Вопрос. Уровни языка и единицы языка. Постулаты лингвистических исследований.
Для характеристики устройства системы языка в работах по языкознанию широко используется понятие «уровня». С помощью этого термина характеризуют различные подсистемы, а также и различные этапы и фазы исследований языка. Наряду с термином «уровень» в том же значении используется термин «ярус». Уровень языка характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование. Можно выделить следующие основные уровни языка:
• Фонетико-фонологический (основная единица – фонема);
• Морфемно-морфологический (основная единица – морфема);
• Лексико-семантический (основная единица – слово);
• Синтаксический (основная единица – предложение).
Сами единицы языка различаются по степени сложности и по своему на- значению: фонемы образуют звуковую сторону морфем и слов, сочетания морфем образуют слова. Слова же образуют в соответствии с правилами свободные речевые единицы – конкретные словосочетания и предложения. Свойства всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами языка. От- ношения эти можно свести к трем видам: синтагматическим, парадигматическим и иерархическим.
Синтагматические отношения – это отношения сочетаемости единиц одного уровня в линейной последовательности. При этом единицы языка могут быть связаны между собой непосредственно (контактные) либо опосредованно (дистантные). Синтагматические отношения особенно распространены в синтаксисе (ср.: синтагма, словосочетание, предложение).
Парадигматические (ассоциативные) отношения – это отношения взаимосвязи, противопоставления и обусловленности между единицами одного уровня, объединяющие эти единицы в определенные классы (парадигмы), на- пример, синонимия слов. И хотя эти отношения наблюдаются у всех единиц языка, на каждом уровне они имеют особенности, вследствие своеобразия при- роды этих единиц. Парадигматические отношения отражают внутренне заложенные, исторически выработанные свойства языковой единицы (например, в морфологии были развиты системы спряжения глаголов, типы склонения имен существительных или прилагательных, формальные и вещественные разряды слов разных частей речи и др.; парадигматические отношения в лексике: полисемия, синонимия, гиперонимия, гипонимия и др.).
Иерархические отношения – это отношения подчинения и включения между языковыми единицами разных уровней, т. е. отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные. Иерархические отношения могут быть определены в терминах «входит в ...» или «состоит из ...». Так, фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи только с фонемами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова – только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы – в слова, слова – в предложения, и, наоборот, предложения состоят из слов, слова – из морфем и т. д.
Группировки единиц языка внутри уровней, например, фонем (гласные и согласные), морфем (корневые, аффиксальные и др.), слов (знаменательные, служебные, производные, простые и др.), не являются уровнеобразующими. Уровнеобразующими свойствами обладают только те единицы языка, которые подчиняются правилам уровневой сочетаемости, т. е. обладают способностью вступать в парадигматические и синтагматические отношения только с единицами того же уровня языка. С единицами другого уровня единицы какого-либо одного уровня вступают только в иерархические отношения.
Уровни языка – это не изолированные друг от друга «участки» языка. Они в силу иерархических отношений теснейшим образом связаны и характеризуют объективное устройство языковой системы. Уровни языка следует отличать в онтологическом смысле от «уровня анализа» языка – фаз, или этапов рассмотрения языка. В лингвистической практике онтологический уровень языка и «уровень анализа» нередко смешиваются, хотя между ними нет прямо- го соответствия. «Уровень анализа» соответствует уровню языка только при строго «подуровневом» рассмотрении языка, что при изучении языка не является обязательным. «Уровни анализа», будучи этапом рассмотрения языка, за- висят от целей и задач исследования, т. е. во многом определяются точкой зрения исследователя на изучаемый объект.
Единицы языка комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи. Однако фонемы и морфемы не могут быть единицами речи подобно словам, которые могут быть как единицами языка, так и единицами речи, т. к. не воспроизводятся, а производятся по определенным моделям. Комбинаторика единиц языка регулируется грамматическими правилами.