Методика изучения фонетики и графики в школе.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭТОЙ РАБОТЫ

Методика преподавания русского языка руководствуется: -глобальным принципом школы в целом, называемым «соеди­нение обучения с воспитанием»; - принципами учебного процесса, действующими в любом конкретном предмете (принципами научности, наглядности, соз нательности и активности, прочности знаний, систематичности, последовательности, доступности и посильности, индивидуально­ го подхода, связи обучения с жизнью, связи теории с практикой). Эти принципы применяются в процессе изучения русского языка с учетом его специфики.

Специальные принципы методики преподавания русского язы­ка делятся на общеметодические и частнометодические (или уровневые). Общеметодические принципы изучения разделов науки о языке. Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и использу­ются говорящими в собственной речи. Соответственно при изуче­нии любого раздела науки о языке действуют общиеметодические принципы.

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление единиц языка и реалий. Так, при ознакомлении учащихся со смыслоразличительной функцией фонем (в школьной терминологии - звуков) естественно наблюдение за звучанием и реали­ей, например, представленной в виде рисунка. Аналогичным обра­ом мы поступаем, знакомя детей со словом, словосочетанием и т.д. Работа по русскому языку с учетом данного принципа форми­рует у детей научный взгляд на язык, на его назначение в обществе.

Функциональный принцип заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи. В языке нет единиц, не выполняющих ту или иную функцию или ряд фун­кций. Так, функции фонем состоят в создании звуковой оболоч­ки слова и в различении слов, функция слов - быть средством наименования реалий, предложений - средством отражения собы­тий и т.д. Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение языковых явлений с двух точек зрения: с точки зрения структуры (строения) и с точки зрения значения, которым обладает данная языковая структура. Необходимость в этом принципе объ­ясняется тем, что в языке реально существует связь формы и значе­ния, и ее следует детям раскрывать, какое бы языковое явление ни изучалось. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними падежами объектное, с другими - про­ странственное значение.

Принцип межуровневых и внутриуровневых связей предполагает установление зависимости, с одной сторо­ны, между единицами одного уровня (их изменения под влиянием друг друга, например в фонетике - озвончение или оглушение со­ гласных в определенных условиях) и, с другой стороны, между еди­ницами разных уровней (возможность или невозможность функцио­нирования). Например, наблюдается прямая связь между лексикой и морфологией при образовании форм слов: у слова лист в значении «орган растения»

Нормативно-стилистический принцип заключа­ется в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в за­висимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи.

Частнометодические принципы изучения разделов науки о язы­ке. Каждый раздел науки о языке обладает своей спецификой. В процессе их изучения необходимо учитывать кроме общеметоди­ческих принципов частнометодические, которые вытекают из специфики этих разделов науки о языке.

В раздел «Фонетика» включены понятия: звуки речи; гласные; гласные ударные и безударные; согласные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные согласные по мягкости-твердости, по звонкости-глухости; слог, ударение; чередование гласных и согласных. В школьном учебнике еще до­бавлены понятия шипящие и сонорные согласные, а также функции звуков речи. В совокупности перечисленные понятия, отражая существенные признаки звуковой системы русского языка, со­ставляют основы знаний о ней. Помимо понятий в школьный курс фонетики входят отдельные языковые фонетические факты, на­ пример звуки [й], [ц].

Для описания звуков языка через учебник вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости и квадратные скобки.

Методика фонетики располагает следующими частно- методическими принципами:

- опора на речевой слух самих учащихся;

- рассмотрение звука в морфеме;

- сопоставление звуков и букв.

Реализация первого принципа приводит школьников к созна­тельному восприятию звуков и правильному определению их свойств. Рассмотрение звука в морфеме способствует пониманию их изменений в зависимости от позиции чередований сильных и слабых звуков. Такие наблюдения дают теоретическую основу работе над буквенными орфограммами. Последний принцип, предупреждая смешение детьми звуков и букв (фонетики и графи­ки), также существенно влияет на овладение орфографией.

Лексикология. Фразеология.

Наши рекомендации