Разделительный ъ Разделительный ь
предъюбилейный, объявить; 1. вьётся, семья, ателье
2. бульон, шампиньон
Запомнить: объект, субъект, адъютант.
№ 113. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Во всех ли случаях нужен разделительный ъ или ь?
В_ехать в деревню, соседний под…езд, ад…ютант генерала, солов…иная песня, мурав…иная тропа, медвеж…я берлога, об…ект наблюдения, с…ёжиться от холода, с…узить проход, смешная обез…яна, крутой под…ём, пол…ём цветы, поросло бур…яном, под…ёмный кран, с…экономить сто рублей, доска об…явлений.
№ 114. Работа в паре. Рассмотрите рисунок. Придумайте сказочную историю о животных, используя как можно больше слов с орфограммой «Разделительный ь». Запишите свою историю.
Рис. со с.
№ 115. Всп 1) Вспомните и расскажите правило по данной схеме.
Безударные гласные в корне
Проверяемые непроверяемые
трава́ — тра́вы бана́н
Примечание. Нельзя проверять гласные в корне с помощью слов, в которых есть суффиксы -ыва- или -ива-, потому что в этих словах часто встречается чередование звуков [о] // [а]. Например:
Проверяем словом: Нельзя проверить словом:
ломать — поломка, разламывать;
строитель — строить, застраивать;
кормить — кормит, откармливать.
2) Распределите слова по столбикам. Запишите, обозначая орфограммы гласных в корне по образцу.
Водянистый, капуста, апельсины, картофель, строительный, показать, осенний, перила, морозный, мириться с другом, помериться силами, перекормить, запах, мандарины, единица, вблизи, кормёжка, разломаться.
№ 116. 1) Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные гласные, подобрав проверочные слова. Обозначьте орфограмму «проверяемые гласные в корне».
К…менистый берег, бр…венчатый дом, опл…тить проезд, погр…ничный пункт, строго запр…тить, др…жать от холода, внезапное по…вление, зар…зиться корью, попр…сить прощения, сильное з…млетр…сение, изв…ржение вулкана, гр…х…тание грома, препод…вать историю.
2) Составьте и запишите словосочетания с выделенными многозначными словами в разных значениях. Подберите к ним синонимы. В каком словаре вы можете уточнить значения многозначных слов?
№117. 1) Почитайте. Выпишите выделенные слова, обозначьте корни. Какие чередования гласных и согласных звуков встречаются в этих корнях? Подчеркните непроверяемые орфограммы в корнях.
Комп(?)ютеры с медицинск…ми программами позв…ляют врачам-специалистам пров…дить обследование ч…ловека и получать всю необх…димую информацию о сост…янии его зд…ровья. Точ(?)ная комп(?)ютерная диагностика особенно в…жна для того, чтобы предотвратить б…лезнь. Комп(?)ютеры применяютсяв медицине и для л…чения бол(?)ных, вып…лнения операций, пров…дения различных процедур.
2) Спишите текст, заменяя выделенные слова и словосочетания синонимами.
№ 118. 1)Спишите предложения, оставляя пропуски вместо знакомых орфограмм. Попросите одноклассника списать предложения, вставляя буквы вместо пропусков. Проверьте его работу, найдите ошибки, объясните написание слов.
2) Выполните задание вашего одноклассника (он должен приготовить задание с другим текстом из данного раздела учебника).
За домом дедушка посадил вишни. В мае деревья радуют глаз белоснежными цветами. А в конце лета мы будем собирать урожай. Соберём корзину сочных ягод и сварим вишнёвое варенье.
№ 119. Аудио Напишите словарный диктант. Записывайте словосочетания по тематическим группам.
Посуда: Фрукты: Овощи: Ягоды:
Б…льшая к…рзина, чайная п…суда, ст…ловый с…рвиз, новая с…латница, глубокая т…релка, чистый ст…кан, ф…рфоровое блюдо, белая с…лфетка, антоновские ябл…ки, сладкие груши, ароматная м…лина, вкусные п…мидоры, свежая к…пуста, зелёный г…рошек, чёрная см…родина.
№ .120. Всп. Вспомните и расскажите о правописании согласных в корне слова, опираясь на данную схему.
Согласные в корнях слов