Методика работы над предложением

Одной из важнейших задач уроков русского языка в началь­ных классах является формирование у детей умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Научить школьников сознательно пользоваться предложением — значит раз­вить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и ин­тонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.

Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, кото­рая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.

Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда одно­значно (вне предложения слово может иметь несколько значений).

Предложение как смысловая и структурно грамматическая еди­ница характеризуется тем, что выражает законченность. При по­мощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы.) или отрицание (Осень еще не наступила.).

Для передачи грамматической структуры предложения, пере­дачи смысла в языке используются определенные средства, с по­мощью которых выражается законченная мысль: каждое предло­жение с грамматической точки зрения представляет собой внут­реннее единство его главных и второстепенных членов с учетом порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания в предложении связаны между собой по определенным грамматичес­ким законам.

Любое предложение в русском языке в отличие от слова и сло­восочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) инто­нация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.

Так как предложение — единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой на­правленности: повествовательные, вопросительные, побудительные.

В работе над предложением в начальных классах условно вы­деляются пять направлений.

1. Формирование грамматического понятия «предложение».

2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматичес­кой основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).

3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение пра­вильным интонированием предложения.

4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письмен­ной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Предложение — это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и рече­вые навыки.

Согласно ныне действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усво­ить сведения:

1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;

2) главных и второстепенных членах предложений (без деле­ния на виды);

3) связи между словами в предложении.

В / классе дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между слова­ми по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.

Во // классе учащиеся усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голо­сом нужные по смыслу слова.

В /// классе дети учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении инто­нацию перечисления.

Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся зна­комятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонация завершенности. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. В этот же период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов), так как без этого невозможно осознать предложение как целостную единицу речи. По мере изучения предложения уточ­няются представления учащихся о его составных частях, в том числе о словосочетании. Первоклассники учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится.

Во II классе учащиеся усваивают существенные признаки пред­ложения, вводят в практику термины «главные члены», «подлежа­щее», «сказуемое». Большое внимание уделяется связи слов в пред­ложении. Выделяются основа предложения (подлежащее и сказуе­мое) и пары слов, одно из которых главное, а другое — зависимое.

В начальных классах второстепенные члены не дифференцируются, раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены чаще берут на себя смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют уточняющую функцию. Особенно наглядно специфика второстепенных членов проявляется в процессе распространения предложения.

Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Особенно эффективны следующие виды упражнений.

1. Работа над интонацией предложения.

2. Вычленение предложений из потока речи.

3. Распространение предложения:

Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха.

4. Восстановление деформированного предложения:

грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

5. Редактирование предложений.

6. Анализ предложения и составление его схемы.

7. Составление предложения по данной схеме.

8. Составление рассказа с последующим анализом предложе­ний определенной структуры.

Уточним методику проведения некоторых из этих упражнений.

Работа над интонацией предложениянаправлена на формирование интонационных умений и пунктуационных навыков. В начальных классах принято выделять предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные. Покажем интонационный рисунок на одном и том же предложении: Брат живет в Москве:

– повествовательное;

— вопросительное (в одном случае вопрос может заключаться в слове в Москве, в другом — в слове живет);

— восклицательное (в одном случае самый высокий тон приходится на слово в Москве, в другом — на слово живет).

Постоянное внимание уделяется учителем правильному интонированию предложений. Регулярно проводятся тренировочные упражнения в прочитывании предложения с различными интонациями и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. Полезна запись под диктовку предложений различной интонации.

методика работы над предложением - student2.ru методика работы над предложением - student2.ru методика работы над предложением - student2.ru Вычленение предложений из потока речи — это упражнение, позволяющее работать над основными признаками данной синтак­сической единицы, и прежде всего над интонацией. Умение выч­ленить из речевого потока его элементы — законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения) — лежит в основе уме­ния строить логически правильную речь. Для отработки этого уме­ния используется графический диктант, при котором ученики, слу­шая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. Например:

___________________ ___________ _______________

Полезно списывание текстов, в которых не обозначены грани­цы между предложениями (т.е. отсутствуют прописные буквы и знаки препинания). Списывание сопровождается произнесением текста с соответствующим интонированием.

Распространение предложений на первых порах полезно про­водить с указанием того, какой член предложения следует распро­странить. Например, дается предложение: Спеют помидоры: Выде­ляются подлежащее и сказуемое. Затем ставятся вопросы:

— Какое слово нужно добавить в предложение, чтобы стало понятно, где спеют помидоры?

— От какого слова оно будет зависеть?

— Каким членом предложения оно будет?

— Включите в предложение еще одно слово, которое будет по­яснять подлежащее. Какие помидоры спеют?

Восстановление деформированных предложений начинается с подбора слов для его основы, затем с помощью вопросов восста­навливаются остальные словосочетания:

— О ком говорится в предложении?

— Что о них говорится?

— Какие ... ?

— Где ... ? и т.д.

Редактирование предложений — восстановление правильных границ предложения или порядка его членов, а также завершение незаконченных фраз. Полезна замена повествовательной интонации на вопросительную или побудительную.

Синтаксический анализ — необходимый вид упражнения, спо­собствующий развитию речи и мышления учащихся, выработке у них языкового чутья и формированию орфографических навыков у младших школьников.

Учитывая избранную методикой лингвистическую теорию, учи­тель обязан подбирать такой дидактический материал для разбора по членам предложения, который не противоречил бы данной теории (см. п. «Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации»), иначе лингвистическое толкование конкретного примера будет всту­пать в противоречие с языковым чутьем учащегося. Для того что­бы этого не произошло, учитель должен помнить два момента, определяющих его работу над синтаксическими единицами:

1) материал для синтаксического анализа надо отбирать, руковод­ствуясь комплексом дидактических и лингвистических требований;

2) работу над предложением не следует сводить только к ос­нованному на морфологии разбору по членам предложения.

Трехаспектное представление русского предложения основыва­ется на следующих направлениях синтаксического анализа:

а) формальном (разбор по членам предложения);

б) семантическом (выделение компонентов предложения на
основании их роли в реальной ситуации);

в) коммуникативном (выделение в конкретном высказывании
«данного» — о чем говорится? и «нового» — что говорится?).

Отбирая материал для разбора по членам предложения, исполь­зуют лишь те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной. В приведенной ниже таблице таким является предложение Петя ре­шил задачу.

Предло жение Формальный аспект Семантический аспект Коммуникативный аспект
  Подлежащее Сказуемое Действующее Действие О ком говорится? Что говорится?
Петя решил задачу.
Петю знобит
У Пети насморк

Отбор предложений производится и с учетом проблемы поряд­ка слов в предложении.

Свободный словопорядок русского языка правомочен лишь для предложения, взятого вне контекста, т.е. в этом случае мы можем свободно переставить местами его члены. Для русского предложе­ния характерна препозиция субъекта: У меня болит голова. Нине снится сон. Поэтому могут возникать ошибки при синтаксическом анализе, если неверно выбрано предложение для разбора по членам. Например: В саду цветут яблони. На вопрос: «О нем говорит­ся?» — ученик отвечает: «О саде»; «Что говорится?» — «Что там цветут яблони». Этого не произойдет, если учитель будет помнить, что порядок слов в русском предложении — очень важная вещь: именно порядок слов отражает коммуникативную структуру. В связи с этим для синтаксического анализа следует использовать предло­жения с прямым порядком слов: с препозицией подлежащего и постпозицией сказуемого.

Для синтаксического анализа нельзя предлагать коммуника­тивно нечленимые предложения. Эти предложения характерны для описания природы (Наступила весна. Идет дождь. Налетел сильный ветер.) При формальной двусоставности эти предложения по се­мантике близки к односоставным безличным (типа: Светает. Тем­неет.) и номинативным (типа: Весна. Раннее утро.).

И еще одно требование. Не следует предлагать для разбора пер­вые предложения текста, так как они являются коммуникативно нечленимыми, задают тему следующих предложений.

Синтаксический анализ предложений, восстановление дефор­мированного предложения, изменение порядка слов и словосочета­ний в предложении и т.д. — все это виды конструирования пред­ложений. Обучающий эффект таких упражнений повышается, если предложение дается не изолированно, а в составе контекста, в ко­тором должно быть использовано, хотя бы минимального: с предшествующим предложением.

Основой любой работы над синтаксическим материалом долж­но быть сознание единства синтаксиса и семантики, умение ви­деть за абстрактными структурами «живое» значение слова. Важно, чтобы школьники приучились задумываться прежде всего над смыс­лом, над выражаемым содержанием и искать адекватные для вы­ражения этого содержания языковые средства.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПУНКТУАЦИЕЙ

I—II классы — начальный этап обучения пунктуации, кото­рая, как известно, представляет собой совокупность правил упот­ребления знаков препинания. В начальных классах предметом изу­чения являются четыре знака препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Употребление последней ог­раничено простым предложением с однородными членами.

Основное назначение пунктуации — указывать на смысловое членение речи. Кроме того, знаки препинания наряду с другими языковыми средствами передают смысловые оттенки, раскрывают взаимоотношения между частями предложения.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения.

В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтак­сической и интонационной основах, которые взаимодействуют меж­ду собой. Смысловая сторона речи обусловливает структуру пред­ложения, поэтому учащихся ориентируют на единую семантико-синтаксическую основу предложения, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Практическое ознакомление первоклассников с точкой, вопросительным и восклицательным знакамии их употреблением начи­нается в период обучения грамоте, когда дети учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого (по цели высказывания). Более углубленная работа по упот­реблению этих знаков проводится во II классе при изучении темы «Предложение». Именно в этот период происходит осознание син­таксической основы постановки знаков препинания.

Следует постоянно обращать внимание учащихся на произносительную сторону предложения, учить соблюдать логическое уда­рение, повышать или понижать голос в определенной части пред­ложения, делать паузы между предложениями и т.д.

Постановка запятой указывает на незавершенность предложе­ния. Учитель путем сравнения двух предложений показывает раз­ницу в интонации точки, т.е. в произношении конца предложе­ния, и интонации запятой.

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над поста­новкой этих знаков препинания очень важна.

Одним из основных условий работы над элементами синтак­сиса и пунктуации является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

Наши рекомендации