Звуковые теории происхождения языка
1.Теория звукоподражания
Идет от стоиков и получила поддержку в 19-20вв.Суть состоит в том,что "безъязычный человек",слыша звуки природы,старался подражать им своим звуковым аппаратом.В любом языке присутствуют звукоподражательные слова(ку-ку,мяу,гав-гав),однако их не очеь много и наблюдение над языками показывает,что звукоподражательных слов больше в новых языках,т.е.для того,чтобы "звукоподражать", надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом,чем первобытный человек с неразвитой гортанью владеть не мог.
2.Теория междометий
Идет от эпикурейцев,ее поддерживал Ж.-Ж.Руссо.Состоит в том,что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в "естественные звуки"-междометия,сопровождающие эмоции,откуда якобы произошли и все остальные слова.Однако таких слов еще меньше,чем звукоподражательных.И вся теория сводится к экспрессивной функции:животным она тоже свойственна(эмоции),но языком они не обладают.
Кинетическая теория происхрждения языка
"из жестов"
В.Вундт 19в,Н.Я.Марр-20в.Также ничего не объясняет,т.к. жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей,имеющий звковой язык.Среди жестов нет "слов" и жесты не связаны с понятиями.
Вундт считал,что первоначально существовало как бы 2 языка-язык звуков(физические движения языка и губ) и язык жестов(движения рук,головы,тела,мышц лица).Звуками выражались чувства,эмоциональное состояние,жестами-представления о предметах,воля человека
Материалистические взгляды на происхождение человека и его языка
Ф.Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"
Суть:язык появился тогда,когда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.Язык мог возникнуть только как коллективное достояние,необходимое для взаимопонимания,но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи.Общий процесс развития человека Ф.Энгельс представляет как взаимодействие труда,сознания и языка.Однако эти решения носят только гипотетический характер.
Доначертальное письмо
Подлинная история письма начинается с появления начертального письма.Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами.Первоначальными средствами непосредственной передачи посланий были предметы,которые выступали как символы,то есть предметная символика. (Скифы отправили послание царю Дарию,которое состояло из птицы,лягушки,мыши и пучка стрел)
Более высокую стурень предметного письма представляет собой условная сигнализация,в которой предметы,вещи используются лишь как условные знаки.Из письма условными сигналами наиболее известны "письмо" кипу,вампум,зарубки на бирках и жезлы вестников.
Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложгыми узлами.Каждый из узлов имел определенное числовое значение.Цвет шнура обозначал золото,серебро,хлеб,солдата и т.д.
Сходным с "письмом"кипу является ирокезское "письмо"вампум. Оно представляет собой нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера.С помощью нитей с определенно расположенными раковинами разных цветов можно было выразить достаточно сложную мысль.Некоторые нити насчитывали до 6-7 тысяч раковин.Обычно отдельные нити с нанизанными на них ракушками соединялись вместе, образуя своего рода пояса вампум.
Также был распространен такой вид письма как бирки с зарубками. Предполагают,что они использовались как для счета,так и для закрепления различного рода отношений-торговых,финансовых и т.д.При торговых и финансовых сделках бирки часто расщеплялись на 2 половины:на половина оставалась у кредитора,другая вручалась должнику.По мере выплаты долга зарубки на каждой половине бирки срезались.
Одной из разновидностей бирки с зарубками являются австралийские жезлы вестников. Они представляли собой круглые палки или прямоугольные дощечки с нарезками.Они вручались специальному гонцу для передачи сообщений.Сочетание зарубок жезла давало как бы образную схему нужного сообщения.Смысл зарубок получателю должен был объяснять гонец,воспроизводя послание по зарубкам.
Пиктография и идеография
Первым историческим типом письма была пиктография,т.е. рисуночное,картинное письмо.Знаки пиктографического письма называются пиктограммами,а наскальные рисунки-петроглифами. Пиктограмма представляла собой схематический рисунок,его художественное достоинство не имело существеноого значения.Первостепеннную важность иимело то,чтобы рисунок что-то сообщал,и это сообщение правильно опознавалось теми,кому оно адресовалось.Пиктография передавала только содержание высказывания,не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения:звучания слов,их грамматических форм,линейного порядка слов.
Разновидности пиктограмм:
1)записи условий обмена предметами охоты,рыбной ловли
2)сообщения о боевых походах,сражениях,охоте
3)различные письма,в том числе любовные
4)летописи-хроники разных племен
5)надгробные мемориальные надписи
6)записи магических и заклинательных фомул,легенд,обычаев,заповедей
Пиктограммы выцарапывались,а затем и рисовались на стенах пещер,на скалах и камнях,на рогах и костях животных.
На почве пиктографии возникает идеографическое письмо. Термин указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия.Идеографическое письмо фиксирует графическими знакамисообщение дословно и передает,кроме словесного состава,также порядок слов.Знаки идеографического письма -идеограммы. Первой ступенью развития идеографического письма является рисуночная идеография.Рисунки имели 2 значения-прямое и переносное.Рисуночная идеография послужила основой для возникновения иероглифического письма (возникло в Египте около 4 тыс. до н.э.)Начертательные знаки этого письма называются иероглифами. Дошедшим до нашего времени иероглифическим письмом является китайское письмо,чему способствовала история Китая и однослоговой характер китайских слов.
Достоинства идеографии:
1)отражает тот язык,который она обслуживает
2)передает на письме не только содержание речи,но и членит ее на отдельные слова
Недостатки идеографии:
1)громоздкий характер идеографических систем,порождающий сложность их усвоения
2)трудность передачи грамматических форм слов
3)грамматические значения приходиться передавать специальными значками(ключами),которые также надо запоминать,что еще более усложняет использование идеографии.