Методы и приемы обучения орфографии

Методика обучения правописанию предусматривает применение:

1) метода языкового анализа и синтеза;

2) метода запоминания, заучивания, или имитативного метода;

3) метода решения грамматико-орфографических задач. Выбор метода и приема зависит:

– от особенностей орфографического материала, от типа ор­фограммы;

– от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

– от возрастных особенностей и возможностей детей и язы­ковой основы, уже изученного языкового материала. Метод языкового анализаи синтезапредполагает постоянное по­вышение самостоятельности и познавательной активности учащихся. Рассмотрим виды языкового анализа (его приемы).

1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основному словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обу­чения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.

2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, сты­ков морфем — всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы — вокончании, вкорне и т.п.; при переносе слов.

3. Морфологический анализ — определение части речи и ее фор­мы, типа склонения или спряжения и пр. — используется при ус­воении правописания падежных и личных окончаний, при разли­чении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написа­нии, при различении -тсяи -ться,а также при переносе слов.

4. Синтаксический анализ — выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и струк­туры предложений — применяется при усвоении правописания па­дежных и личных окончаний, при различении предлогов и при­ставок, при написании заглавной буквы в начале предложения; син­таксический анализ необходим также для понимания значения слов и их сочетаний и определения морфологических признаков.

5. Семантический анализ — выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их со­четаний, предложений и текста — необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при опреде­лении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.

Перечислим виды языкового синтеза (его приемы).

1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и в слове, объединение слогов, приме­няется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.

2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения — обра­зование новых слов, используется при подборе проверочных слов.

3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полу­ченных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.

4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, пред­ложений) и текста, запись полученных форм применяется одно­временно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно ва­жен для закрепления и практического применения всего комплек­са умений в области письма.

Анализ обычно идет впереди, до синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.

Метод запоминания (имитативный метод) предполагает по пре­имуществу репродуктивную деятельность учащихся. Он применя­ется, в основном, для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в началь­ных классах еще не могут быть проверены.

Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:

1) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты; различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими и иными заданиями;

2) использование плакатов и других средств наглядности со спис­ками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;

3) использование словарей;

4) буквенное проговаривание слов — в сопоставлении с орфоэ­пическим произношением, запоминание буквенного состава слов;

5) письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении пра­вописания и проверяемых слов, например, с безударными гласны­ми в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.

Метод решения грамматико-орфографических задач совпада­ет с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с ме­тодом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обу­чение и создает возможности для повышения уровня познаватель­ной активности и самостоятельности учащихся.

Для решения грамматико-орфографических задач нужна серь­езная основа в виде грамматических и иных языковых знаний, до­статочное речевое развитие, богатый словарный запас. Кроме того, школьники должны овладеть определенным уровнем аналитико-синтетических умений в области фонетики, графики, грамматики, а также орфографической зоркостью. Большое значение при ре­шении задач имеет быстрота выполнения умственных операций.

Орфографические упражнения способствуют выработке орфог­рафического навыка, если их выполнение носит систематический характер, а количество необходимо и достаточно. Упражнения на­правлены:

1)на формирование умения видеть орфограмму;

2)овладение операциями, обеспечивающими применение правила;

3)установление связи между частными операциями, т. е. вклю­чение их в единую систему действий;

4) уточнение учащимися сущности и формулировки правила.
Традиционно в методике выделяются следующие группы ор­фографических упражнений:

1) грамматико-орфографический разбор;

2) списывание;

3) диктанты;

4) лексико-орфографические упражнения;

5) изложения.

В школьной практике орфографические упражнения одновре­менно характеризуются с двух сторон:

—по форме выполнения (списывание, диктант и т.п.);

—по характеру решаемой задачи (орфографические или ком­плексного типа).

Остановимся на видах упражнений.

Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать. Начиная с буквар­ного периода, учитель систематически обучает детей правильности действий при списывании.

Памятка

Учись списывать

1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все,что нужно списать.

2. Каждое слово в предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

3. Сравни свою запись с тем, с чего списывал.

В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфог­раммами, требующими проверки, и обоснование написания, под­счет в тексте орфограмм на определенное правило и т.п. Чтобы проверить уровень сформированности навыка списывания, проводят и контрольные работы по списыванию.

В современной школе используется более десяти приемов спи­сывания, но все они осложнены дополнительными заданиями по грамматике, фонетике, орфографии, словообразованию, что усили­вает произвольный характер запоминания и позволяет отработать применение орфографического правила.

В качестве материала для списывания используются слова, сло­восочетания, предложения и тексты. Важно, чтобы учащиеся списывали не только с печатного, но и с письменного текста. Списы­вание нередко сопровождается устным орфографическим проговариванием или комментированием написаний. Обязательным усло­вием списывания является полное понимание учащимися значения слов и текста.

Списывание может быть выборочным, т.е. списыванием не всего текста, а лишь отдельных слов (предложений), отвечающих зада­нию.

Диктант — вид орфографического упражнения, сущность ко­торого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения, текста. По основной цели проведения все дик­танты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обу­чающих диктантов — научить детей правописанию, основная же цель контрольных — проверить уже усвоенные знания.

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяс­нительные и комментированные в зависимости от того, когда про­водится объяснение диктуемого текста: перед диктовкой, после или во время нее.

Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила, направлен на овладение учащимися алгоритмом действий и проводится непосредственно после изуче­ния той или иной темы, а также в тех случаях, когда учебный материал долгое время не повторялся, т.е. его цель — предупредить появление ошибок. Диктуемый учителем текст подвергается орфог­рафическому разбору до записи его учащимися (сначала объясне­ние, затем запись).

Предупредительный диктант имеет свои недостатки.

1. После разбора орфограммы учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически.

2. При проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

Объяснительный диктант включает объяснение и доказатель­ство написания орфограммы после того, как записано все предло­жение или текст. Этот вид диктанта представляет собой коллек­тивную проверку написанного, развивает внимание учащихся к ор­фограммам. Такие диктанты проводятся на этапе закрепления и отработки навыка правописания, а также при повторении ранее пройденного материала. В процессе записи текста учащиеся под­черкивают орфограммы, требующие проверки, после записи — кон­тролируют правильность выполнения работы. Разновидностью та­кого диктанта являются диктанты с пропущенными орфограммами. В этом случае учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений.

По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть зрительными или слу­ховыми. В первом случае учащиеся видят на доске или в книгах разбираемый текст, а во втором — объяснение орфограмм ведется устно. Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяс­нительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются).

Комментированный диктант предполагает объяснение орфо­грамм непосредственно в процессе письма. Обучение комментиро­ванию начинается в период обучения грамоте.

По характеру операций с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.

Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуе­мого учителем, а только части, соответствующей заданию. Напри­мер, записывают слова только на определенное правило. Этот вид диктанта нельзя давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний, -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая — вы­писывание слов без их изменения, наиболее трудная — выбороч­ная запись с предварительным изменением слов.

Выборочный диктант в сравнении с другими видами ценен тем, что исключает возможность механической записи, позволяет да­вать очень насыщенный изучаемыми орфограммами материал, спо­собствует лучшему восприятию и запоминанию слов, развитию ор­фографической зоркости.

Свободный диктант предполагает запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свобод­ного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла. Этот вид работы способствует выработке навыка запоминания дик­туемого; при проведении свободного диктанта у детей воспитывается внимательность, развиваются сообразительность, логическая память. Как средство обучения орфографии свободный диктант усту­пает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменя­ют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее

сложными.

Методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сна­чала читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению после­дующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся

напишут предыдущую.

Творческим диктантом принято называть работу, состоящую в записи диктуемого текста с предварительным изменением. Разли­чают несколько видов творческих изменений:

методы и приемы обучения орфографии - student2.ru методы и приемы обучения орфографии - student2.ru методы и приемы обучения орфографии - student2.ru методы и приемы обучения орфографии - student2.ru методы и приемы обучения орфографии - student2.ru диктант с вставкой слов (распространение предложений);

—диктант с изменением грамматической формы слов.

В целях активизации учащихся на уроках русского языка про­водятся самодиктанты, диктант с обоснованием и диктант «Прове­ряю себя».

Самодиктант, или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, воспринятый на слух, и затем записывают его самостоятель­но, диктуя себе.

Суть диктанта с обоснованием заключается в следующем: уче­ник сначала дает письменное объяснение написания диктуемого сло­ва, а затем записывает само слово. Обоснование непременно долж­но предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала ду­мать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или указании его грамматической формы. Обоснование, проводи­мое в целях предупреждения ошибок, может выполняться не толь­ко письменно, но и устно. Этот вид диктанта является своего рода предупредительным диктантом.

Методика диктанта «Проверяю себя» такова. В процессе запи­си текста дети подчеркивают все те орфограммы, в написании ко­торых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать любые вопросы, причем количество подчеркиваний и исправлений на оценку не влияют. Этот вид работы является разновидностью объяснительного диктанта.

Проверочный (контрольный) диктант ставит своей целью вы­яснить, насколько дети овладели только что изученным правилом и ранее отработанными. Текст читается целиком, затем диктуется по предложениям или по частям в 2—3 слова (если предложение состоит из 6 и более слов). При проведении контрольного диктанта на последнем году обучения каждое предложение прочитывается всего один раз, дети повторяют его про себя и записывают. После того как дети запишут весь текст, учитель еще раз читает его, де­лая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся смогли проверить написанное. В качестве проверочного может про­водиться и словарный диктант, объем которого от 8 (в I классе) до 15 слов (в IIIклассе).

Изложение как вид орфографического упражнения характери­зуется четко выраженной направленностью на развитие речи уча­щихся. Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и на­учились его применять.

Особым видом упражнений можно считать орфографический разбор — вид языкового анализа. Он состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их разъяснении, в ука­зании способов их проверки. Различаются полный орфографичес­кий разбор, когда разбору подвергаются все орфограммы, и тема­тический (выборочный), когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенную тему. Орфографический разбор выполня­ется устно, при письменном выполнении используются графичес­кие условные обозначения.

Орфографические упражнения комбинируются с граммати­ческими, фонетическими, словообразовательными и другими. На уроках русского языка выполнение различных упражнений за­нимает около 80% времени, в связи с этим очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность уча­щихся. Необходимо добиваться, чтобы упражнение не только формировало навык, но и составляло решение орфографичес­ких задач.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

*1. Составьте тезисный план каждого раздела темы.

2. Перечислите правила графики.

3. Назовите разделы орфографии.

4. Перечислите основные принципы орфографии.

5. Что следует понимать под орфограммой? орфографическим

полем?

6. Перечислите опознавательные признаки орфограммы.

7. Назовите этапы орфографического действия.

8. Каковы условия, необходимые для выбора способа проверки орфограммы?

9. Какие навыки и умения лежат в основе орфографического навыка?

10. Назовите этапы формирования орфографического навыка.

11. Перечислите условия формирования орфографического на­выка.

12. Раскройте понятие «орфографическая зоркость» и назовите

приемы ее развития.

13. Назовите факторы, влияющие на усвоение орфографии.

14. Каково значение проговаривания?

15. Каково значение проведения систематической работы над ошибками?

16. Назовите компоненты процесса работы над орфографическим правилом.

17. Назовите методы обучения правописанию.

18. Перечислите виды анализа и синтеза, используемые при обу­чении правописанию.

19. Назовите упражнения, способствующие выработке орфографи­ческого навыка.

 

20. Перечислите виды диктантов.

- Объясните термины и понятия:

алфавит графика диктант дифференцирующие написания зрительный фактор изложение имитативный метод метод запоминания морфологический принцип орфограмма орфографическая задача орфографическая зоркость орфографический навык орфографический разбор орфографическое действие орфографическое поле орфографическое правило

орфографическое проговаривание

орфографическое умение

орфографическое упражнение

орфография

орфоэпическое проговаривание

признаки орфограммы

рукодвигательный фактор

самопроверка

слуховой фактор

списывание

традиционный принцип

фонема

фонематический принцип

фонематический слух

фонетический принцип

языковой анализ

языковой синтез

языковые единицы

22. Составьте логическую цепочку из 5—10 понятий, связанных между собой.

**1. Раскройте сущность каждого принципа русской орфографии.

2. Выполните анализ текста с точки зрения наличия орфограмм.

3. В данном тексте найдите все орфограммы и выделите их ор­фографическое поле (см. Дидактический материал № 1).

4. Пользуясь учебниками русского языка для начальной школы, назовите все орфограммы, изучаемые на этой ступени.

5. Докажите, что орфографический навык невозможно сформи­ровать без предварительной выработки умений:

—передавать на письме звуки буквами;

—выполнять фонетический анализ;

—устанавливать морфемный состав слова;

—видеть и узнавать орфограмму;

—подбирать правильно проверочное слово.

6. Докажите, что формирование орфографического навыка зави­сит от четкой последовательности этапов этого процесса.

7. Какие упражнения направлены на формирование фонемати­ческого слуха?

8. Изложите методику работы по развитию орфографической зор­кости.

9. Выполните анализ орфографических ошибок, допущенных уча­щимися. Спланируйте дифференцированный подход к организа­ции работы над ошибками (см. Дидактический материал № 3).

10.Охарактеризуйте различные типы орфографических правил.

11.Опишите методику работы по усвоению какого-либо орфог­рафического правила.

12. Назовите методы знакомства с новым материалом, которые
вы используете при объяснении следующих правил, обоснуй­
те свой выбор:

1) правописание ча, ща, чу, щу;

2) правописание разделительного мягкого знака;

3) правописание удвоенных согласных;

4)правила переноса.

13. Раскройте суть каждого метода обучения правописанию.

14. Изложите методику проведения каждого из видов диктантов.

15. Выпишите и объясните специальные термины и понятия, со­держащиеся в теме.

***1. В чем сходство и различие фонематического и морфологичес­кого принципов орфографии?

2. Пользуясь материалами учебников русского языка для началь­ных классов, докажите, что при ознакомлении с любой ор­фограммой рассматриваются ее признаки. Определите, какие из них общие, а какие частные.

3. Найдите в учебниках русского языка для начальных классов упражнения, направленные на развитие:

—фонематического слуха;

—орфографической зоркости.

4. Выполните анализ уроков русского языка с точки зрения при­
сутствия факторов, влияющих на усвоение орфографии (см.
Дидактический материал № 2).

5. По материалам учебника русского языка изложите последо­вательность работы над одним из орфографических правил.

6. Классифицируйте упражнения и задания, предлагаемые уча­щимся при изучении конкретной орфограммы, с точки зре­ния их методической направленности.

7. Дайте сравнительную характеристику предупредительного и объяснительного диктантов.

8. Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуе­тесь при ответе по теме:

1) Научные основы методики обучения правописанию.

2) Понятие об орфограмме.

3) Условия формирования орфографического навыка.

4) Методика работы над орфографическим правилом.

5) Орфографические упражнения и методика их проведения.

9. Разработайте фрагменты уроков:

1) «Работа по ознакомлению с орфографическим правилом».

2) «Работа по усвоению орфографического правила».

3) «Система упражнений для формирования орфографического

навыка».

Дополнительная литература

1. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. Рождественского. 2-е изд. М., 1979.

2. Львов М. Основы обучения правописанию в начальной школе: Учеб. пособие для слушателей ФПК. М., 1988.

методы и приемы обучения орфографии - student2.ru методы и приемы обучения орфографии - student2.ru методы и приемы обучения орфографии - student2.ru 3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов псд. учеб. заведений /Под ред. М. С. Со­ловейчик. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.

Наши рекомендации