Основные единицы синтаксиса. Категория модальности

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий средства и правила создания высказывания, грамматическое учение о связанной речи.

Синтаксис изучает, какие механизмы языка обеспечивают переход от языка к речи, и в этом смысле язык представляет собой совокупность абстрактных синтаксических моделей, а их конкретным наполнением является бесконечное речевое содержание.

Внутренняя структура указанных моделей определяет два уровня реализации синтаксического объекта: предложение и словосочетание, представляющие основные единицы синтаксиса.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Среди важнейших признаков словосочетания – способность выражать единое понятие, но выражает его расчлененно.

Грамматическое оформление словосочетания также демонстрирует связанность его элементов и соответствует законам каждого конкретного языка (black cats в аналитическом английском и черные коты– в синтетическом русском).

В отличие от предложения, словосочетание является единицей некоммуникативной, т.е. участвовать в коммуникации оно способно только в составе предложения.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Словосочетание отличается от предложения в аспекте синтаксической категории предикативности.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Категория предикативности выражает отношение информации к действительности и позволяет представить эту информацию в таком виде, в котором она становится пригодной для сообщения, получает конкретно-ситуативное выражение, маркируется в плане реальности/ирреальности, определяется во времени (ср.: слово зима и предложение Зима! – в приведенном предложении обозначается реальное состояние природы в настоящее время, а также отношение говорящего к этому факту). Основным средство формирования предикативности является категория наклонения.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Словосочетание большинством лингвистов понимается как единица непредикативная.

Предложение, наоборот, является единицей коммуникативной.

Коммуникативность конкретизируется в синтаксических категориях модальности и времени.

Модальность – функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности («реальность/гипотетичность/ирреальность», утверждение/вопрос/побуждение» и др.), а также разные виды субъектной квалификации сообщаемого («утверждение/отрицание» и др.). Это одна из основных категорий естественного языка, относящаяся к языковым универсалиям.

Модальность дифференцируется, в первую очередь, как субъективная и объективная.

Объективная модальность – обязательный признак высказывания. Именно она формирует предложение как коммуникативную единицу, локализуя описываемую ситуацию во времени, представляя ее в плане реальности/ирреальности и т.п.

Субъективная модальность – факультативный признак высказывания, выражающий широкий спектр семантических оттенков отношения говорящего к сообщаемому. В ее основе – оценка в широком смысле (включая эмоциональную). Если объективная модальность выражается в самом факте реализованного высказывания, то о средствах выражения субъективной модальности можно говорить специально.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Средствами выражения субъективной модальности могут являться

1) модально-оценочные слова (вероятно, к общей радости, к сожалению и т.п.);

2) модальные частицы (разве что, якобы, вроде и под.);

3) междометия (увы, ах, ой-ей-ей и др.);

4) специфическая интонация, передающая удивление, возмущение и т.д.;

5) инверсия (Велика наука!);

6) некоторые специальные конструкции (Нет чтобы сначала посмотреть! и под.).

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Синтаксический уровень языка характеризуется особым видом связимежду его элементами – как формальной, так и содержательной.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Основными типами синтаксической связи считаются сочинение и подчинение.

Сочинение реализуется в однородности и функциональном равноправии вступающих в синтаксические отношения элементов («лес и река»; «кошка и собака»; «День закончился, и стало холодно.» и под.).

Подчинение характеризуется соединением главного и зависимого элементов («лес за рекой»; «кошка с собакой»; «Стало холодно, потому что закончился день.» и под.).

Современная лингвистика большое внимание уделяют семантическому, логико-понятийному обоснованию синтаксических форм. При таком подходе значительную роль приобретает понятие пропозиции.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Модальность как отношение содержания высказывания к действительности при формировании высказывания накладывается на некоторый семантический инвариант, общий для всех противопоставленных в аспекте объективной и субъективной модальности – модальной парадигмы (Вечером точно будет холодно / Вечером, скорее всего, будет холодно / Будет вечернее похолодание / Боюсь, что вечером будет холодно / Интересно, вечером будет холодно? и т.д.), называемый пропозицией(в данном случае – «вечером+быть+холодно»).

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кадр 2

Наши рекомендации