Анализ и редактирование деловых текстов
Анализ и редактирование деловых текстов
Теоретическая часть
- Склонение фамилий в текстах официально-делового стиля
- Ошибки в деловых текстах.
Практическая часть:
- Найдите информацию об особенностях склонения фамилий. Выберите вариант фамилии или имени.
Объявить благодарность инженеру Николаю Ивановичу (Дубу, Дуб) и бригадиру Василию Петровичу (Огурцу, Огурец). Выступление Николая (Суббота, Субботы). Визит (Фукуяма, Фукуямы), Отчет (Петренки, Петренко), Написать Николаю и Елене (Вольф, Вольфам). Встретиться с Иваном (Нейман, Нейманом). Познакомился с Ириной Ивановной (Пуля, Пулей). Читать книги Веры Николаевны (Телия, Телии).
- Объясните ошибки в употреблении имен собственных (если они есть). Отредактируйте.
Репертуар Михаила Рыба обширен. Зрителям нравился лирический стиль сестры и брата Кауфманов. В концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрах. Оперетта И. Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре. Выступление Ромен Роллана против мировой войны возмутило «сильных мира сего». Ирину Пурию повысили в должности. Читать произведения Жана-Поля Сартра.
3. Проанализируйте ошибки. Отредактируйте предложения.
1. Побросав инструмент, Балмесов и Суляков поймали козу у мастерской. Не встретив сопротивления с ее стороны, начали доить, чем нарушили трудовую дисциплину. За доение коз в служебное время объявить Балмесову и Сулякову выговор (из приказа по учебным мастерским). 2. Акт на 11 свиней не подписан, а подписан подлинник, но который подписан, то переписан, и на экземпляре написано, что переписан (из объяснительной записки). 3. Справка дана участникам семинара поваров Похленнай М. и Самойленко В. П. в том, что они не прошли по конкурсу, т.к. у них не хватает у одной веса, а у другой роста. 4. Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца (из документа по страхованию). 5. 5 октября 1993 г. тракторист Васильев А., выезжая на работу, проверялся в присутствии слесаря гаража Колесникова В.И., был технически исправен (из объяснительной записки).
4.Используя слово «вода», составьте (или подберите) тексты, выдержанные в научном и официально-деловом стиле. Приведите доказательства (как можно больше) принадлежности написанных вами текстов к указанным стилям или дайте их сравнительную характеристику .
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Официально-деловой стиль
Теоретические вопросы:
1. Понятие «документ». Виды и образцы деловых бумаг (документов).
2. Канцеляризмы. Канцелярит. Составьте таблицу: «Жанры официально-делового стиля».
Литература
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1993 (соотвествуюший раздел).
2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. — М., 1978. — С. 14-20, 185-250, 212-253.
3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1997.
4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. — М., 1997. — С. 189-195 (раздел «Официально-деловая речь»).
5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 2001.
Практическая часть:
1. В чем состоит различие таких жанров деловой речи, как характеристика, автобиография (литературная, служебная) и резюме? Представьте ваш ответ в виде сравнительной таблицы. Напишите примерную характеристику любого студента вашей группы.
2. Выявите признаки делового стиля в визитной карточке. Расскажите о существующих возможностях использования визитной карточки в деловом общении.
3. Распределите слова и выражения (данные в прямом значении) по следующим группам: 1) слова, имеющие официально-деловую окрашенность; 2) входящие в состав всех книжных стилей, в том числе и делового; 3) стилистически нейтральные; 4) чуждые официально-деловому стилю. Пользуйтесь разными словарями русского языка. Укажите случаи использования разных помет по отношению к одному и тому же слову.
Дом, единовременное пособие, заводище, иметь место, иметься в виду, как в воду кануть, нетрудоспособность, обусловить, овечка, оголтелый, один-одинешенек, озеро, от нечего делать, подлежит изъятию, таковой, терем, трактовка, уменьшение, халтурить, белобрысый, десять, дым, жульничать, закоснелый, истец, командировочное удостоверение, констатировать, медленно, нерасторжение, принять к сведению, распорядок дня, самовольничать, сойти с рук, тетрадь, тождественный, чумазый, чуть-чуть, являться, этакий, делопроизводственный, якшаться, домовладелец, мешанина, инвентаризация, координировать, местожительство, расторжение брака.
4. Проанализируйте текст делового документа, выявите все экстралингвистические и лингвистические черты официально-делового стиля.
А К Т
о списание вагон-дома ОП-6-АМ ИНВ. № 50, числящегося на учете основных средств
Комиссия в составе: председателя майора Коврова Ю.Г., членов комиссии майора Глушкова В.Д., капитана Плащевского Г.В., старшего лейтенанта Протасова Л.Н. произвела осмотр здания вагон-дома, числящегося за войсковой частью 21092 г. Вологда. В результате технического освидетельствования установлено следующее: обшивка стен и стеновой утеплитель разворочены, каркас окончательно искривлен, дверной проем деформирован при транспортировке, наружная обшивка прорвана, крыша прогнила и имеет течь.
Заключение комиссии:
На основании произведенного осмотра здания вагон-дома ОП-6-АМ (начало эксплуатации 25.06.1989 г.) установлено, что он не пригоден ремонту, восстановлению и эксплуатации не подлежит, а подлежит списанию.
Председатель комиссии: майор Ю.Г. Ковров
Члены комиссии: майор В.Д. Глушков
капитан Н.В. Плащевский
ст. лейтенант Л.Н. Протасов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Литература
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.
2. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. – М., 2006.
3. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. – М., 1976.
4. Солганик Г..Я. Стилистика текста. Уч. пособие. — М., 1997. – С. 184-189.
Практическая часть:
1. В приведенном фрагменте текста (текст № 1) укажите приметы научного стиля, соотношение терминов и общеупотребительных слов, нейтральных и стилистически окрашенных языковых единиц.
2. Какие нарушения стиля научной речи Вы видите в тексте № 2. Устраните недочеты и запишите текст в исправленном виде.
3. Рассмотрите текст № 3. Определите его отнесенность к стилю, подстилю. Докажите, указав экстралингвистические и лингвистические средства стиля.
4. Установите стиль и стилевую разновидность (подстиль) текста № 4. Ответ обоснуйте.
ТЕКСТ № 1.
Коммуникация, как любой процесс, разворачивающийся во времени и пространстве, поддается структурации. Основной единицей коммуникации является коммуникативный акт (КА), понимаемый как функционально цельный фрагмент коммуникации, ядром которого является текст (монолог, диалог, полилог). Каждый КА имеет две структурные составляющие: ситуацию (фрагмент объективно существующей реальности, частью которой может быть и вербальный акт) и дискурс (вербализованная речемыслительная деятельность, предстающая как совокупность процесса и результата, обладающая собственно-лингвистическим и лингво-когнитивным планами).В каждом КА выделяются четыре компонента и, следовательно, четыре аспекта: 1) экстралингвистический аспект связан с конситуацией; 2) семантический аспект определяется контекстом, последний есть имплицитно или эксплицитно выраженные смыслы, реально существующие, являющиеся частью ситуации, отражающиеся в дискурсе и актуальные для данного КА; 3) когнитивный аспект непосредственно связан с пресуппозицией (как мы с Вами договорились понимать этот термин); 4) собственно-лингвистический аспект обусловливается речью, т.е. продуктом непосредственного речепроизводства, тем, что продуцируют коммуниканты. (В. Красных. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М., 2002. – С. 24)
ТЕКСТ № 2.
Ну, числительные — они бывают количественные и порядковые. А еще числительные могут быть собирательными, это когда обозначают совокупность предметов. Вот такие, например, собирательные числительные: двое, трое, четверо и другие. Количественные — это число, а порядковые — это количество предметов при счете. Например, два – второй, три – третий. Падеж могут иметь все числительные, а вот число не все. Ну, что еще сказать о числительных? Да, о роде. Порядковые имеют род, а количественные — только «один» и «два».
ТЕКСТ № 3.
Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов…
Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую – прекрасную гармонию геометрии точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц – главный признак кристалла…
Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств.
Жидкие кристаллы – своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые по разным направлениям физические свойства.
ТЕКСТ № 4.
Смысловой материал, пропитывающий текст, не остается в нем автономным и равным самому себе – он подвергается переплавке, растворяясь в множестве других частиц, с которыми вступает в многосторонние и многообразные взаимодействия в смысловой плазме, герметизированном тексте. <…> В этом нелинейном, движущемся как бы по спирали (или, скорее, по нитям спутанного клубка) наращивании смысловой ткани смысл текста возникает в движении, в виде летучего смыслового конгломерата, очертания которого калейдоскопически изменяются при каждом шаге смыслообразования (Б.М. Гаспаров).
Практическое занятие № 6
Фразеологическая стилистика
Теоретические вопросы:
1. Вариантность и синонимия фразеологизмов. Преобразования ФЕ.
2. Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов.
Литература
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2001 – С. 113-120.
Стилистика и литературное редактирование /под ред. В.И. Максимова. – М., 2008. – Глава 6.
Жуков В.П., Сидоренко М.И. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М., 1987.
Фразеологический словарь литературного языка конца XVIII- ХХ в.: В 2 т. / Под ред А.И. Федорова. – Новосибирск, 1995.
Фразеологический словарь русского языка / Под. ред. А.И. Молоткова (любое издание).
Алексеенко М.А., Белоусова Т.П., Литвинникова О.И. Словарь отфразеологической лексики современного русского языка. – Москва: «Азбуковник», 2003.
Практическая часть:
1. Являются ли фразеологическими синонимами или вариантами данные ниже фразеологизмы? Обоснуйте свою точку зрения.
1) Рыть могилу – рыть яму; 2) Сердце падает – Сердце обрывается – Сердце кровью обливается – Сердце разрывается – Душа разрывается на части; 3) Садиться верхом – Садиться на шею – Садиться в лужу.
2. Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Каким русским фразеологизмам они соответствуют?
Трава всегда зеленее по ту сторону забора. Похожи как две горошины в стручке. Дождь льет собаками и кошками. Нет места, чтобы размахивать кошкой. Каждый повар свое варево хвалит.
3. Дайте стилистическую оценку окрашенности фразеологизмов-синонимов
Прийтись по нутру – Потерять голову (от любви) – Втрескаться по уши; Старая перечница – Божий одуванчик; Кладезь премудрости – Имеет голову на плечах – Котелок варит – Умен как черт – Мудрый как царь Соломон – Не голова, а Дом Советов.
4. Определите, какие известные русские пословицы переданы средствами научного стиля:
1. Испытывая ощущение страха перед хищным животным – представителем собачьего рода, - индивид должен полностью отказаться от посещения мест его обитания.
2. Чрезвычайно опасными для жизни являются попытки преодоления водных преград без предварительной рекогносцировки на местности и тщательного изучения картографических источников, дающих сведения о наличии менее глубоких мест.
5. Укажите изменения (типы преобразований) в употреблении устойчивого сочетания в художественной речи. Установите значение и стилистическую окраску ФЕ, подвергшейся трансформации.
1) - Что скажешь в свое оправдание? – Полный ажур! - Это главное, - сказал Молотков, помолчав, - чтобы ажур был полный. Неполный – это уже не ажур. 2) «Наивности» в нем было в самом деле немало, давно открытые Америки он и правда открывал, - в чужие открытия плохо верил, - во многом, что людям, подобным Золя, казалось давно распутанным, он долго путался (И. Бунин). 3) Марине же похвала была необходима, иначе она зачахла бы от авитаминоза недовлюбленности, недопонятости – или взорвалась бы от своей несоразмерности аршину, на который мерила ее читающая ее критикующая эмиграция (А.Эфрон). 4) Бедняга, он до сих пор мерил жизнь железным аршином военного коммунизма! (В. Катаев). 5) Умом Россию не понять, Аршином общимне измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить (Ф. Тютчев). 6) В ординаторской, куда вошла она, атмосфера была растерянно-накалена (Е.Евтушенко). 7) Произнеся всю эту ахинею, Бенгальский сцепил обе руки ладонь к ладони и приветственно замахал ими (М. Булгаков). 8) В конце концов он может завтра пойти работать! Да и без должности не бьет баклуши (И. Шамякин). 9) Красавица бабушка держала мужа под башмаком (И. Соколов-Микитов). 10) Отчаявшись чем-либо рассеять свою угрюмость, Михаил вышел в коридор. Всем известна роль рака на безрыбье. Михаил постучался в дверь комической старушки (И. Эренбург). 11) Жена растерянно проворчала: царевны в теремах сидят сложа руки, а я кручусь как белка (Е. Романов). 12) Люди летают по небесам, и нет ни ангелов, ни бесов, а поп про ад завирает, а сам не верит в него ни бельмеса (В. Маяковский). 13) Ах, если бы только найти индивида! Уж я так устрою, что он свои деньги мне сам принесет, на блюдечке с голубой каемкой.
6. Укажите сочетания, подвергшиеся контаминации. Определите в каждом случае, какие ФЕ участвуют в контаминации, их значение и стилистическую окрашенность.
В недалеком прошлом, предъявлять требовательность, чаша терпения лопнула, предпринять меры, выметать каленой метлой, уделять значение, оказать впечатление, сердце обливается грустью, мальчик на все руки.
7. Какими ФЕ мотивированы данные слова, укажите значение, определите способ образования слов, дайте стилистическую характеристику.
Пустопорожний, баклушничать, закадыка, взбелениться, криводушник, блезирничать, шапкозакидательство, очковтиратель, испросачиться, нервотрепка, небокоптитель, носовождение, подкаблучник, педалировать.
Практическое занятие № 5
Литература
· Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2007. – С. 25-32.
· Дроняева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка. – М., 2008 – С. 24-26.
· Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 111-119
· Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. Проф. В.И. Максимова. – М., 2008. – С.179-183.
Практическая часть:
1. Определите типы синонимов (обоснуйте, пользуясь словарями). Охарактеризуйте их стилистическую окраску. Составьте с ними предложения (или словосочетания).
Жилище – жилье, ограбление – грабеж, праздность – безделье, признаки – симптомы, наказание – возмездие, клика – шайка – банда, существенные – релевантные, растратить – растранжирить – расточить, жадный – алчный – скупой – корыстолюбивый, причудливый – затейливый – замысловатый, рукоплескать – хлопать – аплодировать, холодный – хладный – студеный, создатель – творец – зиждитель; беспорядок – каши – хаос, хочется – охота – тянет, эрудит – ученый, мальчик – парнишка – отрок, прибыльный – доходный – рентабельный.
2. Подберите к данным словам синонимы с эмоционально-экспрессивной окрашенностью: критик, работник (труженик), воин (солдат), красноречие, поэт.
3. Расположите слова в каждом ряду по принципу восходящей градации.
1) мчаться, нестись, лететь, бежать;
2) любовь, страсть, увлечение, влюбленность;
3) горевать, скорбеть, сокрушаться, тужить, печалиться, огорчаться, убиваться;
4) исполинский, громадный, гигантский, огромный, большой, колоссальный;
5) пугаться, побаиваться, ужасаться, трепетать, трястись, трусить, робеть, страшиться, бояться, дрожать.
4. Подберите синонимы к иноязычным словам. Есть ли различия в сфере употребления этих слов?
Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, импозантный, индифферентный, конфессия, лаконичный, локальный, легитимный, оптимальный, оптимистический, пиетет, рафинировать, тривиальный, утилитарный, филантропия, фривольный, экзальтированный, эрзац.
5. Установите отличия в семантике синонимов-прилагательных. Какие из данных синонимов сочетаются с приведенными во втором столбике существительными? Составьте верные словосочетания, охарактеризуйте их стилистическую окрашенность.
Враждебный, неприязненный, недружелюбный, недоброжелательный, злопыхательский | Взгляд, акция, выступление, речь, отношения, чувства |
Вспомогательный, подсобный, служебный | Помещение, рабочие, дисциплина, выход |
Жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, лютый, кровожадный, варварский, бесчеловечный. | Метод, нрав, обычай, расправа, характер, битва, борьба, мороз, человек, правитель, закон, племя |
Глупый, неумный, бестолковый, немудрый, абсурдный, нелепый, бредовый, дурацкий | Взгляд, вид, фантазии, идея, лицо, лик, поступок, наряд, девчонка, решение |
Вступительный, вводный, предварительный | Слово, раздел, экзамен, замечание, глава, курс, расчет, доклад |
Гибельный, пагубный, губительный, смертоносный, смертельный, роковой, разрушительный, тлетворный | Случай, сила, ураган, оружие, болезнь, влияние, привычка, климат, ветер, дух |
Сильный, выносливый, закаленный, двужильный | Организм, верблюд, мужик, мальчик, человек, боец |
Стилистика 4 курс, филфак
Практическое занятие № 4
Литературное редактирование
Теоретические вопросы
1. Литературное редактирование и правка текста. Знаки правки. Оформление библиографических описаний и ссылок на источники.
2. Виды правки (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).
Литература
1. Гужова И.К., Молибоженко Р.А. и др. Литературное редактирование. – М., 2000. – С. 5-20, 142-152.
2. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – М., 1980.
3. Накорякова К.М. Литературное редактирование информационных заметок. – М., 1990.
4. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. – М., 1994.
5. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 1980.
6. Сикорский Н.М., Абдуллин Р.Г. Редактирование // Книговедение: Энциклопедический словарь. – М., 1982.
Практическая часть
1. Проведите правку-сокращение. Сократите текст на ¼. Предложите другой заголовок.
Чей это силуэт?
Известно ли вам происхождение слова “силуэт”?
Более двухсот лет назад во Франции жил некто Этьен де Силуэт, которому покровительствовала небезызвестная маркиза де Помпадур. С ее помощью он был назначен генеральным контролером финансов. Де Силуэт проявил себя на этом посту энергичным и компетентным специалистом. Однако стоило ему при наведении порядка в финансах затронуть некоторые привилегии дворянского сословия, как против него началась подлинная травля. В светских салонах его имя стало синонимом ругательства, а стены домов покрылись карикатурными изображениями его профиля. В дальнейшем слово “силуэт” и связанные с ним графические изображения постепенно лишились бранного содержания. Французская академия официально допустила включение этого слова в лексикон в 1835 году. История этого и еще более 250 происшедших от имен собственных и широко употребляемых ныне слов описывается в вышедшем во французском издательстве “Анкар” “Словаре незнакомцев с нарицательными именами”.
Проведите правку-обработку.
Магия растений: под знаком Стрельца
Каждое растение имеет несколько определенных дней в году, когда присущая ему сила достигает наибольшего размера. Время сбора определяется покровительствующей планетой и знаком Зодиака. Растительные медикаменты всегда лучше действуют, если они приготовлены человеком с крепким здоровьем и искренне желающим помочь пациенту. Человеческие недуги врачуют душой растений, но ее животворящая сила во многом зависит от душевности высвобождающих ее людей.
Растения, отмеченные знаком Стрельца, теплы и сухи. Их стихия — огонь. На вкус горькие. Пахнут Алоэй. Среди них: алоэ, белена, береза, дягиль лесной, ива, крес-салат, орех грецкий, папоротник мужской, плющ, редька, чеснок, чистяк меньший. Трава смерти белена входит в число 16 известных связанных растений. В ней с давних пор лежит печать проклятия. Считается, что с ее помощью дьявол извращает чувства людей. Действие белены на человека вызывает безумие, о котором в народе говорят "белены объелся". Теперь известно, что такое состояние вызывается "действующим началом" ее сока, которое составляют алколоиды гиосдиамин, атропин и скороладин. Но при малых дозах белена действует болеутоляюще. Такие целебные свойства этого растения были известны и широко использовались еще в древности.
Стилистика, 4 курс
Практическое занятие № 3
Литература
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – 34-46.
Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка. – М., 2008.
Романова Н. Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили: уч. пособие, словарь. – М.: «Флинта», 2009. – С.33-44.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2000. – С. 249 – 250, 444- 446 453-456.
Практическая часть:
1. Сгруппируйте слова по типу функционально-стилевой окраски (разг., нейтр., книжн.). Докажите правильность вашего ответа. Среди книжных отметьте слова, относящиеся к научному и официально-деловому стилю, а также средства, являющиеся общекнижными.
Десять, десяток, дочка, акустический, социальные, огнь, обезьянничать, четверо, четыре, четверка, воспроизводить, просфора, книга, осциллограмма, проявление, воздействовать, исполнить, весьма, строфа, сущность, книжка, парцелляция, свойство, книжонка, глупый, глупыш, неоглобализм , боевики, уведомление, чертог, литургия, неявка, младой, мазня, достичь, тангенс, хапуга.
2. Сгруппируйте приведенные слова следующим образом: 1) слова, имеющие функциональную окраску и нейтральные в эмоционально-экспрессивном плане; 2) слова, нейтральные с обеих точек зрения; 3) нейтральные в функциональном плане и при этом эмоционально-экспрессивные; 4) слова, обладающие стилистической окраской обоих типов. Дополните каждую группу 2-3 своими примерами.
Надеяться, трепетать, демократизация, чаять, докладывать, стенать, читать, забыться, чавкать, бандформирования, маяться, чаевничать, претендовать, возликовать, миряне, санкционированный, всепобедный, благовест, апелляция, постриг (сущ.), коалиционный, военщина, акростих, судьбоносный, деньжищи, экспроприация, амвон.
3. Какие языковые единицы (среди приведенных ниже) можно считать эмоционально окрашенными? Опишите окраску этих слов, каковы средства ее выражения. Какие из данных ниже слов нейтральны? (обоснуйте ответ)
Радость, радешенек, страх, страшила, благодарность, враждебный, вражина, согласие, соглашательский, несогласование, веселье, веселуха, весельчак, веселиться, развеселый, уныние, кручина, печаль.
4. Какие слова разрушают общую стилистическую окрашенность контекста? 1) замените их на слова соответствующей окраски; 2) измените контекст предложения на нейтральный.
Руководителя этой шайки все знают как облупленного. С севера на юг направились несметные полчища этих зверей. Наш сотрудник с семьей живет за городом. Врач тут же на наших глазах оказал больному необходимую медицинскую помощь.
5. Подберите к словам стилистические синонимы или варианты, определите вид окраски.
Беспорядок, шуметь, картофель, печь (сущ.), дочь, мечты, упасть, поцеловать, надеяться, сторонник.
6. Найдите ошибки. Определите, какие из них являются стилистическими и почему. Внесите в предложения необходимую правку.
Он организовал и руководил своей фирмой. Пастух встает рано поутру и идет будить своего соратника – подпаска Ванюшу. Она выглядит более не менее здоровой. Уже был составлен план о ходе работ. Большой вклад в развитие малых народов Севера внес этот рассадник просвещения. Это мнение не имеет под собой никакого обоснования. Они росли, как на грибах. В двухтысяче пятом году планируется перейти на такой способ контроля проездных документов на всех линиях городского транспорта. Этот закон приняли скрипя сердцем.
Анализ и редактирование деловых текстов
Теоретическая часть
- Склонение фамилий в текстах официально-делового стиля
- Ошибки в деловых текстах.
Практическая часть:
- Найдите информацию об особенностях склонения фамилий. Выберите вариант фамилии или имени.
Объявить благодарность инженеру Николаю Ивановичу (Дубу, Дуб) и бригадиру Василию Петровичу (Огурцу, Огурец). Выступление Николая (Суббота, Субботы). Визит (Фукуяма, Фукуямы), Отчет (Петренки, Петренко), Написать Николаю и Елене (Вольф, Вольфам). Встретиться с Иваном (Нейман, Нейманом). Познакомился с Ириной Ивановной (Пуля, Пулей). Читать книги Веры Николаевны (Телия, Телии).
- Объясните ошибки в употреблении имен собственных (если они есть). Отредактируйте.
Репертуар Михаила Рыба обширен. Зрителям нравился лирический стиль сестры и брата Кауфманов. В концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрах. Оперетта И. Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре. Выступление Ромен Роллана против мировой войны возмутило «сильных мира сего». Ирину Пурию повысили в должности. Читать произведения Жана-Поля Сартра.
3. Проанализируйте ошибки. Отредактируйте предложения.
1. Побросав инструмент, Балмесов и Суляков поймали козу у мастерской. Не встретив сопротивления с ее стороны, начали доить, чем нарушили трудовую дисциплину. За доение коз в служебное время объявить Балмесову и Сулякову выговор (из приказа по учебным мастерским). 2. Акт на 11 свиней не подписан, а подписан подлинник, но который подписан, то переписан, и на экземпляре написано, что переписан (из объяснительной записки). 3. Справка дана участникам семинара поваров Похленнай М. и Самойленко В. П. в том, что они не прошли по конкурсу, т.к. у них не хватает у одной веса, а у другой роста. 4. Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца (из документа по страхованию). 5. 5 октября 1993 г. тракторист Васильев А., выезжая на работу, проверялся в присутствии слесаря гаража Колесникова В.И., был технически исправен (из объяснительной записки).
4.Используя слово «вода», составьте (или подберите) тексты, выдержанные в научном и официально-деловом стиле. Приведите доказательства (как можно больше) принадлежности написанных вами текстов к указанным стилям или дайте их сравнительную характеристику .
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
Официально-деловой стиль
Теоретические вопросы:
1. Понятие «документ». Виды и образцы деловых бумаг (документов).
2. Канцеляризмы. Канцелярит. Составьте таблицу: «Жанры официально-делового стиля».
Литература
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М., 1993 (соотвествуюший раздел).
2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. — М., 1978. — С. 14-20, 185-250, 212-253.
3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1997.
4. Солганик Г.Я. Стилистика текста. — М., 1997. — С. 189-195 (раздел «Официально-деловая речь»).
5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М., 2001.
Практическая часть:
1. В чем состоит различие таких жанров деловой речи, как характеристика, автобиография (литературная, служебная) и резюме? Представьте ваш ответ в виде сравнительной таблицы. Напишите примерную характеристику любого студента вашей группы.
2. Выявите признаки делового стиля в визитной карточке. Расскажите о существующих возможностях использования визитной карточки в деловом общении.
3. Распределите слова и выражения (данные в прямом значении) по следующим группам: 1) слова, имеющие официально-деловую окрашенность; 2) входящие в состав всех книжных стилей, в том числе и делового; 3) стилистически нейтральные; 4) чуждые официально-деловому стилю. Пользуйтесь разными словарями русского языка. Укажите случаи использования разных помет по отношению к одному и тому же слову.
Дом, единовременное пособие, заводище, иметь место, иметься в виду, как в воду кануть, нетрудоспособность, обусловить, овечка, оголтелый, один-одинешенек, озеро, от нечего делать, подлежит изъятию, таковой, терем, трактовка, уменьшение, халтурить, белобрысый, десять, дым, жульничать, закоснелый, истец, командировочное удостоверение, констатировать, медленно, нерасторжение, принять к сведению, распорядок дня, самовольничать, сойти с рук, тетрадь, тождественный, чумазый, чуть-чуть, являться, этакий, делопроизводственный, якшаться, домовладелец, мешанина, инвентаризация, координировать, местожительство, расторжение брака.
4. Проанализируйте текст делового документа, выявите все экстралингвистические и лингвистические черты официально-делового стиля.
А К Т
о списание вагон-дома ОП-6-АМ ИНВ. № 50, числящегося на учете основных средств
Комиссия в составе: председателя майора Коврова Ю.Г., членов комиссии майора Глушкова В.Д., капитана Плащевского Г.В., старшего лейтенанта Протасова Л.Н. произвела осмотр здания вагон-дома, числящегося за войсковой частью 21092 г. Вологда. В результате технического освидетельствования установлено следующее: обшивка стен и стеновой утеплитель разворочены, каркас окончательно искривлен, дверной проем деформирован при транспортировке, наружная обшивка прорвана, крыша прогнила и имеет течь.
Заключение комиссии:
На основании произведенного осмотра здания вагон-дома ОП-6-АМ (начало эксплуатации 25.06.1989 г.) установлено, что он не пригоден ремонту, восстановлению и эксплуатации не подлежит, а подлежит списанию.
Председатель комиссии: майор Ю.Г. Ковров
Члены комиссии: майор В.Д. Глушков
капитан Н.В. Плащевский
ст. лейтенант Л.Н. Протасов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.