Методика изучения морфологии в школе.

В разделе «Морфология» представлены понятия, описываю­щие слово как часть речи: часть речи, форма слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части ре­чи - имя существительное, имя прилагательное, имя числитель­ное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, кате­гория состояния, предлог, союз, частица, междометие, звукопод­ражательные слова. Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е. формы изменения).

В тему «Имя существительное» включены следующие понятия: одушевленные и неодушевленные существительные, соб­ственные и нарицательные, род существительных, склонение, па­деж, число, несклоняемые существительные, разносклоняемые существительные. Два понятия даны описательно: существитель­ные, употребляющиеся только в единственном числе, и существи­тельные, употребляющиеся только во множественном числе. Тема «Имя прилагательное» располагает следующими понятия­ ми: разряды прилагательных по значению - качественные, относи­ тельные и притяжательные; краткие и полные прилагательные; степени сравнения прилагательных (простая и составная), па­деж, число, род. О теме «Имя числительное» сообщаются такие понятия: коли­чественные и порядковые, простые и составные; количественные числительные - дробные, собирательные; склонение, падеж. Одно понятие дается не в виде термина, а описательно: количественные числительные, обозначающие целые числа.

В тему «Глагол» включены две группы понятий, характери­зующих все слово и его отдельные формы, неопределенная форма; совершенный и несовершенный вид, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы, спряжение; непостоянные признаки: наклонение - изъявительное, повелительное, условное; разно­ спрягаемые глаголы, лицо, число, время. Через учебник введено понятие возвратные глаголы. У причастий указываются постоянные признаки: вид, переходность, время, действительные и страдательные - и непостоянные: полные и краткие, падеж, число, род; у деепричастий - вид и переходность.

О теме «Наречие» в школе сообщаются скудные сведения. В программу включены только степени сравнения - простая и со­ ставная. Категория состояния описывается с точки зрения ее син­таксической функции. О служебных частях речи в школьный курс русского языка во­ шли понятия, характеризующие способ строения термина, а также их лексико-синтаксическую, лексико-структурную или лексико- семантическую особенность.

Предлоги - непроизводные и производные, простые и составные. Союзы - сочинительные: соединительные, разделительные, про­ тивительные; подчинительные: причинные, временные, определи­ тельные и т.д.; простые и составные. Частицы - формообразующие, отрицательные и модальные. Междометие как часть речи не дифференцируется. Через учебник предлагается отграничивать их от звукоподражательных слов.

Синтаксис

(Бабайцева В.В. Современный русский язык)

Предмет синтаксиса. Термин «синтаксис» употребляют дляобозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синт а к с и с я з ы к а — это его синтаксический строй, совокупностьдействующих в языке закономерностей, регулирующих построениесинтаксических единиц. С и н т а к с и с как н а у к а — это разделграмматики, освещающий синтаксический строй языка, строение изначение синтаксических единиц.

«Синтаксис» — греческое слово (syntaxis), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис какнаука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как онисоставляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

Синтаксические единицы —это конструкции, в которых элементы (компоненты) их объединенысинтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупностиобразуют морфологическую парадигму слова.

Словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.

Из словоформ строятся словосочетания: теплый дождь, половинаночи, начинать моросить и т. п.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения:С половины ночи начинал моросить теплый дождь (Паустовский).

Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, изпредложений Ветер дул с суши и У берега вода была спокойна можнообразовать сложное бессоюзное, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения: Ветер дул с суши — у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Если ветердул с суши, у берега вода была спокойна.

Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое. Например: Наш народ всегда любил, знал и цениллес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучихлесах.

Основные виды синтаксической связи — сочинение и подчинение.

При сочинении объединяются синтаксически равноправные компоненты, при подчинении — синтаксически неравноправные: один выступает как главный, другой — как зависимый. Сочинительнойсвязью соединяются однородные члены и части сложносочиненныхпредложений, подчинительной — словоформы в составе словосочетаний и предложений, а также части сложноподчиненных предложений.

Синтаксические связи элементов синтаксических единиц выражают синтаксические (смысловые) отношения, в которых отражаются отношения между предметами и явлениями действительности.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектныеи обстоятельственные). Они могут возникать между компонентамивсех синтаксических единиц.

Средства синтаксической связи и построения синтаксическихединиц. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы,интонация, порядок слов и др. Они служат также и для оформлениясинтаксических связей и отношений.

Основной функцией о к о н ч а н и я является выражение синтаксических связей и отношений между словоформами в составе словосочетаний и предложений. Поэтому окончание называют служебной морфемой. Особенно важна роль окончаний при оформлении подчинительной связи: при согласовании и управлении.

Для строения синтаксических единиц очень важен п о р я д о к ихкомпонентов, который определяется семантическими и структурнымифакторами. В русском языке порядок компонентов синтаксическихединиц имеет два типа: прямой (фиксированный) и инверсированный(свободный). При прямом порядке каждый компонент синтаксических построений занимает определенное место, при свободном —компоненты могут изменять свое место.

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является и нт о н а ц и я, составные элементы которой — мелодика речи (повышение и понижение голоса при произнесении предложений), ритм,темп и тембр речи, а также логическое ударение, выделяющее впредложении информативный центр.

Все синтаксические единицы и их компоненты имеютл е к с и ч е с к и е (речевые, индивидуальные) и г р а м м а т и ч е с к и е (языковые, синтаксические, категориальные и т. д.) значения.

Рассмотрим в самом общем виде различие между лексической играмматической семантикой на примере некоторых словосочетаний ипредложений.

В школьной и вузовской практике преподавания русского языка понятия «язык» и «речь» четко не противопоставлены, но и неотождествляются. Они рассматриваются как две стороны одного явления,взаимосвязанные и взаимодополняющие. В соответствии с этим в качестверодового названия значений в с е х единиц языка часто используется термин «языковая семантика», а для различных уровней системы языка —специфические обозначения. Для единиц морфологии и синтаксиса (разделовграмматики) общим термином является термин «грамматическая семантика», который может быть дифференцирован: «морфологическая семантика» для частей речи (категориальное значение), «синтаксическая семантика» — для единиц синтаксиса.

В школьном учебнике рассматриваются грамматические значения как словосочетаний (с. 22—23), таки предложений (с. 31) 2 Грамматические значения словосочетаний связаныс их строением, а предложений — со значениями наклонений глагола-сказуемого.

Коммуникативный аспект изучения синтаксиса. Наиболеесущественным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяются «данное» (тема, основа высказывания) и «новое» (рема, предицируемая часть)1 Особенно отчетливо «данное» и «новое» разграничиваются в вопросо-ответной форме диалога. Например:Где ты работал летом? — Летом я работал | на целине. Говорящий ставит вопрос, исходя из известного («данного») факта:он знает, что собеседник работал летом, но не знает где. Именноэто и выясняется вопросом. В ответе «данное» — летом я работал, «новое» — на целине.

Рассмотрим основные способы выделения коммуникативногоцентра высказывания:

1. Л о г и ч е с к о е (или «фразовое») у д а р е н и е позволяетвыделить информативный центр предложения при любом порядкеслов. Например, в предложении Расцвели цветы в нашем садусмысловым центром могут быть разные члены предложения.

2. Важнейшим средством выделения коммуникативного центра предложения в устной и письменной речи является п о р я д о к с л о в .

Функции порядка слов в русском языке разнообразны. Из нихнаиболее существенными являются структурная (грамматическая),коммуникативная и стилистическая. На прямой (обычный) порядок слов часто не обращается внимания: он привычен, а между темпорядок слов способен быть средством выражения коммуникативной,стилистической и других функций лишь на фоне прямого порядкаслов, выявленного в структурном аспекте.

Подлежащее обычно предшествует сказуемому. Порядок второстепенных членов, как правило, связан с правилами расположения слов в словосочетаниях. Согласованное определение стоитперед определяемым словом, а несогласованное — после него. Перед сказуемым стоит обстоятельство образа действия, если после сказуемого есть другие члены предложения (но: Солнце садилосьмедленно, _нехотя (Фогель). Обстоятельства времени и места стоятв'начале предложения, если определяют содержание предложенияв целом. Остальные члены предложения обычно постпозитивны.

Изменение прямого порядка слов (инверсия) происходит в томслучае, если говорящий (пишущий) хочет привлечь внимание кинверсированным словам, а также при построении более сложныхсинтаксических единиц, когда части по своему строению приспосабливаются друг к другу. Таким образом, встречающийся иногдатермин «свободный порядок слов» по отношению к русскому языкуявляется условным, мнимым.

Потребность в актуализации компонентов семантическойструктуры предложения обусловила появление и существованиенекоторых синтаксических конструкций, главной функцией которых и является выделение, усиление информативной значимоститех явлений действительности, о которых идет речь. К ним относятся н е п о л н ы е предложения, в о п р о с и т е л ь н ы е предложения в монологической речи, многие разновидности о д н о с о с т а в ных предложений, п р и с о е д и н е н и е , в с т а в н ы е констр у к ц и и ; обороты, построенные по схеме «Что к а с а е т с я...то...», и др. Например:

Что же касается поэзии, то говорить о ней я немогу. Каждое мое слово покажется вам ничтожным или темным.(Паустовский).

Необходимо разграничивать т и п и ч н ы е синтаксические единицы и их разновидности,обладающие полным набором дифференциальных признаков, и п ер е х о д н ы е (синкретичные) явления с совмещением признаков.

Как для синтаксических исследований, так и для практики преподавания чрезвычайно важно не стремиться «втиснуть» синкретичныеявления в прокрустово ложе типичных случаев, а допускать варианты в их квалификации и классификации, отмечать сочетающиесясвойства. Это позволит преодолеть догматизм в практике преподавания, а в теоретических исследованиях повлечет более свободную, гибкую и глубокую трактовку синтаксических явлений.

М е т о д и ч е с к о е п р и м е ч а н ие . В школьном синтаксисе отмечается возможность постановки нескольких вопросов к одному и томуже члену предложения (см. примеч. на с. 64, 72 и др.). Внимание к многозначным членам предложения не только расширяет круг знаний уча-

щихся, но и способствует развитию их языкового чутья, познавательнойдеятельности, мышления и речи. Однако в школе не следует делатьцентром изучения многозначные члены предложения, хотя о существовании их учитель должен знать, чтобы не требовать однозначного ответатам, где возможно двоякое толкование.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание как единица синтаксиса. В истории русской синтаксической теории роль словосочетаний и предложенийв общей системе синтаксических единиц оценивалась и оценивается неоднозначно. Некоторые ученые (Ф. Ф. Фортунатов,А. М. Пешковский и др.) считали основной единицей синтаксисасловосочетание, а предложение рассматривали как разновидностьсловосочетания. Другие (А. А. Потебня, А. А. Шахматов, В. В. Виноградов и др.) считали основной синтаксической единицей предложение. Эта точка зрения в настоящее

Словосочетание и слово (словоформу) сближают следующие свойства:

а) как и слово, словосочетание не является коммуникативнойединицей, оно входит в речь только в составе предложения;

б) как и слово, словосочетание не имеет предикативных значений, интонации сообщения;

в) как и слово, словосочетание выступает как номинативноесредство языка, то есть называет предметы, их признаки, действияи т. д. Это свойство словосочетаний обусловило появление некоторых разновидностей фразеологизмов, сложных слов (точитьлясы, разводить турусы: на колесах и т. д.; широкий в плечах - широкоплечий, двенадцати лет — двенадцатилетний);

г) как и слово, словосочетание имеет систему форм, предопределенную системой форм главного слова, и начальную форму,которая устанавливается по начальной форме главного слова словосочетания (например: тихое утро, хорошо учиться, учитьсяв школе, учиться писать, полный воды, очень полный и т. п.).

Словосочетание о т л и ч а е т с я от слова более сложнойструктурой. Оно образуется на основе подчинительной связимежду знаменательными словами, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное (стержневое), другое —зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т. д.(Главный компонент словосочетания условно обозначается крестиком.)

В большинстве учебных пособий и в школьных учебниках распространенной является так называемая номинативная точка зрения, которая получает теоретическое обоснование в трудах В.В.Виноградова (позднее в работах Н.Н.Прокоповича, Н.Ю.Шведовой и др.). Согласно указанной точке зрения, под словосочетанием понимаются "грамматические единства, образуемые посредством соединения двух и большего количества слов, принадлежащих к знаменательным частям речи, и служащие обозначением какого-нибудь единого, но расчлененного понятия или представления".

В учебных целях предлагается взять за основу номинативную концепцию словосочетания, поскольку она представлена в большинстве школьных учебниках.

По номинативной концепции многие из возможных в речи сочетаний слов не являются словосочетаниями:

1) сочетания знаменательных и служебных слов, как не отвечающие определению словосочетания (н.: у дороги. не видел);

2) сложные формы одного слова (буду читать, буду ходить, более высокий, умнее всех и др.);

3) фразеологизмы (золотые руки, голова кругом идет, что есть силы);

4) грамматическая основа предложения, так как между подлежащим и сказуемым наблюдаются предикативные отношения;

5) составные сказуемые: составное именное и составное глагольное (должен поехать, была красива, продолжала говорить, пустился бежать, начал читать);

6) сочиненные ряды слов (с союзной и бессоюзной связью), т.е. однородные члены предложения;

7) полупредикативные сочетания определяемого и определяющего, возникающие в предложении при обособлении членов предложения (т.е.главное слово + причастный оборот, главное слово + деепричастный оборот);

8) обращение и лексический состав предложения;

9) вводные и вставные конструкции и слова, к которым относятся названные конструкции. Эти конструкции не представляют собой словосочетаний потому, что каждая из них является средством осложнения всего предложения;

10) детерминанты с составом предложения (н.: В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады);

11) дуплексивы и слова, к которым они относятся (н.: Мать пришла грустная);

12) так называемые несвободные сочетания, которые выступают в позиции одного члена предложения.

Среди несвободных сочетаний выделяют: а) синтаксически неделимые, т.е. цельные,

б) терминологически связанные. К цельным сочетаниям относятся следующие типы: 1) количественно-именные сочетания с главным словом - числительным (пять минут, мало друзей, груда камней и др.); 2) сочетания с общим значением избирательности с предлогом из (один из студентов, трое из нас); 3) сочетания с общим значением совместности с предлогом с (мать с сыном, нитка с иголкой); 4) сочетания, состоящие из словоформ: с глазами, с носом, с лицом и др. (девушка с голубыми глазами, мужчина среднего роста); 5) семантически неразложимые сочетания (был он человеком вольным). Терминологически связанные сочетания - составные наименования (поваренная соль, февральская революция, "Комсомольская правда" и др.), а также фразеологизмы (белая ворона, у черта на куличках, спустя рукава).


Структурные типы словосочетаний.

В учебных целях предлагается различать следующие количественно-структурные типы словосочетаний:

1) простые словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (загородная прогулка, недостаточно прочный, очень веселый). Сюда относятся также словосочетания, в составе которых имеются аналитические формы слова: прийти позже всех, самый интересный сюжет. Как правило, простые словосочетания двучленны (двусловны);

2) усложненные словосочетания, в которых позицию зависимого слова занимает несвободное сочетание: человек низкого роста, офицер с загорелым лицом, девушка шестнадцати лет. Семантически такие словосочетания равноценны двусловным: низкорослый человек, загорелый офицер, шестнадцатилетняя девушка и т.д. К такому же типу близки словосочетания с фразеологизированными глагольными образованиями канцелярского, книжного характера: производить осмотр помещения (осматривать помещение), проявлять интерес к делу (интересоваться делом), оказывать помощь другу (помогать другу), вести спор с оппонентом (спорить с оппонентом);

3) сложные словосочетания представляют собой различные соединения простых словосочетаний (или слова и простого словосочетания): читать интересную книгу, часто применяемый в клинике.

Сложные словосочетания делятся на словосочетания

а) с соподчинением (настойчиво просить о помощи), в которых подчинительные связи исходят от одного слова, и

б) с последовательным подчинением (бороться с сильным соперником), которые образуются на основе связей, исходящих от разных главных слов.
Грамматическое значение словосочетания.
По характеру синтаксических (смысловых) отношений словосочетания относятся к следующим типам:

1) атрибутивные (определительные), указывающие на предмет и его признак: красивая девушка, дом напротив, желание учиться; большой дом, рубашка навыпуск; пятый день; отцов портфель, заячий след;

2) объектные, указывающие на действие и предмет, на который действие переходит прямо или косвенно или только ориентируется на него: купить картину, съесть яблоко; возвратить учителю, писать карандашом, поссориться с другом;

3) обстоятельственные, указывающие на действие и его признак или на признак признака:

а) образ действия - говорить тихо, идти быстро; б) временные -учиться год, отдыхать летом; в) пространственные - ехать полем, жить в городе; г) причинные - покраснеть от волнения, не прийти из-за болезни; д) целевые - уехать для лечения, подарить на память; е) значение степени - очень устать, втрое увеличить.
Необходимо учитывать, что смысловые отношения могут быть одного типа, но могут и совмещаться друг с другом. Н.: дверь на балкон - атрибутивные + пространственные отношения; путевка на месяц - атрибут. + временные; драка из-за мяча - атрибут. + причинные; т.е. речь идет о синкретичных членах предложения.

Наши рекомендации