Схема морфологического разбора деепричастия

1. Доказать принадлежность слова к знаменательной части речи.

2. Доказать, что данное слово – глагольная форма.

3. Доказать, что это особая гибридная форма глагола, указав, кроме глагольных, признаки наречия.

4. Указать начальную форму и объяснить, как образовано деепричастие.

5. Охарактеризовать ГК вида и залога, указать, какие временные отношения передаёт данное деепричастие.

Образец морфологического разбора деепричастия

Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).

Снявши – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет самостоятельную номинативную функцию, может выступать в качестве самостоятельного члена предложения, проявляет некоторые грамматические категории, имеет морфемный состав.

2. Это глагольная форма, т.к. обозначает добавочное действие, имеет специфические для глагола морфологические категории вида и залога, передаёт значение относительного времени; выступает в предложении как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот легко трансформируется в предикативную часть).

3. Это особая глагольная форма – деепричастие, поскольку помимо глагольных признаков имеет свойства наречия: не изменяется и выполняет функцию обособленного обстоятельства времени и условия.

4. Начальная форма – снять. Деепричастие образовано от основы инфинитива при помощи суффикса -вши (прост.).

5. Деепричастие СВ, т.к. в содержании глагольной формы есть указание на внутренний предел действия (как результат). Видовая пара: снять - снимать (чередование в корне, суффиксация; сняв – снимая). Деепричастие участвует в выражении действительного залога: оно образовано от переходного глагола (указывает на то, что действие направлено на прямой объект, и управляет формой существительного в вин. п. без предлога); обозначает активное действие обобщённого субъекта (он не назван), прямо переходящего на объект (голову). Само деепричастие не имеет времени, но с его помощью выражается относительное время: деепричастие называет действие, предшествующее по времени действию, обозначенному глаголом-сказуемым. Но так как деепричастный оборот входит в пословицу, относится к обобщённому субъекту, то всё высказывание характеризуется отнесённостью к вневременным отношениям.

Литература

Основная

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 2.

2. Русская грамматика. М., 1980. Т.1. §§ 1589 – 1593.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.

4. Милославский И.Г. Морфологические категории русского языка. М., 1981. Гл. 6.

5. Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы. М., 1992.

Дополнительная

1. Вавилова В.А. Литературно-стилистические нормы образования и употребления деепричастий в современном русском языке // Русский язык в современном русском языке // Русский язык в школе. 1970. № 6.

2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972, 1980. § 27.

3. Дерибас Л.А. Видо-временные значения деепричастий в современном русском языке // Русский язык в школе. 1954. № 5.

4. Историческая грамматика русского языка: Морфология. Глагол. М., 1984. С. 386 – 390.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (Адвериализация. Деепричастие.)

6. Одинцова М.П. О грамматическом значении деепричастия в современном русском языке // Вопросы грамматики русского языка: Функциональный анализ морфологических структур. Иркутск, 1974.

7. Русский язык: Энциклопедия. М., 1978. Адвербиализация.

8. Савина В.М. О соотношении деепричастного и глагольного действия в осложнённых предложениях // Русский язык в школе. 1974. № 5.

9. Семченкова З.П. Выражение временных отношений деепричастными конструкциями в современном русском языке // Слово и словосочетание как компоненты структуры предложения. М., 1978.

10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1976.

11. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1981.

12. Чеснокова Л.Д. Русский язык: Трудные случаи морфологического разбора. Л., 1991.

13. Якобсон Р.О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972.

Контрольная работа

Каждый вариант включает три задания. Первое формулируется для каждого варианта отдельно. Второе выполняется единообразно: следует подробно охарактеризовать по предложенным ранее образцам грамматические категории одного спрягаемого глагола (на выбор) и выполнить полный морфологический анализ причастия и деепричастия. Третье задание предполагает выявление особенностей морфологии двух подчёркнутых слов.

Вариант 1

1. Укажите отношение следующих глаголов к классу и спряжению: думать, лечь, брить, сохнуть, бить, горевать, согнать.

2. Меж гор, лежащих полукругом,

Пойдём туда, где ручеёк,

Виясь, бежит зелёным лугом

К реке сквозь липовый лесок,

Там соловей, весны любовник,

Всю ночь поёт; цветёт шиповник…

(А.С. Пушкин)

Вариант 2

1. Укажите особенности спряжения данных глаголов: почтить, есть, застелить, хотеть, бежать, дать, взять.

2. Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мёртвым, и живым,

К устам подъяв признательную чащу,

не помня зла, за благо воздадим.

(А.С. Пушкин)

Вариант 3

1. Образуйте от следующих глаголов деепричастия (объясняя операции образования). Какие из этих глаголов не образуют деепричастий? Почему? Иметь, лить, нахмуриться, стричь, шить, смеркаться, заниматься, петь.

2. Недвижен он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь из раны кровь текла.

(А.С. Пушикн)

Вариант 4

1. Определите разряды возвратных глаголов. Особо отметьте глаголы, которые не употребляются без постфикса –ся: забавляться, любоваться, мяться, радоваться, искупаться, ругаться, стремиться, лечиться, строиться.

2. Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак,

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

(А.С. Пушкин)

Синея, блещут небеса…

(А.С. Пушкин)

Вариант 5

1. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий (с объяснением): стелиться, купить, вести, петь.

2. Шумели листья, облетая,

Лес заводил осенний вой…

Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

(И. Бунин)

Огород будет очищен от сорняков.

Вариант 6

1. Определите способ глагольного действия, укажите его формальный показатель. Подчеркните глаголы, которые могут иметь видовую пару: зацветать, стукнуть, говаривать, от царствовать, поохать, настрадаться, полететь, рассказывать, нажарить, бегать, бежать.

2. На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая,

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит.

(А.С. Пушкин)

Вариант 7

1. Назовите (с примерами) причины адъективации причастий.

2. Поле покрылось солдатами, как зелёной саранчой (Л. Толстой). Лицо степи, неоглядно желтея, то засмеётся, залитое солнцем, то потемнеет бегущею тенью (Серафимович).

Вариант 8

1. Определите отношение к видовой паре (с доказательством, указав способ образования ВП) следующих глаголов: мешать кашу; мешать бумаги; мешать брату; Снег летит в окно; Лепить марку, лепить статую.

2. …И лапу с острыми когтями

Ей протянул; Она скрепясь,

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей.

(А.С. Пушкин)

ЗАНЯТИЕ 11 (обобщающее)

Наши рекомендации