Максимальная лексическая система и генеральная совокупность текстов.

Лексическая система – подсистема языка, уровень языка, занимает центральное положение.

Бесконечность в составлении предложений

По данным словарей языков индо-европейской семьи, славянской группы макс. Лекс. Сист. 500000-1000000ед.

От 20 до 80 –фонем

От 1000 – морфем

Для англ.яз 1000 000 лексем

Слово или лексема – основная единица языка. Основная единица речи – словоформа. Running words – lexeme, tokens – type

Текстовое слово – лексема

Существует форма и словоупотребление (сколько раз встречается в данной выборке)

Максимальная лексическая система – словарь

Количество слов максимальной лексической системы русского языка превышает 1 млн. Отсутствие такого словника объясняет исключительно влиянием факторов экстралингвистических. Внутри этого словника идеального универсального словаря выделяется лексика литературного языка в широком смысле, основной отличительной особенностью которого в противоположность литературному языку в общепринятом понимании (по нашему пониманию, литературному в узком смысле) является присутствие в нём всех терминологий естественных, общественных и технических наук, всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, сферы обслуживания и т.д.

Профессиональное просторечие и профессиональные жаргоны как явления внелитературной речи при этом исключаются. Лексика литературного языка в широком смысле содержит менее 1 млн. слов, но явно больше 300.000 слов (см. Схему).

МАКСИМАЛЬНАЯ ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Лексика литературного языка в узком смысле (общеупотребительная лексика ≤ 300.000 слов)
Лексика литературного языка в широком смысле (<1 млн. и >300.000 слов)
(≈ 1 млн. слов)

Максимальная лексическая система и генеральная совокупность текстов. - student2.ru

Максимальная лексическая система, включающая в свой состав свыше 1 млн. слов, реализуется в генеральной совокупности текстов.

Ввиду того что максимальная лексическая система (термин П.Н. Денисова) практически не может быть воплощена в одном издании, необходима взаимосвязанная система справочных словар ноэнциклопедических изданий, которая была бы задумана таким образом, чтобы все издания этой серии как бы взаимно дополняли друг друга, а каждое в отдельности отражало бы существенную часть максимальной лексической системы, т.е. какуюнибудь само стоятельную лексическую систему, достаточно большую, чтобы заслужить отдельное описание.

Генеральная совокупность текстов – речь - ???

Генеральная совокупность (от лат. generis — общий, родовой) (в англ. терминологии — population) — совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы.

Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые имеют качества, свойства, интересующие исследователя.

Генеральная совокупность – совокупность всех текстов данного автора или данного функционального стиля или отдельного подъязыка науки (лингвистика, экономика, архитектура и проч.). Можно провести исследование всей данной совокупности, но это потребует больших временных и материальных затрат. В связи с этим из генеральной совокупности выбирают ограниченное число объектов, которые подвергаются изучению.


  1. Лексическая подсистема языка и внутренний лексикон

Лексическая подсистема- переплетение долгосрочных семантических зон.

Все слова подчинены единой системе, они являют собой систему, в которой существуют взаимосвязанные и взаимообуславливающие речевые единицы. В единой языковой системе слова поделены на группы по определенным признакам. Например, есть слова, которые обозначают конкретные предметы быта, или группа слов, обуславливающих явления или понятия и т. д. И формируются такие группы не в силу лингвистической схожести, а в силу общности обозначающихся ими понятий.

Но есть и формирование групп исключительно по лингвистическим соображениям. Например, лексико-семантические и грамматические особенности позволят объединить слова в группы по частям речи. Системные отношения внутри групп слов, объединенных общими признаками, называются парадигмами (от греч. «парадигма» - образец, пример).

Парадигматическая связь слов является основой лексической системы в любом языке. Система состоит из подсистем. Простыми примерами таких систем являются пары слов, противоположные по значению – антонимы. Более сложными подсистемами являются группы слов, в основе образования которых сходство значений. Они входят в состав синонимических рядов, разнообразных тематических групп, где присутствуют видовые и родовые иерархические единицы. И также есть достаточно обширные объединения слов по семантическим признакам, которые формируют лексико-грамматические пласты (части речи).

Лексическая система входит в состав гораздо большей системы языка, со сложившимися определенными отношениями семантического состава слова и его формально-грамматического признака, фонетических особенностей. В большой лингвистической системе также сформирована зависимость значений слов от паралингвистических и экстралингвистических факторов (мимика, жесты, интонация, условное функционирование, время закрепления в речи и т. д.).

Имеются различные определения внутреннего лексикона. Ю.Н. Караулов– это некий словарь «языковых единиц» известный говорящему и характеризующий его как определённую языковую личность. Г.П. Щедровицкий определяет лексикон как знаковое образование, основанное на результатах абстракции и обобщений.
Множественность параметров поиска слов в памяти отражает упорядоченность лексических единиц в индивидуальном лексиконе. В поверхностных ярусах лексикона слова группируются на основе включения их в знакомый контекст, на основе ситуативной близости. При этом обнаруживаются между словами смысловые и ассоциативные связи. Это свидетельствует об упорядоченности знаний об окружающем мире, а также о включении слова в многомерные смысловые связи на основе наиболее общего признака принадлежности к некоторому лексико-семантическому классу или лексико-грамматической категории.
Развитие внутреннего лексикона, а, следовательно, и лексикона в целом, взаимосвязано с общим психическим развитием. В связи с чем, отмечается повышенный интерес исследователей к проблеме формирования ментального лексикона у детей с отклонениями в развитии.

Язык – длительно эволюционирующая система, система систем или система подсистем.

лексическая система, грамматическая и фонетическая развиваются

Меняется скорость, подвижность, влияет среда, общество, культура, материальное и духовное.

Причины:

1.бурное развитие технологий.

2.вхождение слов нетерминологического характера.

3.рост стилистически-маркированной лексики (разговорных слов).

2 системы в лексике : исконная (семейная, бытовая и тд) и научная современная(в научно-технических словарях-тезаурусах)

Словник (вокабула)- перечень слов, расположенных в алфавитном или систематизированном порядке, составляемый в процессе работы над словарём или энциклопедией или entry (входное слово)

Метаязык – язык языка, язык – объект

Заменить «в» на «на»

Заменить на «в» «в»

Союзы – члены предложения, элементы языка объекта, а в кавычках элемент метаязыка

Внутренний лексикон – индивидуальная персональная лексическая система

Индивидуальный лексический запас меньше 30 000ед.

Индивидуальная персональная лексическая система, т.е. внутренний лексикон или память.

В устной речи употребляется 10-12к слов, в книжной 20-25к слов


Наши рекомендации