Правописание безударных гласных в корне

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

По русскому языку

Учащихся 1-4 классов

(

Не путай звуки и буквы!

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Звонкие б в г д ж з л м н р й

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Глухие п ф к т ш с х ц ч

парные согласные непарные согласные

Всегда твёрдыесогласные звуки: [ж] [ш] [ц]

Всегдамягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’]

Гласных звуковшесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

Гласных буквдесять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Буквы е, ё, ю, яв начале слова, после гласных букв, после ъ, ьобозначают двазвука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква ипосле гласных букв или после ъ, ьтоже обозначает двазвука: [й’и]– соловьи - [салав’й’и].

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

· Сколько в слове слогов?

· На какой слог падает ударение?

· Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

· Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

· Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Количество звуков и букв в слове.

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Паль то – 2 слога, [пал´то]

п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой

а – [а] – гласный, безударный

л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

ь – не обозначает звука

т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru о –[о] – гласный, ударный

6 букв, 5 звуков

 
  Правописание безударных гласных в корне - student2.ru

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Я ма – 2 слога, [й´ама]

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

[а] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru а – [а] – гласный, безударный

3 буквы, 4 звука

Состав слова

Морфемика – разделнауки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

· Приставка– часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова:

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru за

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru рас цветут

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru от

· Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик.

· Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru ок

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru цвет очек

ик

· Окончание– изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге.

Порядок морфемного разбора:

· Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

· Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

· Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

· Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Приставка, корень, суффикс – основа слова.

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru п о д с н е ж н и к и

Да Нет

       
  Правописание безударных гласных в корне - student2.ru   Правописание безударных гласных в корне - student2.ru

Пиши так, какслышишьПосмотри в словарь.

под ударением.Запомни это слово. Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru сады сад огурец

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru садик собака

Приставка и предлог

  Приставка - Предлог -
Это часть слова самостоятельное слово
пишется с корнем слитно с другими словами раздельно
служит для образования новых слов для связи слов в предложении
поставить вопрос или другое слово между приставкой и корнем нельзя между предлогом и словом можно

Учимся различать приставки и предлоги.

Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:

1. Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой.

2. Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.

Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.

От?бежать от?дома.

1. От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать.

2. От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома.

Отбежать от дома.

Суффиксы и их значения

Суффикс Значение суффикса Примеры
-анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец- Житель какой-либо страны, города, края Москвич, волжанин, африканец
-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок- Уменьшительно-ласкательное Заюшка, домик, мышонок, травушка
-ист-, -чик-, -ник-, -ель-, -иц-, -арь-, -ик- Обозначение людей по профессии или роду занятий Футболист, переводчик, дворник, строитель
-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-, -овн-, -ович- Обозначают отчества людей Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна
-оват-, -еват- Обозначает значение «не очень» Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Части речи в русском языке

самостоятельные служебные междометия

имена существительные союз

имена прилагательные предлог

глаголы

наречия

местоимения

числительные

Части речи Вопросы Что обозначают
Имя существительное Кто? Что? Предмет
Имя прилагательное Какой? Какая? Какое? Какие? Признак предмета
Глагол Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?... Действие предмета
Наречие Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Признак действия
Числительное Сколько? Который? Какой? Какая? Какие? Количество предметов или порядок при счёте
Местоимение Кто? Что? Какой? Указывают на предмет, не называя его
Союзы А, но, да, и Связывают слова и предложения
Предлоги От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, … Служат для связи слов в предложении
Междометие   Выражает различные чувства

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

Имя существительное

1. Обозначает ПРЕДМЕТ.

Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.)

ЧТО? (неодушевленное сущ.)

2. Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Бывает МУЖСКОГО

ЖЕНСКОГО РОДА

СРЕДНЕГО

3. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

4. В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________

ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _

Имя прилагательное

1. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное)

КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые)

2. Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Изменяется по

Р – женский

О

Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

А

М – средний

3. Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.

4. В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Местоимение

Предмет Лицо Единственное число Множественное число
(личные местоимения) 1-е 2-е 3-е я ты он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.) мы вы они
Признак мой твой его, её наш ваш их
Количество сколько, столько. Несколько и др.

Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор)

1. Начальная форма (Им.п.)

2. Часть речи.

3. Лицо.

4. Число.

5. Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.)

6. Падеж.

7. Роль в предложении.

Образец записи: Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.

Глагол

1. Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др.

2. Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать? -

что сделать?).

Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь.

Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.

3. Изменяется по

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru В – настоящее даю, даёт, даёшь

Р по лицам

Е и числам

М – будущее дам, дашь, дадим

Е

Н

А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали

М

4. Бывают I и II спряжения.

5. В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============

Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор)

1. На какой вопрос отвечает.

2. Часть речи.

3. Неопределённая форма (начальная форма).

4. Изменяемые признаки:

· число;

· время;

· лицо (наст. и будущ. время )

· род (прошед.время, ед.ч.)

5. Постоянные признаки:

· спряжение;

6. Роль в предложении.

Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов)

Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое.

Список литературы

1. Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 - 2002.

2. Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

3. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994.

4. Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008.

5. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991.

6. Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000.

7. Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013.

8. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008.

9. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012.

10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

По русскому языку

Учащихся 1-4 классов

(

Не путай звуки и буквы!

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Звонкие б в г д ж з л м н р й

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Глухие п ф к т ш с х ц ч

парные согласные непарные согласные

Всегда твёрдыесогласные звуки: [ж] [ш] [ц]

Всегдамягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’]

Гласных звуковшесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

Гласных буквдесять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Буквы е, ё, ю, яв начале слова, после гласных букв, после ъ, ьобозначают двазвука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква ипосле гласных букв или после ъ, ьтоже обозначает двазвука: [й’и]– соловьи - [салав’й’и].

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

· Сколько в слове слогов?

· На какой слог падает ударение?

· Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

· Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

· Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Количество звуков и букв в слове.

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Паль то – 2 слога, [пал´то]

п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой

а – [а] – гласный, безударный

л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

ь – не обозначает звука

т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru о –[о] – гласный, ударный

6 букв, 5 звуков

 
  Правописание безударных гласных в корне - student2.ru

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Я ма – 2 слога, [й´ама]

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий

[а] – гласный, ударный

м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru а – [а] – гласный, безударный

3 буквы, 4 звука

Состав слова

Морфемика – разделнауки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

· Приставка– часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова:

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru за

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru рас цветут

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru от

· Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик.

· Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru ок

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru цвет очек

ик

· Окончание– изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге.

Порядок морфемного разбора:

· Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

· Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

· Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

· Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Приставка, корень, суффикс – основа слова.

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru п о д с н е ж н и к и

Правописание безударных гласных в корне

Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным?

Да Нет

       
  Правописание безударных гласных в корне - student2.ru   Правописание безударных гласных в корне - student2.ru

Пиши так, какслышишьПосмотри в словарь.

под ударением.Запомни это слово. Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru Правописание безударных гласных в корне - student2.ru сады сад огурец

Правописание безударных гласных в корне - student2.ru садик собака

Наши рекомендации