Полные и неполные предложения
Полные и неполные предложения разграничиваются по наличию/отсутствию тех или иных членов предложения. Следовательно, нечленимые предложения не могут рассматриваться с этой точки зрения, так как в них не выделяются ни главные, ни второстепенные члены. Полными и неполными могут быть лишь синтаксически членимые двусоставные и односоставные предложения.
Определять неполные предложения при многоаспектном подходе нужно, учитывая их структурную и семантическую полноту/неполноту. Ср.: Впервые в жизни он увидел море мальчишкой. Увидел и не поверил глазам (Степанов). Эти предложения различаются по структуре: в первом — есть подлежащее и сказуемое, во втором — нет подлежащего.
В обоих предложениях выражается двухкомпонентная мысль с субъектом (деятелем) и предикатом (действием), что обусловливает единство их структурной схемы и полноту языковой семантики.
Таким образом, оба предложения одинаковы по грамматическому значению, но первое предложение — структурно полное, второе — структурно неполное.
Итак, неполные предложения — это предложения с неполной реализацией структурных схем предложений и словосочетаний, высказывания с незамещенными позициями членов предложения, необходимость которых обусловлена информативной семантикой и связью с теми членами, которые в предложении есть.
Современный русский язык. В 3 ч. Ч.3_Бабайцева В.В, Максимов Л.Ю_1987 -256с
ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Общие сведения об осложненном предложении. Осложненное предложение включает: 1) предложения с однороднымичленами; 2) предложения с обособленными членами; 3) предложения с вводными и вставными конструкциями; 4) предложенияс обращениями. По традиции включая в осложненные предложения перечисленные конструкции, сразу же отметим их пестротуи разнообразие, отсутствие единого основания выделения в отдельные группы и пестроту самих групп.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения — одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса — однородности, которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.Однородными могут быть все члены предложения: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри... (Пушкин).
В предложении однородные члены объединяются в цельныйструктурно-семантический блок по отношению к другим членам предложения. Синтаксическая функция всей группы однородных членовсовпадает с синтаксической функцией любого члена этой группы.
В школьном учебнике направление стрелки показывает путь распространения слова, от которого ставитсявопрос. Это направление обусловлено сочетательными (валентными) свойствами подчиняющего слова, его лексико-грамматической природой.
Для синтаксиса более важны синтаксические связи и отношениямежду компонентами синтаксических единиц. Поэтому направление стрелки подчеркивает подчинительную связь, оно показывает, какому словуподчиняется зависимое слово, к какому компоненту относится зависимыйкомпонент словосочетания или предложения.
Структура блока однородных членов. В блоке однородныхчленов его части связаны между собой по смыслу и грамматическимисредствами. Грамматические значения блока однородных членоввыражаются интонацией (в устной речи), сочинительными союзамии некоторыми лексико-грамматическими средствами.
Интонация перечисления наблюдается в предложениях без союзови при соединительных союзах, а противительная, разделительная исопоставительная интонации обычно сопровождают противительные,разделительные и сопоставительные союзы.
В соединении однородных членов особенно велика роль союзов.
По традиции сочинительные союзы делятся на следующие группы:
а) соединительные: и, да (в значении и), ни — ни;
б) противительные: а, но, да (в значении но), зато, однако;
в) разделительные: или, либо, то — то, не то — не то, то ли —
то ли;
г) сопоставительные (градационные): как — так и, не только —
но и, хотя и — но, если не — то, не то чтобы — а (но), не столь-
ко — сколько;
д) присоединительные: да и, а и, но и, да и то, а и то и др.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обобщающиеслова являются самым общим (самым абстрактным) выражениемсемантики однородных членов. Они или открывают сочиненныйряд, или закрывают его. Обобщающие слова являются теми жечленами предложения, что и однородные, поэтому любые однородные
члены могут в принципе иметь обобщающее слово. Однако чащеобобщаются слова с предметным значением, очень редко — созначением действия. По-видимому, это можно объяснить отсутствием местоименных глаголов. Обобщающие слова редко встречаются при однородных глагольных сказуемых.
В роли обобщающих слов часто используются местоименные словоформы: все, всегда, везде, всюду, никуда и т. п.: Все: лицо, походка, взгляд, голос — все вдруг изменилось в ней (Л. Толстой).
Однородные и неоднородные определения. Разграничениеоднородных и неоднородных определений — один из наиболее трудных вопросов. В грамматической литературе отмечаются лексические и грамматические (морфологические и синтаксические)критерии разграничения однородных и неоднородных определений.
Одним из главных факторов является семантика определений:однородные определения характеризуют разные предметы (илиодин предмет) по одному признаку (цвету, материалу, размеру ит. п.), а неоднородные определяют предметы (или предмет) сразных сторон. Ср.: Всюду между деревьев мелькали белые,красные, синие рубахи (Тургенев
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Обособление — сложное структурно-семантическое явление синтаксиса. Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия (средства, способы) и причину обособления, которые нередко отождествляются.
Среди общих условий обособления наиболее важны интонация, порядок слов, наличие пояснительных слов, характер поясняемого слова и др.
Признаки обособления: с е м а н т и ч е с к и е — выделение или уточнение части высказывания; с т р у к т у р н ы е — интонация (в устной речи), порядок слов, наличие поясняющих слов,характер поясняемого слова и др. Обособленные члены предложения не всегда имеют всю совокупность структурных признаков.
Предложения с причастными оборотами.
Причастныйоборот — это причастие с зависимыми словами. Сохраняя некоторые свойства глагола, причастие часто управляет другими словами или поясняется наречием. Причастный оборот может выполнять разные синтаксические функции: До шалаша мы добежалипромокшие насквозь. (Паустовский).
Причастный оборот может быть в постпозиции и препозициипо отношению к определяемому слову.
В постпозиции причастный оборот обособляется: Багрянаялиства, Покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моейногой... (Бунин).
В препозиции причастный оборот обычно не обособляется:И добавим мы к духовной пище весело заваренный чаек (Винокуров).
Предложения с адъективными оборотами.
Адъективныйоборот — это прилагательное с зависимыми словами.
Как и причастный, адъективный оборот может занимать позиции разных членов предложения. Например: Земля была нарядная,похожая на застенчивую не_весту__ (Паустовский).
Адъективный оборот обособляется при тех же условиях, что ипричастный: при постпозиции, распространении и т. д.: Чистыезвуки моцартовской музыки, похожие на голоса серебряных труб,привели его в восхищение (Паустовский).
В препозиции адъективный оборот обособляется при осложнении обстоятельственными значениями причины, уступки и др.: Скромные, похожие на большие желтоватые гроздья, цветы рябинымалозаметны, не отличаются пышной красотою (Соколов-Микитов). Довольно быстрое для лесной речки, течение закручивало
Адъективные обороты могут не обособляться, если структурные условия не поддерживаются семантикой, то есть если определяемое слово не имеет семантической полноты, достаточной длячлена предложения: Рудин вернулся домой в состоянии духа смутном и странном (Тургенев).
Предложения с несогласованными определениями.
Стержнем несогласованных определений является имя существительное,поэтому их можно назвать субстантивными оборотами. Например:Денис Антонович, без пиджака, в шлепанцах на босу ногу, сидел у большого стола с газетой (Коптяева). В отличие от причастных и адъективных оборотов может обособляться как одиночная, так и распространенная субстантивная словоформа.
Предложения с обособленными приложениями.
Могут обособляться как одиночные, так и распространенные приложения:Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий (Л. Толстой); Могучий лев, гроза лесов, лишился силы (Крылов).
Как и другие виды определений, обособляется препозитивноеприложение с дополнительным значением причины или уступки:Человек не суеверный, Максимыч готов был приписать матушкеВолге любые сверхъестественные силы, утверждал, что все своибогатырские свойства русские люди черпают в ней, Волге (Алексеев).
Приложение с союзом как обособляется, если имеет оттенокпричины (к нему можно поставить вопрос п о ч е м у ? ) : Пьер, какзаконный сын, получит все (Л. Толстой).
Необособленное приложение с союзом как отвечает на вопросы: в к а к о м о т н о ш е н и и ? с к а к о й с т о р о н ы ? : Какстилист Чехов недосягаем (Горький).
Предложения с обособленными обстоятельствами
Обособленные обстоятельства неодинаковы по степени предикативности, но почти все легко трансформируются в придаточныепредложения; чаще других членов предложения они выступаюткак детерминанты, так как их подчинительные связи с другимичленами предложения наиболее слабые (преобладает примыкание).
Предложения с деепричастными оборотами.
Стержень деепричастных оборотов составляет деепричастие. Основной компонентих семантики — значение обстоятельства (образа действия, времени, причины, условия, уступки и др.). Дополнительным является значение добавочного (второстепенного) сказуемого.- Приведемпримеры:Как? Распустив хвоста колючий веер, на сосне красуетсяглухарь (Кедрин); Я иду по лугам, раздвигая зеленые травы(Солоухин).
С к а к и м с л е д с т в и е м ? Снег с полей сошел за однунеделю, обнажив парящую влажную землю (Мусатов);
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Уточняющие члены предложения конкретизируют или поясняютзначения других членов предложения. При разграничении поясненияи уточнения (а оно не всегда четко просматривается!) пояснениемсчитают отношения тождества, а уточнением — отношения целогои части. Приведем примеры уточнения и пояснения: Внизу, в тени,шумел Дунай (Тютчев).
Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными обособленными членами преждевсего семантикой: первые лишь уточняют, конкретизируют, поясняют сообщение в какой-либо его части, вторые содержат дополнительное сообщение, тo есть полупредикативны.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЕННЫЕ ВВОДНЫМИ И ВСТАВНЫМИ
КОНСТРУКЦИЯМИ
Под этим названием объединяются структурно и семантически различные предложения, в составе которых есть компоненты, связанные со всем предложением или с отдельной частьюего по смыслу и при помощи интонации (в устной речи). Такимикомпонентами являются вводные и вставные конструкции. Например: Юбилей Михаила Ивановича Жарова (его 60-летие) весьпрошел на юморе, на улыбке, без которых, конечно, немыслимоего себе представить (Эскин) (выделены вставная конструкцияи вводное слово).
Общие свойства осложняющих компонентов заключаются вследующем: 1) значение их имеет добавочный характер по отношению к семантике основной части высказывания; 2) осложняющие компоненты характеризуются относительной обособленностьюстроения и особой интонацией, передаваемой на письме запятыми, тире, скобками, а нередко и сочетаниями знаков.
Общее значение «вводности» (субъективная модальность)обобщает более частные (типовые) значения вводных единиц:
Семантика Вводные единицы
1. Уверенность конечно, разумеется, полагаю, бесспорно, правда,несомненно, в самом деле, без сомнения, безусловно, действительно и др.
2. Неуверенность наверное, кажется, вероятно, очевидно, видно,по-видимому, возможно, верно, может быть,должно быть, надо полагать и др.
3. Эмоциональнаяоценкак счастью, к несчастью, к радости, к сожалению;на счастье...странное дело, известное дело и др.
4. Источник сообщения по преданию, по пословице, по слухам, по-моему,говорят, помнится, известно, слышно, по мнению, по словам и др.
5. Отношения между частями высказываниякстати, к примеру, например, наконец, в частности, главное, в общем, между прочим, во-первых, во-вторых, повторяю, значит, выходит, следовательно, таким образом и др.
6. Оценка стиля высказыванияпо выражению, короче, другими словами, выражусь прямей, прямо скажем, говоря образно,честно говоря и др.
7. Степень обычностифактовпо обыкновению, по обычаю, бывает, случается,как водится, как всегда и др.
8. Привлечение внимания к сообщениювидишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), представь, послушай и др.
Вводные единицы относятся или к предложению в целом, или котдельным его частям.
В с т а в н ы е конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные замечания и резко разрывают, размыкают «непрерывность синтаксических связей» предложения. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Чехов).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОСЛОЖНЕННЫЕ ОБРАЩЕНИЯМИ
Обращение — это слово (или сочетание слов), называющеетого, к кому (чему) обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией:— Резников, пойдете со мной! (Бондарев).
Основная функция обращения — побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, фамилии, названия лиц породству и т. д.
Осложненные предложения, сближающие простые и сложныев общей системе типов предложений, не представляют собой единообразных структурно-семантических единиц синтаксиса. Они оченьнеоднородны по степени добавочной предикативности и по яркостиее грамматического оформления.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложное предложение — это синтаксическая коммуникативная единица высшего, посравнению с простым предложением, порядка.
По своему содержанию и строению сложное предложениеявляется единицей полипредикативной, то есть оно состоит из двухили нескольких предикативных частей. Каждая из таких частейпо своему строению подобна простому предложению, но в составесложного, объединяясь с другой (другими) по смыслу и интонационно, не обладает важнейшими признаками предложения —смысловой и интонационной самостоятельностью. С точки зренияструктурной каждая из частей сложного предложения в большинстве случаев строится по одной из моделей (схем) простого предложения, при этом их структуры оказываются взаимоприспособленными и образуют вместе со специфическими для сложногопредложения средствами связи модели сложных предложений.
Под грамматическим значением сложного предложения обычнопонимают отношения между его частями: объектные, атрибутивные, обстоятельственные, перечислительные, разделительные,противительные и др.
Пример: Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно (Горький) и Гаврик толкнул ногойкалитку, и друзья пролезли в сухой палисадник... (Катаев).
Эти предложения строятся по близким, но не тождественным моделям: и в ту и в другую модель входит сочинительный соединительный союз и, однако соотношение форм сказуемых предикативных частей в первой и второй моделях различное (в первойсоотносятся глаголы несовершенного вида, а во второй — совершенного); соответственно различаются и грамматические значения этих предложений: в первом перечисляются явления, происходящиеодновременно, во втором — события, следующие одно задругим.
По роли в организации сложного предложения все структурныеэлементы делятся на три группы.
1. Основные средства связи — союзы (сочинительные и подчинительные), относительные и соотносительные местоименныеслова (по школьной терминологии, соответственно — союзные иуказательные слова) в сложноподчиненном предложении.Для связи предикативных частей в сложном предложении, особенно бессоюзном, служит и интонация.
2. Элементы структуры самих предикативных частей, необходимые для соединения этих частей, для приспособления их друг кдругу. Сюда относятся:
а) соотношение видо-временных и модальных форм сказуемыхпредикативных частей, или парадигма, сложного предложения
В зависимости от полноты все парадигмы сложного предложения делятся на свободные, не мотивированныеграмматическим значением, и несвободные, мотивированные грамматическим значением предложений данного типа. Например:
1) В предложении Я знаю, что ты придешь можно довольно свободно варьировать формы сказуемых, причем грамматическоезначение сложного предложения — выражение объектных отношений — от этого не меняется; ср.: Я знал (буду знать, знал быи т. д.), что ты приходил (пришел бы, приходишь вовремя и т. д.).
2) И наоборот, предложения с союзом по мере того как имеюттолько четырехчленную парадигму, причем с одинаковыми формами сказуемых в предикативных частях, что прямо связано сграмматическим значением таких предложений — выражениемобусловленности событий, развивающихся во времени; ср.: По меретого как мы приближались (приближаемся, будем приближаться, приближались бы), горы становились (становятся, будутстановиться, становились бы) все величественнее;
б) степень самостоятельности предикативных частей. При большей самостоятельности предикативные части могут объединятьсятолько интонационно-смысловой и парадигматической связью. Таковы многие бессоюзные предложения, например: Грачи улетели,лес обнажился, поля опустели (Некрасов).
в) определенные формы слов, особенности лексического наполнения частей, специфические для тех или иных сложных предложений, отдельные грамматикализованные слова. Так, например,в структуру предложений типа Чем ближе подъезжал я к родному дому, тем сильнее билось мое сердце входят как типологические конструктивные элементы формы сравнительной степени вобеих частях.
3. Порядок предикативных частей, точнее, возможности ихвзаиморасположения. У одних сложных предложений предикативные части могут меняться местами, у других не могут
Например: Спали в риге, так как в избе былодушно (Сергеев-Ценский) и Так как в избе было душно, спали вриге. Ив том и в другом случае придаточная часть относится ковсей главной, присоединяется к ней союзом так как и обозначаетпричину, однако в первом предложении, где придаточная частьстоит после главной, выражаются причинные отношения, а во втором, где придаточная часть стоит перед главной,— причинноследственные.
Свободные и несвободные по строению сложные предложения. В отличие от свободных по строению сложных предложений,несвободные сложные предложения строятся по несвободным моделям, в которые, кроме указанных структурных элементов, входят и другие, более частные (отдельные формы слов и даже целыеобороты). Ср., например: 1) Мало в Мещере пахотной земли, а болотхватает; 2) Чего другого, а болот в Мещере хватает (Паустовский). Первое из этих предложений свободное по своему строению,второе — несвободное. В первом предложении выражаются сопоставительные отношения; в его модель входят союз а, соотношение форм настоящего времени и типизированная лексика — противопоставление пахотная земля — болота. Во втором предложении указанного лексического противопоставления нет, а всяпервая часть представляет собой местоименный устойчивый оборот; грамматическое значение этого сложного предложения —выделительно-сопоставительное — более сложное, чем у первогопредложения, и менее мотивировано структурными элементами,входящими в его модель. По близкой несвободной модели строятсяи такие предложения: Где еще, а в Москве все найдешь; Кто другой, а он все знает и др. под.
Функциональный аспект сложного предложения. Сложное предложение, как и простое,— явление многоаспектное. Однако у сложного предложения, как и у простого, есть и еще один аспект — функциональный. Он проявляется
в выполнении предложением двух задач.
1. Д л я в ы р а ж е н и я цели в ы с к а з ы в а н и я .Сочетание первой повествовательной и второй вопросительной предикативныхчастей как в сложносочиненных, так и в сложноподчиненных предложениях. Например: Ты говоришь, смерть примиряет, а жизнь, ты думаешь, не примиряет? (Тургенев).
2. Д л я о р и е н т а ц и и с о д е р ж а н и я д а н н о г о предл о ж е н и я (высказывания) по отношению к контексту или речевой ситуации, что выражается в актуализации определеннойчасти высказывания, т. е. в актуальном членении его. Например:Я знаю, что Сергей поступил в институт; Что Сергей поступил в институт, я знаю. В первом предложении ремой является придаточная, а во втором — главная часть; первое моглобы быть ответом на вопрос: Что ты знаешь о Сергее?; второе —на вопрос: Знаешь ли ты, что Сергей поступил в институт?
Таким образом, именно актуальное членение ориентирует данноевысказывание в отношении речевой ситуации.
Союзные и бессоюзные сложные предложения. К основнымсредствам связи предикативных частей сложного предложения относятся интонация и союзные средства: союзы (и, а, но, или, если,чтобы, так как, так что, хотя и др.) и союзные слова — относительные местоимения и местоименные наречия (который, какой, чей, кто, где, куда, откуда, почему и др.).
Таким образом, можно говорить о двух основных способах связипредикативных частей в сложном предложении: 1) с помощью союзных средств и интонации; 2) с помощью интонации
Например: Кучер вдруг осадил лошадей, иколяска остановилась (Чехов); Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, неумолчно звучит ревнивая песня зяблика, задумчивопоет странная птица — щур (Горький).
Во многих случаях отчетливого различия в грамматической се-
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзные сложные предложения (с союзами и относительными словами)делятся по характеру синтаксической связи и по общим грамматическим значениям на две структурно-семантические подгруппы:
с л о ж н о с о ч и н е н н ы е п р е д л о ж е н и я — с сочинительнойсвязью между предикативными частями и с л о ж н о п о д ч и н е н ные п р е д л о ж е н и я — с подчинительной связью.
Сочинительная связь в сложном предложении, как и в простом,осуществляется сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо;то..., то... и др.). Сочинительные союзы, выражая различные грамматические значения, не указывают на зависимый, подчиненныйхарактер одной из предикативных частей сложного предложения поотношению к другой. Например: Пол был усыпан мочальной трухой,и на нем виднелись следы сапог (Федин);
Подчинительная связь в сложном предложении осуществляетсяподчинительными союзами (что, чтобы, как, если, потому что,если..., то... и др.) и союзными словами (который, кто, чей, сколько,где, зачем и др.). И те и другие, находясь в придаточной (зависимой) части, четко указывают на ее зависимость от другой (главной)предикативной части. Например: Надо ехать, если он советует(Гончаров);
Наконец, есть и сложные предложения со смешанной (контаминированной) формой. Например: Хотя новый график перевозок введенуже давно, но до сих пор не все шоферы его освоили. В этом сложноподчиненном предложении (первая часть подчинена второй) есть нетолько подчинительный уступительный союз хотя, но и сочинительный противительный союз «но, и отношения, выраженные в этом предложении, соответственно уступительно-противительные.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
§ 73. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры. По тому, к чему относится придаточная часть, выделяются две группы сложноподчиненных предложений: предложения нерасчлененной и расчлененной структуры.
В предложениях н е р а с ч л е н е н н о й с т р у к т у р ы придаточное распространяет слово как лексико-морфологическую единицу. Так, к любому существительному может быть прибавлено придаточное с относительным местоимением который. Например: Он нашел позиции, которые занимала его рота.
Многие сложноподчиненные предложения первой группы могут быть сопоставленысо словосочетаниями, в которых лексико-морфологическая характеристика главного слова предполагает определенную форму подчиненного слова и вид отношений: неинтересные книги — книги, которыенам не интересны (атрибутивные отношения); рассказать о нашемночлеге — рассказать, как мы ночевали (объектные отношения);быстрее меня — быстрее, чем я думал (сравнительно-объектные отношения); до смешного наивный — наивный до того, что смешно(отношения степени).
В предложениях р а с ч л е н е н н о й с т р у к т у р ы придаточная часть распространяет обычно всю главную (или состав его сказуемого) как синтаксическую единицу, так что форма и значениепридаточной части прямо не обусловлены лексико-морфологическойхарактеристикой одного из слов в главной, как это наблюдается впредложениях нерасчлененной структуры. Так, например, к главномупредложению Он ушел можно присоединить и придаточную частьцели: чтобы его не беспокоили, и придаточную часть причины:потому что не хотел ее видеть, и придаточную часть следствия:так что говорить было не с кем, и придаточную временную:когда не было еще восьми часов, и придаточную часть сравнительную: как уходят победители.
Подчинительные союзы и союзные слова. Основным средством связи придаточной части с главной являются подчинительныесоюзы и союзные слова.
П о д ч и н и т е л ь н ы е с о ю з ы (что, чтобы, как, будто,когда, если, так как, так что, по мере того как и др.), находясь впридаточной части, не являются ее членами, а служат только длясвязи придаточной части с главной.
Например:Брат решил, [штъпр'ирд'ьт] завтра.
С о ю з н ы е с л о в а — это относительные местоимения (и наречия) : который, какой, чей, кто, что, как, где, куда, откуда, почему,отчего и др. В отличие от союзов они не только связывают придаточную часть с главной, но и служат одним из членов придаточнойчасти. Ср.: Брат решит, [што] нужно делать(в придаточном предложении что является дополнением и выделяется логическим ударением).
Одни из подчинительных союзов точно и однозначно указываютсвоим лексическим значением на те отношения, которые выражаютсяв сложноподчиненных предложениях с этими союзами; поэтому такиесоюзы называются с е м а н т и ч е с к и м и .
Другие подчинительные союзы не указывают однозначно на определенный вид отношений; они могут употребляться в различных позначению сложноподчиненных предложениях; такие союзы называются с и н т а к с и ч е с к и м и .
Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с придаточными присубстантивно-атрибутивными. К этому типу относятся сложноподчиненные предложения, в которых придаточные распространяют существительные (с указательным местоимением или без него), присоединяются относительными местоимениями и выражают атрибутивные(в широком смысле) отношения.
Среди этих сложноподчиненных предложений выделяются две группы предложений:
1. Сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими а т р и б у т и в н о - в ы д е л и т е л ь н ы е о т н о ш е н и я:
а) Придаточная часть распространяет сочетание существительного с препозитивным указательным местоимением тот, выступающимв роли, близкой к роли выделительных частиц, и присоединяется относительными местоимениями который, какой, чей, что, где, куда,откуда, когда. Например: Расскажи ту сказку, которую мама любила (Герман);
б) Придаточная часть распространяет сочетания существительного с препозитивным указательным местоимением такой, имеющимдобавочное качественно-степенное значение, и присоединяется относительными местоимениями какой, который, где, куда, откуда, когда. Например: ...Стюарт Яковлевич — такой управитель, какого ив свете нет (Лесков);
2. Сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими а т р и б у т и в н о-р а с п р о с т р а н и т е л ь н ы е отношения.
Такие придаточные прикрепляются к одному из существительныхв главной части при помощи относительных местоимений который,какой, чей, где, куда, откуда. Они служат не для выделения предмета, а для сообщения о нем чего-то нового. Поэтому перед существительными, к которым относятся придаточные, не бывает (и нельзявставить) указательных слов тот, такой и др. Например: В одномместе мы вспугнули несколько пар журавлей, которые с печальнымкриком полетели дальше (Мамин-Сибиряк);
Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительно-объектным. К изъяснительно-объектным относятся сложноподчиненные предложения с придаточными, которые распространяют контактные слова в главной части, указывая на необходимыйпо смыслу внутренний объект (содержание того, что названо контактным словом), и присоединяются изъяснительным союзом (что,чтобы, как, как бы, будто, как будто) или относительно-вопросительным местоимением.
В зависимости от своего строения и грамматического значенияизъяснительно-объектные сложноподчиненные предложения делятся на два вида:
1. Среди предложений с союзным подчинением особенно отчетливо по своему строению и значению противопоставлены две разновидности:
а) В предложениях с р е а л ь н о й м о д а л ь н о с т ь ю объе к т а придаточная часть присоединяется союзами что, как, будто(как будто), выражает реальный объект.
Например: Пусть думает, что знакомство с неймне не так уж интересно (Казаков);
б) В предложениях с и р р е а л ь н о й м о д а л ь н о с т ьюо б ъ е к т а (союзы чтобы, как бы и сослагательное наклонениеили инфинитив в придаточной части) объект представляется как
желательный, возможный или необходимый.
Например: Елизавета Киевна просила, чтобы ей самой разрешилиотвезти его в большой лазарет при штабе дивизии (А. Н. Толстой);
2. Среди сложноподчиненных предложений с относительнымподчинением или с союзом-частицей ли (ли... или; или) выделяются две разновидности:
а) В к о с в е н н о в о п р о с и т е л ь н ы х предложениях длясвязи придаточной части с главной служат относительно-вопросительные местоимения кто, что, какой, как, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др. и частица-союз ли (ли... или). Например:С бульвара повернули к павильону и пошли по берегу и долго смотрели, как фосфорится море. Фон-Корен стал рассказывать, отчего оно фосфорится (Чехов);
б) В к о с в е н н о в о с к л и ц а т е л ь н ы х предложенияхдля связи предикативных частей используются восклицательныеслова местоименного происхождения какой, как, что за, которыев сложном предложении становятся косвенно-восклицательнымиотносительными словами. Например: Это удивительно, как я умна... (Л. Толстой)
Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительно-объектным. К сравнительно-объектным относятся сложноподчиненные предложения с придаточными, распространяющимиконтактное слово — форму сравнительной степени наречий, режеприлагательных или слов категории состояния, и присоединяемымисоюзами чем, нежели. Например: Молодой человек получал издому более, нежели должен был ожидать (Пушкин);
Сложноподчиненные предложения местоименно-соотносительные (субстантивные, адъективные, адвербиальные — качественно-количественные). В сложноподчиненных предложениях местоименно-соотносительного типа связь между предикативными частями осуществляется с помощью соотношения близких по своим значениям местоимений (соотносительных в главной и относительныхв придаточной частях): тот — кто, то — что; такой — какой,таков — каков; так — как, столько — сколько, настолько — насколько.
Например: Опрокинули тех, кто уже добрался до берега, кинулись в воду, дрались на середине реки (А. Н. Толстой);
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные со значением внешних обстоятельств (места, времени, условия, цели, сравнения, причины, уступки) распространяют всю главную часть, реже состав одного из еесказуемых или обособленный оборот в составе главной части и вбольшинстве своем прикрепляются специальными для каждого типа семантическими союзами. Исключение представляют только придаточные места, связь которых с главной частью осуществляется,как в местоименно-соотносительном типе, с помощью соотносительных и относительных слов (местоименных наречий). Например:Казалось бы, совсем не место веселью там, где снаряды роют
I. В сложноподчиненных предложениях с придаточной частьюместа выражаются пространственные отношения. Придаточнаячасть может указывать не только на собственно место (с соотносительным словом там), но и на направление действия главнойчасти — прямое (с соотносительным словом туда) и обратное (ссоотносительным словом оттуда) Например: Там, где ветрыслизали снег, земля по ночам гулко лопается (Шолохов);
II. В сложноподчиненных предложениях с придаточной частьювремени выражаются различные виды временных отношений: действие главной части совпадает с действием придаточной (отношенияодновременности) или предшествует ему или следует за ним (отношения разновременности).
В предложениях со значением о д н о в р е м е н н о с т и придаточная часть прикрепляется союзами когда, пока, в то время как,по мере того как\ сказуемые в главной и придаточной частях имеютчаще всего одинаковые формы времени несовершенного вида илиодну из них несовершенного, а другую совершенного вида. Например: Пока ему заваривали крепкий чай, он сидел и молчал, продолжая думать (Симонов);
В предложениях со значением р а з н о в р е м е н н о с т и действий придаточная часть времени прикрепляется союзами когда,пока, после того как, с тех пор как, до того как, прежде чем, кактолько и др.; сказуемые главной и придаточной частей выражаются чаще всего формами совершенного вида или в одной из частей — совершенного, а в другой — несовершенного. Например:Когда она вошла, лейтенант быстро встал и пошел навстречу(Симонов);
III. В сложноподчиненных предложениях с придаточной частьюусловия могут выражаться как реальные, так и ирреальные условия.
Значение реального условия выражается в предложениях с союзами если, коли, когда, раз, причем в главной и придаточной частях чаще всего употребляются сказуемые в форме изъявительногонаклонения или инфинитива. Например: Большой хозяин, еслиувидит непорядок и в чужом хозяйстве, вступится (Пришвин);
IV. В сложноподчиненных предложениях с придаточными целипоследние присоединяются к главной части союзами чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и выступающимив роли союзов частицами только бы, лишь бы. Придаточные целиуказывают на факты не реальные, а лишь желательные, поэтомусказуемые в придаточных цели могут быть выражены только сослагательным наклонением (частица бы входит в состав союзов) илиинфинитивом. Например: Я разбудил Пашку, чтобы он не свалилсяс дрог (Чехов); Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения (Пушкин);
V. В сложноподчиненных предложениях с придаточными сравнительными могут выражаться реальные (с союзами как, подобнотому как) и предположительные сравнения (с союзами как будто,будто, словно, точно, как если бы). Например: Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожьводы (Казаков);
VI. В сложноподчиненных предложениях с придаточными причины могут выражаться различные оттенки причинного значения.Придаточные части прикрепляются причинными союзами: потомучто, оттого что, так как, из-за того что, вследствие того что,благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, поскольку,ибо и некоторыми другими. Например: Он не брал никаких сверхурочных и дополнительных работ, потому что всесвободное время проводил в экспериментальном цехе (Николаева);
VII. В сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными последние указывают на факт, противоречащий содержанию главно