функции языка
Из определения «язык – средство общения людей друг с другом» следует, что основное предназначение языка – сообщение (мыслей, намерений, чувств и т. п.), т. е. коммуникативная функция, реализуемая в целом ряде своих производных. Так при выражении сообщения язык выступает прежде всего винформационной функции (от лат. informatio – «разъяснение, осведомление»). В предложении «Наступило лето» содержится определенное сообщение: говорящий информирует слушателя (или читателя) о наступлении лета. Здесь реализуется информационная функция языка. В предложении «Приезжайте к нам летом!» также содержится определенная информация – о том, что говорящий приглашает слушателя приехать к нему летом. Однако в отличие, скажем, от предложения «Он пригласил нас приехать к нему летом», высказывание «Приезжайте к нам летом!» имеет форму побуждения, призыва, само является приглашением. В этом высказывании реализуется другая функция языка – агитационная(от лат. agitatio – «приведение в движение»).
В предложении «Ах, как хорошо у вас летом!» реализуется еще одна функция языка – эмотивная (от лат. emotio – «чувство»). Это такое использование языка, которое служит для непосредственного выражения чувств, эмоций (ср. с предложением «Он сказал, что летом у вас хорошо», где такой непосредственности выражения чувства нет).
Информационная, агитационная и эмотивная – основные функции языка. Помимо них выделяют еще метаязыковyю функцию (от греч. meta – «вместо»), которая означает использование языка для целей пояснения или для идентификации предмета (она реализуется в высказываниях типа Гюрза – это вид ядовитых змей или Такое приспособление называется штопором); фатическуюфункцию (от лат. fatum – «изречение») – использование языков как средств для установления контакта между участниками общения (например, в высказываниях типа Ну, как дела? Что нового?, которые редко понимаются в их буквальном смысле, реализуется как раз эта, фатическая, функция языка).
Различные функции языка редко проявляются в нашей речи в чистом виде. Гораздо чаще встречается сочетание разных функций (с преобладанием той или другой) в пределах одной разновидности речи. Например, в научном докладе или в газетной статье преобладает информационная функция; но могут быть и элементы агитационной, метаязыковой функций. В различных жанрах устной непринужденной речи эмотивная функция может сочетаться с информационной, агитационной, фатической.
Язык выступает также в качестве средства познания – выполняет функцию гносеологическую(когнитивную, познавательную). Эта функция языка связывает его с мыслительной деятельностью человека, в единицах языка материализуется структура и динамика мысли; производные этой функции:аксиологическая функция (т. е. функция оценки); номинативная функция (т. е. функция называния); с этой функцией тесно связана функция обобщения, которая позволяет нам с помощью языка выражать сложнейшие понятия. Обобщая и выделяя индивидуальное, неповторимое, слово обладает способностью «замещать» предметы и явления внешнего мира. Познавая действительность, человек по-разному ее конструирует, что находит свое выражение в языке (так, в языке эскимосов существует более двадцати названий для льда, в которых актуализируются самые разные признаки предмета). Выделяется такжепредикативнаяфункция (т. е. функция соотнесения информации с действительностью).
Говоря о формах и типах речевой коммуникации, исследователи пишут следующее: различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по ряду признаков.
. Условия общения:
а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);
б) опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации).
. Количество участников:
а) монолог (речь одного человека);
б) диалог (речь двух людей);
в) полилог (речь нескольких человек).
. Цель общения:
а) информирование;
б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);
в) развлечение.
. Характер ситуации:
а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);
б) бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.).
Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение применять которые на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.
Виды речевой деятельности