Тесты для самоконтроля. 58. Отметьте, какие из трех факторов сходства языков (А – генеалогический

58. Отметьте, какие из трех факторов сходства языков (А – генеалогический, Б – ареальный, В – типологический) проявляются в условиях и следствиях сходства языков:

(1) Общность природы людей и природы человеческого языка; (2) приводит к образованию языкового типа; (3) конвергенция двух языков различного грамматического строя; (4) медленный темп языковой эволюции, позволяющий сохранить элементы языка-предка в языках-потомках; (5) зависимость от миграций и этнических контактов; (6) Этническая (родо-племенная) общность народов, говорящих на этих языках; (7) стремление языковых систем к достижению структурной устойчивости в соответствии с природой человеческого языка; (8) приводит к возникновению языковой семьи; (9) приводит к образованию языкового союза; (10) регулярные и длительные языковые контакты носителей различных языков

59. Соотнесите виды классификаций: А – ареальную, Б – генеалогическую, В – функциональную, Г – языковую типологию (морфологическую) и соответствующие понятия:

(1) лингвистическая география, (2) синтетические и аналитические языки, (3) агглютинация, (4) полифункциональные языки и языки с ограниченными социальными функциями, (5) бесписьменные языки, (6) исконный лексический фонд, (7) флексия и внутренняя флексия, (8) языковая интерференция, (9) регулярные фонетические соответствия, (10) общий фонд корневых морфем и аффиксов, (11) массовое двуязычие, (12) язык межнационального общения, (13) язык-предок, (14) лингвистика универсалий, (15) изолированный язык, (16) государственный язык, (17) языковой континуум, (18) языки со свободным и фиксированным порядком слов, (19) родословное древо языков

60. Сравнительно-историческое языкознание: пометьте истинные высказывания буквой (И), ложные – буквой (Л):

(1) Свидетельством родства языков является сходство не только корней, но и грамматических форм слов; (2) Стимулом для развития сравнительно-исторического языкознания явилось описание латинского языка; (3) При установлении родства языков не следует сопоставлять живые и мертвые языки; (4) Названия частей тел, родства и чисел всегда относятся к исконной лексике; (5) Полное смысловое и формальное сходство лексических единиц свидетельствует о языковом родстве; (6) родственные языки являются результатом различных эволюций одного языка-предка; (7) Установление родства языков производится исключительно на основе языковых фактов, без учета этнических, исторических и культурных факторов; (8) Результатом сравнительно-исторического исследования является описание языковой семьи; (9) При установлении языкового родства используется принципы регулярных фонетических соответствий

61.Установите соответствия типов языков (А – изолирующих, Б – флективных, В – агглютинативных, Г – инкорпорирующих) и соответствующих языковых явлений:

(1) прозрачные морфемные швы; (2) развитая аффиксация, (3) корень равен слову; (4) определение объединяется в один словный комплекс с определяемым именем существительным; (5) морфонологические чередования не развиты; (6) основные грамматические способы – порядок слов, ударение и интонация; (7) развитые системы склонения и спряжения; (8) отсутствие формы слова; (9) аффиксы обычно однозначны; (10) широко распространена внутренняя флексия; (11) при глагольном управлении глагол и зависимое слово (объект) объединяются в один словный комплекс; (12) порядок служебных аффиксов фиксирован; (13) отнесенность слова к части речи или к члену предложения определяется исключительно синтаксической позицией; (14) тесная связь основы слова и аффикса; (15) неоформленные корневые морфемы и служебные аффиксы объединяются в слово-предложение

ПИСЬМЕННОСТЬ

Тесты для самоконтроля. 58. Отметьте, какие из трех факторов сходства языков (А – генеалогический - student2.ru 1. Высеченное на камне изображение (центральная Америка, ок. 900 г. до.н.э., вероятно, является дружественным посланием одного местного правителя другому. Отдельные элементы изображения расшифровываются как 1) правитель и воин, 2) приветствие, 3) ритуальная обработка початка кукурузы, 4) головной убор короля, 5) головной убор бога дождя. К какому виду письменности относится это изображение? Что необходимо для его правильной интерпретации?

2. В середине 20 в. была создана искусственная графическая система «пикто», не получившая распространения. В этой письменности были предложены следующие универсальные обозначения:

|^| [квадрат с крышей] - “дом”;

  • O “город”;
  • /\ - “идти”;
  • ~ [губы?] - “говорить”;
  • @ [сердце] “любить”;
  • I - “я, мне, меня”, II - “ты, тебе, тебя”, III - “он, ему, его”;
  • •o - “перед, спереди” [вместо "о" - квадратик], o• - “сзади”;
  • |– - глагол “быть” в настоящем времени [есть], •|–- глагол “быть” в прошедшем времени [был], |–• - глагол “быть” в будущем времени [будет];
  • |+ - глагол “иметь” в личной форме.

К какому типу письма относится пикто? Обоснуйте свое мнение.

1. Какие виды орфографии отражены в следующих написаниях: водоворот; лесной; поезд; лжешь (произносится ударная гласная [о]); ночь; тушь, кого; night;раскидать, ср. разбросать; расписаться, ср. роспись; новогородский (произносится: новгоро[ц] кий); Партия (в советском дискурсе: КПСС); адажыо (белорус.); пiшацца (белорус.«пишется»); миръ (в дореформенной русской орфографии: мирное существование), ср. мiръ (в дореформенной русской орфографии: вселенная)

4. Покажите на следующих примерах возможное несоответствие фонетики языка и графики. Вследствие чего могут возникать эти проблемы? Каковы пути их решения?

Мал [м], ср.Мил [м’]; яма, ель, съел, моя, ship, chicken, die Schwester (нем. «сестра»), das Wörterbuch, język (польск. «язык»; ę обозначаетносовую гласную),słownik (польск. «словарь»; ł обозначает билабиальный согласный), život (чешск. «жизнь»; ž обозначает звонкий шипящий согласный)

Наши рекомендации