Схема характеристики категории времени

1. Указать, в форме какого времени стоит анализируемое слово, отметить показатели этой формы.

2. Отметить, в значении абсолютного или относительного времени выступает глагольная форма. Обосновать свою позицию.

3. Определить общее и частное временные значения, передаваемые глаголом в данном контексте.

4. Установить, в прямом или переносном употреблении функционирует словоформа.

Образец характеристики категории времени

Вот иду я вдоль большой дороги…(Ф. Тютчев).

Иду – глагол НСВ в форме настоящего времени (ид- + у). Время действия совпадает с моментом речи говорящего. Это настоящее актуальное, актуальность действия подчёркивается частицей вот (настоящее МР).

Такой случай. Я в Александрии гулял; а тут какой-то арабчонок продает крокодила (А. Герцен).

Продает – глагол НСВ в форме настоящего времени (основа настоящего времени – будущего времени продаj + ёт), а по значению время прошедшее, так как называет действие, которое происходило до момента речи. Это так называемое историческое употребление формы настоящего времени в контексте прошедшего, имеющее художественно-стилистическую значимость (словоформа помогает читателю быть как бы участником давнего события).

Он покраснел: ему стыдно было убивать человека безоружного)(М. Лермонтов).

Покраснел – глагол СВ в форме прошедшего времени (основа инфинитива покрасне + л + ٱ); обозначается действие, которое совершилось до момента речи, но результат его налицо в настоящем – это прошедшее перфектное.

Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра (А. Чехов).

Будем говорить – глагол в форме будущего времени (вспомогательный глагол будем + инфинитив говорить), но названное глаголом действие соотносится не с моментом речи говорящего, а с временем глагола казалось, обозначая действие, происходящее после действия глагола казалось. Это относительное время.

Литература

Основная

1. Русская грамматика. М., 1980. Т.1 С. 626 – 636.

2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1971. Гл. 2, 3.

3. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1980. (Категория времени).

4. Прокопович Е.Н. К вопросу о дифференциации перфектного и аористического значений в формах прошедшего совершенного // Русский язык в школе. 1977. № 5.

5. Поспелов Н.С. О двух видах грамматических значений глагольных форм времени в русском языке // Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. М., 1990.

6. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.

7. Русский язык: Учебник для 5 кл. средней школы. М., 1990.

Дополнительная

1. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967.

2. Бондарко А.В. Темпоральность // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

3. Воскресенская И.В. О вневременном значении // Русская речь. 1973. № 5.

4. Долин Ю.Т. К вопросу о грамматической природе форм типа хлоп в современном русском языке // Русский язык в школе. 1970. № 5.

5. Золотова Г.А. Аспекты изучения категории времени // Изв. АН СССР. Сер. литер. и языка. 1975. № 3.

6. Ломов А.М. Два типа употребления времени в русском языке // Русский язык в школе. 1972. № 8.

7. Маслов Ю.С. Видо-временная структура художественного повествования // Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л., 1984.

8. Поспелов Н.С. Категория времени глагола // Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. М., 1990.

9. Прокопович Е.Н. Глагол в предложении: Семантика и стилистика видо-временных форм. М., 1982.

10. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

11. Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное (на материале англ. яз.). М., 1979.

12. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.

ЗАНЯТИЕ 7

КАТЕГОРИЯ ЛИЦА ГЛАГОЛА

Цель: расширить знания о категории лица спрягаемых глагольных форм в области их семантики и употребления; познакомиться с различными способами выражения лица; получить представление о ФСП персональности.

Содержание

1. Семантика и формы выражения категории лица глагола.

2. Употребление личных форм глагола (обощённо-личное, неопределённо личное и др.).

3. Безличные глаголы, их лексические разряды.

4. Полный морфологический разбор глагола.

Знания, умения, навыки:знать категориальные значения всех личных форм глагола, уметь определять прямое и переносное значение грамматических форм лица; знать способы образования личных форм в изъявительном и повелительном наклонениях, причины ограничений на образование тех или иных форм лица, разные подходы к способам выражения лица в прошедшем времени и сослагательном наклонении; уметь отличать личные глаголы от безличных – в языке и речи; научиться полному морфологическому анализу спрягаемого глагола.

Задания

А. 1. Образуйте формы 3 лица ед. и мн. числа от данных глаголов; определите их класс и спряжение.

Бегать, бежать, увидеть, чернеться, чтить, спать, брить, хотеть, постелить, колыхаться, сдержать, вить, согнать.

2. Определите, почему данные глаголы не употребляются в форме I лица ед. ч.: 1) из-за неблагозвучия, 2) вследствие омонимии с другой стороны, 3) по значению не может относиться к ед. ч., 4) по значению не может относиться к говорящему, 5) глагол безличный.

Толпиться, дерзить, першить, очутиться, шелестеть, думаться, колесить, мерцать, тузить, приютить, сбежаться.

3. Определите значение лица, выраженное формами глагола. Укажите морфологические особенности подчёркнутых слов. Как ещё могут передаваться эти значения?

1) Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо…; Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив (А. Блок). 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой (А. Пушкин).

4. Определите, что обозначают безличные глаголы в данных предложениях (1. Явление природы. 2. Физическое состояние. 3. Психическое состояние. 4. Действие внешних сил. 5. Наличие отсутствие чего-либо. 6. Желание, возможность, долженствование).

1) – Ах, - говорит, не спится мне, не спится мне, Домна Платоновна (Н. Лесков). 2) Все офицеры твёрдо говорили об одном – драться, пока хватит сил и снарядов (А. Новиков-Прибой). 3) Дребезжит и воет в пустых домах чёрный воздух ночи. Заветривает с норд-оста (П. Павленко). 4) Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется (И. Тургенев). 5) Говорят, по осени грустится, потому что грусть-трава цветёт (И. Верюгин). 6)Морозило, и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря (И. Бунин). 7) Всё у тебя есть, только птичьего молока недостаёт. 8) Свежо предание, а верится с трудом (А. Грибоедов). 9) Он не знал, где приведется заночевать (К. Федин). 10) Рассвело уже настолько, что было видно, но солнце ещё не вставало (Л. Толстой). 11) [Леднёву] всё время везёт, он выиграл уже больше двух тысяч (В. Вересаев). 12) Вольнонаёмной команде надлежит утром получить в управлении порта расчет (Л. Соболев).

5. Охарактеризуйте ГК лица выделенных глагольных словоформ (отношение к ГК; значение и форма лица).

1) Теперь вот мы по улице идём и на фонарики глядим. 2) Тётка (Каштанка) не понимала, что говорит хозяин. 3) Если взглянуть под кровать, то увидишькуклу с отломанной рукой и барабан. 4) Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор грозят пальцем. 5) Тут много дыма, пахнет жарким и какая-то женщина стоит около печки и жарит котлеты (По А. Чехову).

6. Заполните таблицу 6 (да / нет)

Таблица 6

Грамматические категории Наклонение
изъявительное сослагательное повелительное
Время Лицо        

7. Произведите полный морфологический анализ подчёркнутых глаголов.

1) Иван Африканович, голубчик, по-соседски: купите старухе баночку кофе, а? А то Марина ругается, что много кофе пью, деньги трачу (М. Чулаки). 2) Поставят тебе, - рассказывала она в старости, - войлочный шлык на голову, волосы зачешут кверху, салом вымажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают – не отмоешь потом (И. Тургенев). 3) Если бы она пришла сюда, её немедленно отправили бы в дом мужа (Ф. Гладков). 4) Войны всегда проигрываются преступниками, выигрываются героями (В. Коротич).

Б.1. Проспрягайте глаголы выздороветь, капать, захотеться.

2. Определите, какие личные формы невозможно образовать от следующих глаголов и почему?

Висеть, вонзить, возить, сбежаться, повезти, несдобровать, углубить, нестись, кудахтать, упростить, пылесосить, смеркаться.

3. Определите способ выражения и значения личных форм глаголов.

1) За воротами смеются, дальше – улица темна (А. Блок). 2) – Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка, - погодите! (И. Крылов). 3) Есть на карте-место: взглянешь – кровь в лицо! Бьётся в муке крестной каждое лицо! (М. Цветаева). 4) Ей снится, будто бы она идёт по снеговой поляне… (А. Пушкин).

4. Составьте предложения, в которых данные глаголы имели бы обобщённо-личное, неопределённо-личное, безличное значения.

Курят, грезится, храним, плачут, идёшь, дует, пою.

5. Составьте полную парадигму безличных глаголов. Сравните её с парадигмой личных глаголов.

Першить, пахнуть, думаться, обуваться.

6. Выпишите из предложенных ниже собственно-безличные глаголы и глаголы, которые в зависимости от контекста могут выступать то как личные, то как безличные. Сгруппируйте глаголы по их ЛЗ.

Прозвучит, тянет, несёт, морозит, взгрустнулось, вечереет, парит, тошнит.

7. Найдите в данных предложениях личные формы глаголов, определите их значения. Как выражается отношение к лицу-субъекту у других глагольных форм, встречающихся в текстах?

1) Мы, кажется, улыбаемся. Будьте добры, соблаговолите ещё раз улыбнуться (А. Чехов). 2) – Лексей, - позвал дед, иди ближе!.. Ну, кому говорят?.. Вот гляди, как секут…Раз!.. (М. Горький). 3) В дальнейшем мы пользуемся в основном так называемой Лаврентьевской редакцией, а в некоторых случаях прибегаем к так называемой «новой» редакции (Д. Лихачёв). Я спросил Сухорукова: - Вы охотник? – Никак нет, гражданин судья. Мы больше рыбёшкой балуемся (В. Курочкин). 5) Насколько автор настоящей заметки осведомлён, в памятниках русской письменности XV в. … неизвестны легенды, воспроизводимые в мелетовской росписи (Д. Лихачёв). 6) Просыпаешься среди тёмной, безлунной мартовской ночи и сначала никак не можешь сообразить, где ты находишься (А. Куприн). 7) Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают (А. Островкий). 8) А то едемте к нам в деревню, - вдруг почти игриво пригласила она… (И. Велембовская). 9) Ну, ладно! Давай мириться, Перфишка! (М. Горький). 10) Разумеется, прозорливый читатель уже давно угадал, что я с самого начала к этому клонил (Ф. Достоевский).

8. Прочитайте стихотворение А. Блока «На смерть Комиссаржевского». Найдите элементы ФСП персональности. Какую роль они играют в образном строе стихотворения?

Пришла порою полуночной

На крайний полюс, в мёртвый край,

Не верили. Не ждали. Точно

Не таял снег, не веял май.

Не верили. А голос юный

Нам пел и плакал о весне,

Как будто ветер тронул струны

Там, в незнакомой вышине,

Как будто отступили зимы,

И буря твердь разорвала,

И струнно плачут серафимы,

Над миром расплескав крыла…

Но было тихо в нашем склепе,

И полюс – в хладном серебре.

Ушла. От всех великолепий –

Вот только: крылья на заре.

Что в ней рыдало? Что боролось?

Чего она ждала от нас?

Не знаем. Умер вешний голос,

Погасли звёзды синих глаз.

Да, слепы люди, низки тучи…

И где нам ведать торжества?

Залёг здесь камень бел-горючий,

Растёт у ног плакун-трава…

Так спи, измученная славой,

Любовью, жизнью, клеветой…

Теперь ты с нею – с величавой,

С несбыточной твоей мечтой.

А мы – что мы на этой тризне?

Что можем знать, чему помочь?

Пускай хоть смерть понятней жизни,

Хоть погребальный факел – в ночь…

Пускай хоть в небе – Вера с нами,

Смотри сквозь тучи: там она –

Развёрнутое ветром знамя,

Обетованная весна.

Контрольные вопросы

1. Какова общая семантика категории лица глагола? В каких трёх основных разновидностях она проявляется?

2. Сколько форм лица у русского глагола: 3, 6, 7 …?

3. Есть ли формы лица у глаголов прошедшего времени? Какие точки зрения на этот счёт вы знаете?

4. На каком основании противопоставляются формы 1 и 2-го лица формам 3-го?

5. Каковы особенности в спряжении глаголов есть, дать, бежать, хотеть, чтить?

6. Что такое «недостаточные глаголы»? Каковы причины их существования?

7. Какие дополнительные значения глагольных форм 1 и 2-го лица вы знаете?

8. В чём заключаются особенности употребления форм 3-го лица?

9. Какие лексические группы можно выделить среди безличных глаголов?

10. Каких ГК не имеют безличные глаголы?

11. *При каких условиях личные глаголы могут выступать в значении безличных? Приведите примеры.

Наши рекомендации