Парадигматика и синтагматика.

Любое слово можно рассматривать или в системе языка, или в речевом потоке. Отношения между языковыми единицами одного уровня могут быть:

- синтагматические

-ассоциативные (по Ф.Соссюру) или парадигматические. (по Луи Ельмслеву).

Парадигматические отношения — это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позволяют выбрать нужную единицу, а также образовывать слова, их формы по аналогии с имеющимися в языке.

Парадигматические отношения нелинейны и не одновременны. Представляют собой отношения выбора (селекции) – «или»: И грянул бой/битва/сражение/поединок.

Парадигма – объеденение, группа, ассоциация, элементы которой имеют что-то общее, а с другой стороны отличаются друг от друга каким-то элементом

Парадигматические отношения в языке –это внутриуровневые отношения ассоциации. (Соссюр)

Свойства:

1.ассоциация или группировка.

2. основаны на выборе

3.характерно свойство взаимоисключаемости («или-или»)

4.никогда не встречается в речи

5.не наблюдаемы

6.in absentia (заочно)

7. «вертикальные»

Типы парадигм:

1. Морфологическая – это ряд словоизменения (стол-стола-столу-столом-о столе). Морфологическая парадигма представляет собой грамматическую категорию - падеж, число), имеет структуру (левая часть-неизменна, в правой части изменяется окончание. Такая парадигма замкнута (число ее элементов исчисляемо). Поряджок исследования элементов парадигмы не обязателен, а условен. Морфологическая парадигма задает какой-то языковой образец.

2. Лексическая – не замкнута, слова объединяются на основе общности и различии своего смысла

Виды лексических парадигм:

– синонимические ряды (синонимы – слова, у которых есть исходный общий элемент значения, но что-то разное) – большой, громадный.

– иерархические (род-вид, общее-частное). Гиперо-гипонимические (дерево-гипероним, береза – гипоним).

– антонимические (холодно-жарко);

– тематические группы – слова объединяются по близости предметной области их обозначения (посуда – тематическая группа).

– лексико-семантические группы (лексика, обозначающая эмоции, речь.

3. Словообразовательные ряды и цепочки – образование от одного корня разных частей речи. От каждой части речи может отходить своя цепочка (стар-старый-старенький => старик-старичок-старикашка=>старуха-старушонка).

4. Парадигма предложения– изменения одного и того же предложения по разным видам модальности, целям высказывания.

Полная парадигма предложения:

Сын учился

Сын учится

Сын будет учиться

Сын учился бы

Сын учись (…)

Учился бы сын!

Если бы (лишь бы) сын учился

Пусть сын учится!

Пусть сын будет учиться!

Сын будет учиться!

Чтоб сын учился

Синтагматическиеотношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности.

В речевом процессе единицы и элементы языка необходимо выстраиваются в линейную последовательность, где между ними устанавливаются разнообразные (смысловые и грамматические) связи. Синтагматическая система отображает закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний. Она «показывает», как из сочетания звуков или морфем создается слово, как из слов образуются предложения, а из сочетания предложений – текст. Таким образом, синтагматическая система – это система правил, норм сочетаемости элементов языка (как однородных, так и разнородных), на основе которых осуществляется формирование и формулирование речевых высказываний (в соответствии с нормами данного языка).

По Р.Якобсону синтагматика = комбинаторные отношения. Логической формулой синтагматических отношений является формула «И – И», т.е. и один элемент и другой элемент вместе, рядом, один за другим.

Синтагматические отношения в языке – внутриуровневые отношения «рядом стояния» (Соссюр). Последовательность единиц языка, отношения, возникающие между последовательно расположенными единицами языка.

Свойства:

1.линейность (последовательность)

2.имеют какую-либо направленность

3.основаны на комбинаторике(сочетании)

4.характерно свойство совместной встречаемости («и-и»)

5.реализуются в основном в речи (в тексте)

6.наблюдаемы

7.in praesentia (в данную минуту)

8.«горизонтальные»

9.контрастивность (чтобы легче воспринимать на слух)

Синтагма - линейная

последовательность единиц языка => синтагматические отношения - отношения, возникающие между последовательно расположенными единицами языка.

Правила комбинаторики на разных уровнях:

1.уровень слов - правила грамматического сочетания

2.морфологический уровень, «валентность» - относится к глаголу (светает-1, читает-2, пишет-3). Валентность - способность единиц языка вступать в синтаксические связи с другими единицами языка.

Выделяют:

1.активная/пассивная валентность

2. облигаторная/факультативная валентность.

Сочетаемость- частный случай валентности:

1. категориальная (слова разных грамматических классов) – сущ.+прил

2. семантическая (слова определенных семантических классов). Вкусная еда (неумная)

3. лексическая (уникальная сочетаемость конкретного слова) - полный дурак.

Различие синтагматики и парадигматики можно показать на таком примере. Форма слова дорогу (вин. п. ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т. п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). Названные формы слова — тип склонения; близкие по значению существительные — синонимическая группа, которая построена на парадигматических отношениях лексических значений. С другой стороны, форма дорогу может сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными: вижу (переходит, строят и т. п.) дорогу; широкая (лесная, дальняя и т. п.) дорога, дорога полем, дорога в поселке, дорога товарища и т.п. Приведенные словосочетания обнаруживают формальные и смысловые связи слов, построенные на синтагматических отношениях.

17. Фонологическая система языка.

Звуковой строй любого языка можно изучать не только с точки зрения артикуляционных и акустических свойств звуков, но и в функционально-лингвистическом аспекте. В этом аспекте звуки рассматриваются с учетом их соотношений в системе языка и их смыслоразличительной роли в речи. Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология. Основы фонологии были заложены выдающимся лингвистом И.А. Бодуэном де Куртенэ (в конце XIX - начале XX в.). Суть его учения можно свести к трем основным положениям:

1)звук как физическое явление и как знак какой-то лингвистической сущности (отраженной в человеческом сознании) не одно и то же;

2)каждый конкретный звук представляет только одну из возможных реализаций этой сущности;

3)звуки должны рассматриваться не сами по себе, а в их отношении с этими сущностями.

Идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ были подхвачены и развиты Л.В.Щербой, Н.С.Трубецким, Р.И.Аванесовым и другими учеными, в работах которых указанные лингвистические сущности И.А.Бодуэном де Куртенэ получили название фонем. (Термин «фонема» предположительно принадлежит русскому лингвисту XIX столетия Н.В. Крушевскому).

Фонема – минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем. Сама по себе непосредственно фонема вообще никакого смысла не выражает, значения у нее нет. Но опосредованно она связана со значением, т.к. различает звуковые оболочки.

Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы. Например: в словах был, выл, мыл, пыл, тыл -//б//, //в//, //м//,//п//, //т// - фонемы, т.к. звуковые оболочки слов различаются; в словах просьба - [про́з'бъ], резьба -[р'иэз'ба́] звук [з'] не является фонемой, т.к. он не выполняет смыслоразличительной функции, а служит вариантом фонем //с٬// - косить -[кÙс'и́т'] и //з// - резать [р'э́зът'].

Таким образом, понятие фонемы и звука тесно, неразрывно связаны, но не тождественны, т.к. звуки – это конструктивные единицы (служат для создания слов), они конкретны, воспринимаются на слух, фонема же – это абстрактная единица, существующая в целом классе звуков.

Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Сильная позиция – позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности. Сильная позиция для гласных – это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция – позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: [л'э́с/л'и́сы] - [л'иса́] ® //э//, //и//® [и]; [пло́т] ®//д// и //т// - [т].

Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией.

Фонема включает инвариант, варианты и вариации. Инвариант – это идеальный (основной) вид звука. Варианты – это звуки языка, встречающиеся в слабых позициях минимальной различительности и входящие в состав двух или более фонем: плод - [пло́т], плоды - [плÙды́] ® //о//®[о],[Ù]; //д//- [д], [т]. Вариации – это звуки языка, встречающиеся в позициях максимальной обусловленности и входящие в состав одной фонемы: [лу́к /л'у́к / лу́к'и/ л'у́к'и] - [у], ['у], [у'], ['у'] ; [ра́дъс'т' / т'иэа́тр / ру́б'ит];

Те звуки речи, в которых реализуется та или иная фонема, называются ее аллофонами.

Таким образом, фонема – это класс звуков, объединенных ведущими (основными) дифференциальными признаками. Например, для всех аллофонов //а// будет единым ряд и нелабиализованность.

Фонемы образуют систему – сложное целое, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.

Чтобы описать фонологическую систему языка, надо определить состав фонем данного языка, а затем их синтагматические и парадигматические отношения, т.е. установить сочетательные возможности фонем и их аллофонов и противопоставленность фонем и их аллофонов.

Противопоставление двух или нескольких однородных единиц языка называется оппозицией (лат. оppositio- противоположение ).

Для согласных фонем языка различают три типа оппозиций:

1) привативные, в которых один признак присутствует в одном члене оппозиций, но отсутствует в другом.

2) эквиполентные, в которых фонемы противопоставлены по характеристикам общих признаков.

3) для гласных фонем различают градуальные оппозиции, в которых противопоставление носит ступенчатый характер:

Фонологическая система продолжает развиваться, т.к. развитие – способ существования языка.

В понимании фонем, классификации фонемного состава отдельных слов и фонемного состава языка в целом существуют разногласия. Эти разногласия наиболее четко обнаруживаются при сопоставлении взглядов представителей двух основных фонологических школ – московской (Р.И. Аванесов, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, М.В.Панов) и петербургской (Л.В.Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, А.Н. Гвоздев, Л.Л.Буланин).

Расхождение во взглядах на фонему определяются, во-первых, различиями в трактовке исходной значимой единицы при определении состава фонем, во-вторых, различиями в оценке качества позиций при описании звуковых противопоставлений.

Наши рекомендации