III. Проверка знаний учащихся.

В качестве проверки правописания слов с непроверяемой гласной используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты.

Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков правописания гласных, непроверяемых ударением, находятся в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития учащихся, так и от развития их внимания, воли, памяти, способности анализа и т.д., поэтому при проведении словарно-орфографической работы обязательно следует осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения, прежде всего помогая слабоуспевающим ученикам.

Совершенно очевидно, что успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главным из которых являются следующие:

1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторяемости).

2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных тем программ.

3. Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия.

4. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.

5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.

В последнее время методисты отмечают новый подход к словарно-орфографической работе в начальных классах.

Традиционно в словарно-орфографической работе выделяются следующие составные части:

- представление нового слова из словарика, с которым учащиеся знакомятся на уроке;

- формулирование лексического значения;

- освоение его орфографии;

- введение нового слова в активный словарь детей.

Некоторые учителя необходимой составной частью работы над трудными словами считают также осуществление его этимологического анализа.

В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из словарика, эта часть словарно-орфографической работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождение в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарно-орфографической работы. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности.

Сущность нового подхода к представлению нового слова из словарика – усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемые за счет субъектизации процесса обучения.

С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, анализ слов по составу, морфологический разбор, освоение лексики, орфографии, развитие речи и т.д.) школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. при этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и. т.д.

Все упражнения объединены в несколько групп.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Например, по буквам угадать слова

1. III. Проверка знаний учащихся. - student2.ru

(медведь)

2.

III. Проверка знаний учащихся. - student2.ru

Ь Т Е И У Ч Л

( учитель)

3. О З А Б В Т Е Р А Д К

( обед, завтрак)

По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний, учитель при отгадывании слова перестает давать какие-либо указания уч-ся.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ними совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также предусматривается тенденция постоянного уменьшения указаний учителя, помогающих детям в определении слова.

Например, зашифрованные слова – капуста, картофель, солома.

В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.

1. Зачеркните буква, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза)

п, б, к, т, х, е, ш, с, р, ч, ё, щ, з, ц, а

2. Каждому местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках:

Мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д).

Вы сможете назвать новое слово из словарика, если правильно расположите местоименные формы в порядке изменения их по падежам и соедините буквы, написанные в скобках (беседа).

3. Прочитать записанные на доске слова с пропущенными безударными гласными а и о. (Выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает) Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке (вокзал).

4. В следующем приеме сочетаются самые разнообразные виды деятельности: фонетический разбор, разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память.

Например,

- первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове СОЛОМА;

- вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове ПЕСОК;

- третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове ВЕРНУТЬ;

- четвертая буква является последней в корне слова СЕВЕР;

- пятая буква – это окончание слова ЯБЛОКО. (Метро)

Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знаний учащихся по другим учебным дисциплинам.

1. Использование знаний по математике.

1 6 7 8 9 2

Л В К Ж 3 Б

А Д Ь 4 У Ф

М И 5 П Г Т О

Шифр к квадрату: 16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (6-я буква).

Надо определить, какое математическое действие следует осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произвести необходимые вычисления, тогда будет разгадано слово из словарика (умножение). Искомое слово – кивать.

2. Использование знаний по изобразительному искусству.

III. Проверка знаний учащихся. - student2.ru

М А К Б О Й Н

Надо мысленно расположить квадраты по цветам радуги и найти слово (комбайн).

Упражнения пятой группы предусматривают нахождение нового словарного слова на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя.

1. Вы сможете назвать слово из словарика, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

м…г…зин – пр…д…вец

б…льница – врач…

т…атр - …ктер

космический к…рабль - ?

Смысловая связь между словами: место работы – профессия. Искомое слово космонавт.

2. Внимательно посмотреть на данную запись:

в…сна город н…род

тр…ва угон ?

Для того, чтобы определить искомое слово, сначала надо узнать, каким способом образовано слово НАРОД. Для его составления использовались последние слоги первых двух слов верхней строки. Искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строки (вагон).

При выполнении такого типа заданий у школьников развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связанная аргументированная речь. Школьники не только называют новое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

Ассоциативный метод запоминания словарных слов.

Учитывая психологию в начальной школе (преобладание образной памяти), можно использовать образы для запоминания словарных слов.

1. Метод графических ассоциация

яг О да ябл О ко (на месте О – рисунок ягоды и яблока)

Эта картина легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.

2. Метод звуковых (фонетических ассоциаций)

Этот метод используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

дед в деревне

завтра на завод

дети дежурные

Приемы «усиления» орфограммы в словарных словах.

Усилить орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной т.д.) на нее должно «поработать».

Некоторые способы «усиления» орфограммы:

1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета.

Например, О г О р О д (на месте букв о нарисованы овощи круглой формы).

2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

Например,

блокнот – несколько листов бумаги;

помидор – в овоще живут два червячка: Пом и Дор;

шоколад – в слове живет сладкий «Шок» и напиток «Кола».

3. Составление ребусов.

Например,

о5 (опять)

40а (сорока)

4. Заучивание обобщенным способом.

Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова – «вешаю» на него и другие слова, которые пишутся с той же орфограммой. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов.

Например, словарные слова урожай, огород, овощи, горох, морковь, огурец. Опорное слово – горох: семена этого овоща – горошины – походи на О.

На огороде собрали урожай овощей: гороха, моркови, огурцов.

Наши рекомендации