Основные единицы синтаксиса. Категория модальности
Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий средства и правила создания высказывания, грамматическое учение о связанной речи.
Синтаксис изучает, какие механизмы языка обеспечивают переход от языка к речи, и в этом смысле язык представляет собой совокупность абстрактных синтаксических моделей, а их конкретным наполнением является бесконечное речевое содержание.
Внутренняя структура указанных моделей определяет два уровня реализации синтаксического объекта: предложение и словосочетание, представляющие основные единицы синтаксиса.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Среди важнейших признаков словосочетания – способность выражать единое понятие, но выражает его расчлененно.
Грамматическое оформление словосочетания также демонстрирует связанность его элементов и соответствует законам каждого конкретного языка (black cats в аналитическом английском и черные коты– в синтетическом русском).
В отличие от предложения, словосочетание является единицей некоммуникативной, т.е. участвовать в коммуникации оно способно только в составе предложения.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Словосочетание отличается от предложения в аспекте синтаксической категории предикативности.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Категория предикативности выражает отношение информации к действительности и позволяет представить эту информацию в таком виде, в котором она становится пригодной для сообщения, получает конкретно-ситуативное выражение, маркируется в плане реальности/ирреальности, определяется во времени (ср.: слово зима и предложение Зима! – в приведенном предложении обозначается реальное состояние природы в настоящее время, а также отношение говорящего к этому факту). Основным средство формирования предикативности является категория наклонения.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Словосочетание большинством лингвистов понимается как единица непредикативная.
Предложение, наоборот, является единицей коммуникативной.
Коммуникативность конкретизируется в синтаксических категориях модальности и времени.
Модальность – функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности («реальность/гипотетичность/ирреальность», утверждение/вопрос/побуждение» и др.), а также разные виды субъектной квалификации сообщаемого («утверждение/отрицание» и др.). Это одна из основных категорий естественного языка, относящаяся к языковым универсалиям.
Модальность дифференцируется, в первую очередь, как субъективная и объективная.
Объективная модальность – обязательный признак высказывания. Именно она формирует предложение как коммуникативную единицу, локализуя описываемую ситуацию во времени, представляя ее в плане реальности/ирреальности и т.п.
Субъективная модальность – факультативный признак высказывания, выражающий широкий спектр семантических оттенков отношения говорящего к сообщаемому. В ее основе – оценка в широком смысле (включая эмоциональную). Если объективная модальность выражается в самом факте реализованного высказывания, то о средствах выражения субъективной модальности можно говорить специально.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Средствами выражения субъективной модальности могут являться
1) модально-оценочные слова (вероятно, к общей радости, к сожалению и т.п.);
2) модальные частицы (разве что, якобы, вроде и под.);
3) междометия (увы, ах, ой-ей-ей и др.);
4) специфическая интонация, передающая удивление, возмущение и т.д.;
5) инверсия (Велика наука!);
6) некоторые специальные конструкции (Нет чтобы сначала посмотреть! и под.).
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Синтаксический уровень языка характеризуется особым видом связимежду его элементами – как формальной, так и содержательной.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Основными типами синтаксической связи считаются сочинение и подчинение.
Сочинение реализуется в однородности и функциональном равноправии вступающих в синтаксические отношения элементов («лес и река»; «кошка и собака»; «День закончился, и стало холодно.» и под.).
Подчинение характеризуется соединением главного и зависимого элементов («лес за рекой»; «кошка с собакой»; «Стало холодно, потому что закончился день.» и под.).
Современная лингвистика большое внимание уделяют семантическому, логико-понятийному обоснованию синтаксических форм. При таком подходе значительную роль приобретает понятие пропозиции.
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Модальность как отношение содержания высказывания к действительности при формировании высказывания накладывается на некоторый семантический инвариант, общий для всех противопоставленных в аспекте объективной и субъективной модальности – модальной парадигмы (Вечером точно будет холодно / Вечером, скорее всего, будет холодно / Будет вечернее похолодание / Боюсь, что вечером будет холодно / Интересно, вечером будет холодно? и т.д.), называемый пропозицией(в данном случае – «вечером+быть+холодно»).
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кадр 2